Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение направлений экономической политики государства и стратегии экономической безопасности Российской Федерации.
Задачами данного исследования являются: рассмотрение теоретических положений, касающихся экономической политики и экономической безопасности; изучение современного состояния экономической безопасности России и прогнозных показателей реализации экономической политики.
Глава 1. Экономическая политика государства и экономическая безопасность
1.1. Понятие, виды и инструменты экономической политики
1.2. Понятие экономической безопасности, характеристика её показателей
Глава 2. Настоящее и будущее российской экономики
2.1. Направления и прогнозы реализации экономической политики
РФ
2.2. Стратегия и современное состояние экономической безопасности России
Заключение 30
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
КАФЕДРА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И
Дневное
отделение
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Экономическая безопасность
на тему:
Направления экономической политики государства.
Стратегия экономической безопасности
Российской Федерации.
Выполнил:
студент
4 курса
Научный руководитель:
Козлова
Д.И.
Тюмень 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава
1. Экономическая политика государства
и экономическая
безопасность
1.2. Понятие
экономической безопасности, характеристика
её показателей
Глава 2. Настоящее и будущее российской экономики 15
2.1. Направления и прогнозы реализации экономической политики
РФ
2.2. Стратегия
и современное состояние экономической
безопасности
России
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
В настоящее время Россия стоит перед серьёзными «вызовами» глобализации и необходимостью более тесного и эффективного включения в международные отношения. Очевидно, эффективная интеграция возможна лишь на основе создания прочной и стабильной внутренней экономики, опирающейся на весь арсенал рычагов современной экономической политики и экономической безопасности. В этих условиях крайне актуальны проблемы поставленные Правительством РФ по обеспечению устойчивого экономического роста и введению полной конвертируемости национальной валюты. Их решение предполагает развитие инвестиционных процессов, нормализацию положения финансового и банковского секторов, укрепление позиций национального бизнеса в целом. Большое значение имеет и координация действий тех органов власти, в чью компетенцию входят формирование и реализация экономических подходов, ведь от них в немалой степени зависит достижение намеченных целей.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью проведения более активной экономической политики с использованием денежно-кредитных, бюджетных, валютных рычагов, налоговых и неторговых инструментов. При этом они должны быть задействованы как составные элементы единого механизма, направленного на решение важнейших стратегических задач и способствующего усилению позиций российской экономики в современном мире.
Целью данной курсовой работы является изучение направлений экономической политики государства и стратегии экономической безопасности Российской Федерации.
Задачами данного исследования являются: рассмотрение теоретических положений, касающихся экономической политики и экономической безопасности; изучение современного состояния экономической безопасности России и прогнозных показателей реализации экономической политики.
1.1 Понятие, виды и инструменты экономической политики
Экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.
Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).
В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.
Экономическая
политика тесно связана с
Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.
Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава.
В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.
Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).
Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.
Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В
зависимости от области государственного
воздействия на экономические процессы
и способов, инструментов осуществления
государственной экономической политики
различают разные ее виды. Единой, общепринятой
классификации видов экономической политики
не существует, разные авторы по-разному
называют отдельные ее виды и по-разному
формируют общий перечень составных частей
экономической политики государства.
В укрупненном плане принято выделять
фискальную (финансово-бюджетную политику),
монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую
политику. В более широком плане в государственную
экономическую политику включают такие
ее части, как социальная, структурная,
инвестиционная, приватизационная, региональная,
аграрная, научно-техническая, налоговая,
банковская, ценовая, антимонопольная,
природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая
политика.