Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить общий и элементный состав авторских договоров.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие авторского договора и авторского права в целом.
2. Изучить основные признаки авторского договора.
3. Проанализировать историю развития авторского договора и авторского права в целом.
4. Изучить нормативно правовое регулирование авторских договоров.
5. Проанализировать особенности заключения авторских договоров.
6. Проанализировать существенные и иные условия авторских договоров.
7. Изучить права и обязанности сторон авторских договоров.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика авторских договоров
1.1 Авторские договоры: понятие, признаки, история развития
1.2 Нормативное правовое регулирование и особенности заключения авторских договоров
2. Содержание авторского договора
2.1 Характеристика существенных и иных условий авторских договоров
2.2 Права, обязанности сторон и ответственность по авторским договорам
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

авт договоры.docx

— 137.91 Кб (Скачать)

 

В том случае, если неисполнение авторского договора вызвано обстоятельством, за которое должник несет ответственность, обязательство по авторскому договору видоизменяется, поскольку взамен первоначального обязательства наступает ответственность должника за неисполнение. Но не следует забывать, что пользователь несет ответственность и за случайно наступившую невозможность использования произведения. Еще один момент, на который надо обратить внимание, - это то, что невозможность исполнения в качестве основания, прекращающего действие авторского договора, должна носить окончательный, а не временный характер. Так, в случае, если произведение не может быть создано в срок, предусмотренный договором, в силу того, что произошла задержка тех событий, которые должны быть в нем отражены, то данное обстоятельство может послужить основанием для расторжения авторского договора, но не для его прекращения в связи с невозможностью исполнения. При этом бремя доказывания обстоятельств, которые вызвали невозможность исполнения, по общему правилу лежит на стороне, утверждающей наличие таких обстоятельств. К основаниям прекращения авторского договора относится и смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве стороны договора (ст. 418-419 ГК РФ). Смерть автора прекращает существующее обязательство, так как создание и доработка произведения не могут быть произведены без личного участия самого автора. Но если передаваемое произведение уже практически пригодно для использования, то прекращение авторского договора в данном случае не имеет достаточных оснований. Хотя, вне всякого сомнения, в такой ситуации последнее слово всегда остается за заказчиком, поскольку при желании он легко может сослаться на необходимость участия автора в доработке произведения и его подготовке к использованиюТам же. Астафьев С.В. Авторский договор в РФ // М., Мир права. 2001. №8. С. - 22..

 

Но следует отметить, что  закон в этих условиях не содержит требования заключения нового договора с наследником, который, в свою очередь, не может на этом настаивать. В данном случае имеет место правопреемство, в результате которого умершего автора замещает в договоре его наследник. Если же умерший автор не имел наследников  по закону и не оставил завещания, то авторский договор прекращается автоматически. Так как в соответствии со ст. 552 ГК РСФСР 1964 г. авторское право  прекращается в связи с переходом  по праву наследования к государству. Случай ликвидации юридического лица (прекращение без правопреемства), когда аннулируются в установленном  законом порядке все обязательства  данного юридического лица, включая  и обязательства, вытекающие из авторских  договоров, не освобождает заказчика  от ответственности за неисполнение тех его обязанностей, которые  должны были быть исполнены им ранее. При реорганизации юридического лица авторский договор не прекращается и подлежит исполнению правопреемником. Наконец, в случаях, предусмотренных  законом или договором, авторский  договор может быть прекращен  в одностороннем порядке автором  либо пользователем. Для предотвращения конфликтных ситуаций между сторонами  имеет смысл в авторском договоре предусмотреть те основания, которые  дают сторонам право на расторжение  договора. Если же в договоре эти  вопросы не прописаны, следует руководствоваться  общегражданским правилом о том, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут лишь при существенном нарушении его другой стороной. Под существенным нарушением договора одной из сторон подразумевается ущерб для другой стороны, превышающий заложенный доход при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ) Там же. Астафьев С.В. Авторский договор в РФ // М., Мир права. 2001. №8. С. - 22.. Нетрудно заметить, что приведенная норма носит слишком абстрактный характер, в силу этого ее применение также может привести к различным спорам между сторонами. Поэтому надо четко уяснить, что малозначительное отступление сторон от условий договора, такое, как небольшая задержка одной из сторон с исполнением лежащих на ней обязанностей, не является основанием для одностороннего отказа от авторского договора. Заявление о расторжении авторского договора может быть подано стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ). Основным последствием прекращения авторского договора является аннулирование прав и обязанностей сторон. Иногда вместе с этим возникают обязательства, связанные с урегулированием имущественных последствий прекращения договора, к примеру, в связи с уплатой либо возвратом авторского вознаграждения Там же. Астафьев С.В. Авторский договор в РФ // М., Мир права. 2001. №8. С. - 23..

 

На основе проведенного мной исследования я сделала следующие  выводы: Авторский договор считается  реальным в том случае, если одновременно с согласованием всех необходимых  условий договора стороны предоставляют  друг другу все причитающееся  по договору. Порядок прекращения  авторского договора в связи с  проанализированными основаниями  специально в авторском законодательстве не прописан. Иногда, к примеру по истечении срока действия авторского договора, это происходит автоматически, в иных ситуациях прекращение договора согласовывается сторонами, в том числе путем обмена письмами, либо происходит на основе одностороннего заявления одной из сторон. В случае, если одна из сторон не изъявила согласия на расторжение договора или не согласилась с тем основанием, по которому оно производится, спор подлежит разрешению судом.

 

2.2 Права, обязанности сторон  и ответственность по авторским  договорам и авторских договоров

 

Сторонами авторского договора выступают автор (правопреемник  автора) и пользователь произведения. Обязательным субъектом авторского договора является автор произведения или его правопреемник. Совершеннолетний и дееспособный автор произведения, как правило, сам заключает договор  либо делает это через своего поверенного. За малолетнего автора, т.е. не достигшего 14 лет, авторский договор подписывают  его родители или опекуны. Несовершеннолетний автор в возрасте от 14 до 18 лет  заключает авторский договор  самостоятельно, но с согласия родителей  или попечителей. От имени недееспособного  автора, признанного таковым вследствие душевной болезни, действует его  опекун. Если авторский договор заключается  по поводу использования коллективного  произведения, то необходима согласованная  воля всех соавторов. При этом все  они имеют право принимать  участие в согласовании условий  и подписании договора, хотя это  может сделать и один из них  по поручению остальных. Если имеет  место работа по подготовке сборника, то, помимо заключения договоров с  составителем (составителями), необходимо также заключить договоры со всеми  авторами, произведения которых планируется  включить в сборник Никитина М.И, Чернышёва С. А. Авторский договор  в гражданском праве // Правоведение - №3, - 1998 - С. 155..

 

В практике нередко встречаются  случаи, когда лицо, осуществляющее выпуск сборника, пренебрегает заключением  таких договоров, предполагая, что  согласование всех вопросов с авторами включаемых в сборник произведений является обязанностью составителя. Данная точка зрения ошибочна, поэтому следует учесть, что в случае бездоговорного использования произведения вся ответственность будет возложена именно на организацию, выпустившую сборник, а не на его составителя Никитина М.И, Чернышёва С. А. Авторский договор в гражданском праве // Правоведение - №3, - 1998 - С. 155.. После смерти автора договор об использовании произведения может быть заключен с его наследниками. На наследников распространяются все те правила о дееспособности, что и на авторов, которые были рассмотрены выше. Если наследник не один, то для заключения авторского договора необходимо согласие всех наследников. В случае возникновения конфликтной ситуации между наследниками спор между ними передается на разрешение суда по исковому заявлению любого из них Шестаков Д.Ю. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства. // Российская юстиция. - 2000. - №5.. Вторая сторона авторского договора - пользователь произведения. Как правило, это специализированная организация, основным родом деятельности которой является осуществление издательских, выставочных и других аналогичных функций. Однако заключение авторских договоров не возбраняется любым иным организациям, при условии, что использование определенных произведений не противоречит их уставным целям. На сегодняшний день практически отсутствуют жесткие рамки специализации пользователей Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовой аспект. М., «ВесьМир». 2002. С. - 355 - 356..

 

Это является следствием нелегкой экономической ситуации, в условиях которой, например, некоторые специализированные издательства для того, чтобы выжить, вынуждены издавать непрофильную для  себя, но коммерчески выгодную литературу. Однако следует помнить, что для  возможности осуществления отдельных  правомочий по использованию произведений, например издательской деятельности, публичного показа и распространения  аудиовизуальных произведений, пользователю необходимо получить соответствующую  лицензию. В теории авторского права  сложилось мнение, что договор, по которому пользователю предоставляются  права на произведение не для их использования в точном смысле этого  слова по авторскому праву, а с  целью удовлетворения личных потребностей, не является авторским. Это относится  к организациям, которые не имеют  соответствующей лицензии на право  заниматься издательской и тому подобной деятельностью, связанной с использованием произведений с целью извлечения прибыли. Правда, это вовсе не означает, что они не могут являться стороной договора заказа. В качестве примера  можно привести следующие ситуации: общественная организация вправе заключить  авторский договор с писателем  на написание истории развития организации  или со скульптором на создание памятника  и т.п. Данные договоры вполне законны, но по своей сути являются не авторскими, а договорами подряда. Среди ученых, занимающихся вопросами, авторского права, выработалась практически единая позиция  о том, что физическое лицо также  не может быть пользователем как  одной из сторон авторского договора. Те договоры, в рамках которых по заказам отдельных физических лиц  создаются творческие произведения, принято квалифицировать в качестве договоров подряда. Для иллюстрации  следующий пример См. Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовой аспект. М., «ВесьМир». 2002. С. - 355 - 356..

Между гражданкой Б. и скульптором  К. был заключен договор на создание скульптуры умершего мужа Б. для установления на могиле, в счет вознаграждения был  выплачен аванс в размере 5000 руб. По причине болезни скульптора работа осталась незавершенной, в связи с чем Б. потребовала от скульптора возврата аванса. Если считать, что в данном случае имел место авторский договор, то аванс возврату не подлежал, поскольку автор не исполнил свои обязанности по договору не по своей вине. Если же данный договор квалифицировать как подрядный, то в этом случае аванс должен быть возвращен, поскольку подрядчик выполняет работу на свой риск. Суд требование Б. удовлетворил и поступил правильно, так как представляется нецелесообразным возлагать на заказчиков, в качестве которых выступают обычные физические лица, все обязанности, которые возлагаются на организации, занимающиеся использованием произведений на профессиональной основе. Но, конечно, следует помнить, что если гражданин является частным предпринимателем, то он потенциально может осуществлять воспроизведение и распространение произведений. В такой ситуации гражданин заключает с автором договор, по которому приобретает в полном объеме все права и несет все обязанности пользователя. Поскольку авторский договор действует сравнительно длительный период времени, то не исключена ситуация с переменой участвующих в обязательстве лиц.

 

Данный момент имеет определенные особенности по сравнению с общегражданскими правилами об уступке права требования и переводе долга. Если возникает  необходимость замены автора, изменения  авторского коллектива, привлечения  соавторов и т. п., то данный вопрос обычно решается положительно только с согласия пользователя произведения Там же. Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовой аспект. М., «ВесьМир». 2002. С. - 356..

 

Исключение составляет лишь случай, когда после смерти автора уже готового произведения его место  занимает наследник в силу прямого  указания закона. Что касается переуступки  прав по авторскому договору, то в соответствии с действующим законодательством  права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или  частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено  договором (п. 4 ст. 31 закона). Вместе с  тем критерий субъектного состава, в соответствии с которым одной  из сторон авторского договора обязательно  должен быть автор или заменяющее его лицо (наследник), не снимает  все возникающие на практике вопросы. Наиболее важным из них можно считать  вопрос о квалификации договора, в  соответствии с которым одна организация, являющаяся обладателем авторских  прав на определенное произведение, передает данные права другой организации. Такие  договоры в настоящее время нередки  и имеют два варианта: 1) организация  передает права, которыми владеет в  качестве автора и 2) организация передает права, которые были ею ранее приобретены  на основании закона (например, в  отношении произведения, созданного в результате служебной разработки) или договора с автором. Так как  указанные договоры опосредуют передачу авторских прав, можно говорить о  том, что такие соглашения тоже относятся  к авторским договорам или  являются их разновидностью. Авторским  договором может считаться только такой договор, который заключается  самим автором или заменяющим его лицом. Такой вывод можно сделать хотя бы из тех закрепленных в законе гарантий, которые установлены явно в интересах только непосредственных создателей произведений, а также из того, что закон несколько раз прямо упоминает об авторе как одной из сторон авторского договора Гаврилов Э.П. Комментарии к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. Учебное пособие.М., «Экзамен». 2003. С. - 355.. Содержание любого гражданско-правового договора вообще и авторского в частности составляют права и обязанности сторон. Содержание отдельных видов авторских договоров различно. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа отличается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. При этом сразу следует отметить, что действующее законодательство фактически не регулирует содержание авторских договоров, оставляя данный вопрос полностью на усмотрение сторон. Анализ содержания авторского договора целесообразно начать с характеристики обязанностей автора. Основная его обязанность - создание и передача заказчику заказанного произведения. Для надлежащего выполнения данной обязанности автору необходимо создать произведение, соответствующее условиям договора. К примеру, литературное произведение должно соответствовать зафиксированным в договоре заказа виду литературы, жанру, иметь согласованный с издательством объем. А сценарий художественного кинофильма должен отвечать творческой заявке, излагающей основную идею, сюжетный замысел и характеристику главных действующих лиц будущего сценария. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов допустимы только с согласия организации-заказчика, что, как правило, оформляется составлением нового или изменением прежнего авторского договора. Чисто техническая работа, такая, как сбор материала и т.п., может быть выполнена по поручению автора любым лицом, при этом получение согласия заказчика необязательно Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). Учебник для вузов. М., Норма-инфора-М. 2000. С. - 456..

 

Автор обязан представить  заказанное ему произведение в установленный  договором срок. Исходя из смысла законодательства и сложившейся практики, автор  имеет право представить заказанное произведение досрочно, при условии, что в договоре не зафиксировано  иное. Произведение должно быть представлено заказчику в готовом для использования  виде, т.е. в наличии должны быть все  оговоренные договором элементы. Стороны вправе предусмотреть передачу заказанного произведения по частям. С целью предупреждения возможных  споров сдачу-приемку произведения целесообразно оформить специальным  документом, к примеру особой распиской. На авторе также лежит обязанность доработки произведения по требованию заказчика. Необходимость доработки может быть выявлена в результате рассмотрения произведения, когда оно в целом соответствует требованиям договора, но требует внесения определенных уточнений или изменений. Однако необходимо особо отметить, что требования о внесении в произведение уточнений или изменений может ставиться исключительно в пределах условий авторского договора. Например, заказчик не вправе требовать от автора составления алфавитно-предметного указателя, если это не было заранее оговорено в договоре. Также заказчик не вправе настаивать на том, чтобы автор изменил свою точку зрения по тому или иному вопросу, даже если, по мнению заказчика, данная точка зрения является ошибочной. Предлагаемые требования по изменению и дополнению произведения должны быть точно указаны заказчиком. Стороны должны также достигнуть соглашения о новом сроке представления измененного или дополненного произведения. Отсутствие такого согласования может привести к конфликту. Так, П. заключил с издательством договор на издание произведения Гаврилов Э.П. Комментарии к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. Учебное пособие.М., «Экзамен». 2003. С. - 355..

 

Автор представил его в  срок, но издательство потребовало  доработки рукописи. Срок доработки, однако, не был сторонами определен. При повторной сдаче доработанного  произведения издательство отказалось его принять, мотивируя свой отказ несвоевременностью представления рукописи, и расторгло с автором договор. П. обратился с иском в суд, который восстановил действие издательского договора, а в своем решении указал, что согласно ст. 168 ГК РСФСР 1964 г. Недопустимо одностороннее изменение условий договора. Кассационная инстанция подтвердила правильность вынесенного судом решения. Ответа на вопрос о том, сколько раз произведение может возвращаться автору на доработку, в действующем законодательстве не дается, поэтому данный аспект лучше специально оговорить в договоре. Может возникнуть ситуация, когда необходима доработка уже одобренного заказчиком произведения. Например, если к изданию подготовлена работа на юридическую тематику, но внесены существенные изменения в законодательство, автор обязан по требованию заказчика внести соответствующие изменения в данную работу. При этом автор имеет право на дополнительное вознаграждение за доработку произведения лишь в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

Информация о работе Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования