Оценивая с этих позиций
меры воздействия на нарушителей, которые
применяются в авторских договорах,
можно заключить, что основные из
применяемых в данной сфере санкций
мерами ответственности в общепринятом
смысле не являются. Действительно, такие
меры, как принудительное взыскание
обусловленного договором гонорара,
возврат аванса в связи с непредставлением
произведения, одностороннее расторжение
договора ввиду допущенного нарушения
и т. д., не возлагают на нарушителя
каких-либо дополнительных обременении
и, следовательно, в точном смысле ответственностью
считаться не могут. Поэтому многие ученые
предлагают учитывать специфику авторских
отношений и принять более широкое и с
практической точки зрения значимое толкование
ответственности, включив в него любые
меры, оказывающие на нарушителя неблагоприятное
воздействие (хотя в теоретическом плане
подобная трактовка весьма уязвима). Например,
обязанность возвратить полученный по
договору аванс не является для автора
дополнительным обременением, но имеет
для него отрицательное значение. В случае
пользователя досрочное расторжение договора
предопределяет напрасно затраченные
им усилия на подготовку использования
произведения.
Известно, что ответственность
по авторскому договору имеет своей
основной целью восстановление нарушенных
прав и законных интересов потерпевшей
стороны; за счет нарушителя. Поэтому
принудительные меры воздействия (взыскание
не выплаченного по договору гонорара,
требование возврата аванса, возмещение
убытков и др.) обращены не на личность
нарушителя, а на его имущество
и выполняют восстановительную (компенсационную)
функцию Там же. Гаврилов П. Авторские
договоры в России //М., Домашний адвокат.
2003. №2. С. - 57..
По новому авторскому законодательству
сторона, не исполнившая или ненадлежащим
образом исполнившая обязательства
по авторскому договору, обязана возместить
убытки в полном объеме, включая
упущенную выгоду, что усиливает
функции ответственности. Раньше этого
не было предусмотрено. К важным особенностям
ответственности за нарушение авторского
договора относится несовпадение между
собой ответственности автора и
ответственности пользователя ни по
основаниям, ни по объему, так как
ответственность автора в случае
его вины заключается в возмещении
реального ущерба, причиненного заказчику.
Иные убытки заказчика, например упущенная
выгода, возмещению не подлежат. Пользователь
же несет ответственность независимо
от своей вины в неисполнении обязанностей
по договору (п. 3 ст. 401 ГК РФ), причем отвечает
перед автором в полном объеме.
По соглашению сторон могут вводиться
штрафные санкции за неисполнение или
ненадлежащее исполнение принятых обязательств.
Также стороны самостоятельно определяют
и те нарушения, которые могут
служить основанием для применения
предусмотренных договором санкций.
Далее будут рассмотрены наиболее
типичные нарушения обязанностей по
авторскому договору и следующие
за ними возможные санкции. Ответственность
автора за нарушение обязанностей по
договору заключается: в возврате полученного
им гонорара, в одностороннем расторжении
заключенного с ним договора, в
возложении на него обязанности по
возмещению возникших у пользователя
убытков, а также в уплате им неустойки.
Условия реализации этих санкций определяются
самими сторонами в конкретном авторском
договоре. Договор также предусматривает
применение мер принуждения самостоятельно
либо лишь при одновременном расторжении
авторского договора Там же. Гаврилов
П. Авторские договоры в России //М., Домашний
адвокат. 2003. №2. С. - 57 - 58.. При их нечетком
определении в договоре имеет смысл следовать
общим положениям гражданского законодательства.
В первую очередь должна быть установлена
вина автора в нарушении договорных обязанностей.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим
обязательство. При этом ни форма вины,
ни ее степень на размер ответственности
не влияют. Если же неисполнение или ненадлежащее
исполнение договорных обязанностей явилось
результатом объективных причин (болезнь,
стихийные бедствия и др.), автор ответственности
не несет. К примеру, авторы К. и Н. заключили
договор с кинокомпанией, обязуясь представить
литературный сценарий для телефильма.
При этом студия выплатила им аванс в размере
25% от авторского гонорара. Сценарий был
выполнен вовремя, но кинокомпания сочла
нужным отдать его авторам на доработку,
предварительно оговорив новый срок сдачи.
Но работа не была представлена. За этим
последовало расторжение договора с авторами,
требование вернуть выплаченный аванс
в связи с просрочкой. В ходе рассмотрения
дела выяснилось, что автор К. тяжело заболел,
а Н. не мог работать за двоих, так как их
труд был разделен: К. создает режиссерскую
разработку по сценарию, а Н. пишет литературный
сценарий. Исходя, из этого суд отклонил
иск кинокомпании. Возмещение убытков
как мера ответственности может быть применено
только в случае наличия факта их причинения
и установления размера. Убытки пользователя
могут включать расходы на подготовку
произведения к опубликованию, утрату
или повреждение его имущества (пропажа
переданных автору материалов), неполученные
доходы, на которые пользователь рассчитывал
в случае исполнения автором своих обязательств.
Однако убытки подлежат возмещению в полном
объеме только при наличии готового произведения
как предмета авторского договора Там
же. Гаврилов П. Авторские договоры в России
//М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 58.. В противном
случае автор возмещает заказчику лишь
реальный ущерб; упущенная же последним
выгода возмещению не подлежит. Обязанности
по возмещению убытков накладывается
на автора при наличии причинной связи
между допущенным им нарушением условий
договора и наступившими последствиями.
Обосновывает данную связь пользователь.
Если выявлено умышленное или случайное
содействие пользователем увеличению
размера убытков, причиненных неисполнением
или ненадлежащим исполнением автором
своих обязательств, суд имеет право уменьшить
размер ответственности автора. Если в
действиях автора присутствует признак
противоправности, к нему применяются
любые предусмотренные договором или
законом санкции. Другими словами, основанием
для применения санкций может служить
лишь неисполнение или ненадлежащее исполнение
автором лежащих на нем обязанностей по
договору.
К наиболее типичным нарушениям
обязанностей относятся: просрочка
автора в представлении произведения;
не соответствующее условиям договора
или недобросовестное выполнение заказанной
работы; отказ автора от внесения исправлений
в произведение, предложенных ему
в порядке и пределах, установленных
договором; нарушение обязанности
лично выполнить работу; передача
произведения для использования
третьим лицам без согласия контрагента
по договору о передаче исключительных
прав, которые подробнее рассматриваются
ниже. Первым основанием для применения
к автору санкций довольно часто является
просрочка в передаче произведения заказчику,
причем ее длительность не имеет значения.
Даже самая незначительная просрочка
может стать причиной расторжения договора
Там же. Гаврилов П. Авторские договоры
в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2.
С. - 58.. Однако если автор ссылается на
объективные причины просрочки, например
серьезную длительную болезнь, изменившиеся
внешние обстоятельства (принятие нового
законодательства в период работы над
юридической монографией), действие стихийных
бедствий и т.п., то они могут быть приняты
судом в расчет. Следует добавить, что
если автор болел в течение месяца, то
оправданием ему будет служить только
этот месяц. Просрочкой также считается
несвоевременная сдача произведения автором
после доработки при оговоренном сроке.
Непредставление произведения подразумевает
его сдачу в недооформленном или некомплектном
виде, несоблюдение порядка передачи произведения,
если он четко оговорен нормативным актом
или договором. Так, например, в одном из
дел автор передал в обусловленный срок
рукопись рецензенту, тогда как в договоре
четко говорилось о сдаче произведения
заведующему редакцией, и поэтому суд
признал автора просрочившим исполнение
обязанности по договору. Если организация-заказчик
не получила произведение в обусловленный
договором срок не по вине автора, она
может расторгнуть с ним договор исходя
из общегражданского правила, закрепленного
ст. 405 ГК РФ. При расторжении договора
по этой причине и при отсутствии вины
автора у организации нет права применить
к нему иные меры ответственности, а именно:
взыскать причиненные убытки. Довольно
часто прекращение договора невыгодно
самому заказчику. Он может и не воспользоваться
своим правом на одностороннее расторжение
договора с допустившим просрочку автором,
что имеет некоторые важные правовые последствия.
Если в результате изучения произведения
после принятия заказчик придет к выводу
о его непригодности, он может отклонить
произведение только по этому новому основанию,
не ссылаясь на допущенную автором просрочку
Там же. Гаврилов П. Авторские договоры
в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2.
С. - 58 - 59.. Заказчик вправе требовать расторжения
договора, возврата аванса или применить
иные санкции, если автор отступил от условий
договора при выполнении им заказанной
работы или недобросовестно ее исполнил.
Отступление автора от условий заключенного
договора касается лишь его объекта. Другими
словами, подразумевается несоответствие
жанра, назначения, темы, объема и других
параметров произведения обусловленному
договором объекту. Существенность отступлений
от условий договора оценивается в процессе
рассмотрения произведения и зависит
от точности и детальности определения
в договоре требований к объекту. Обычно
автору предоставляется возможность устранить
допущенные отступления от условий договора,
особенно если они носят незначительный
характер, например небольшое превышение
объема. Факт отступления от условий договора
доказывается заказчиком. Плюс ко всему
автор имеет право в судебном порядке
обжаловать решение заказчика об отклонении
произведения, требуя проверки обоснованности
расторжения договора по этому основанию.
Бывают случаи, когда изменение объекта
договора происходит по не зависящим от
автора причинам: тема утратила актуальность,
в ходе исследовательской работы появились
новые данные, изменившие коренным образом
взгляд на проблему. Если в результате
автор создает доброкачественное и оригинальное
произведение, но существенно расходящееся
с оговоренным в договоре объектом, заказчик
вправе расторгнуть договор в одностороннем
порядке. Но если автором будет доказано,
что отступление от условий договора произошло
не по его вине, а в силу объективных причин,
к нему нельзя применить иные меры ответственности.
Недоброкачественность произведения
также может служить основанием для расторжения
договора. Понятие недобросовестности
в данном случае не совпадает с понятием
вины Там же. Гаврилов П. Авторские договоры
в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2.
С. - 59..
Здесь имеется в виду не
просто вина автора, создавшего некачественное
произведение, а то, что автор
умышленно совершил неправомерные
действия или допустил грубую неосторожность,
создавая произведение. К неправомерным
действиям относятся неправомерное
использование чужих произведений,
представление своего ранее опубликованного
произведения под видом нового, искажение
фактов в документальном произведении,
искажение оригинала при переводе,
включение в рукопись непроверенных
данных, подлежащих проверке автором.
(По Постановлению Пленума Верховного
Суда СССР от 18 апреля 1986 г). Например, одно
из отечественных издательств заключило
договор с автором Ч. на выполнение
прикладных иллюстраций для словаря.
При сдаче части работы автору
была выплачена часть вознаграждения.
Однако затем издательство обнаружило
его недобросовестность и потребовало
через суд возврата вознаграждения.
В свою очередь, автор предъявил
встречный иск о выплате ему
вознаграждения полностью. В ходе судебного
рассмотрения издательство сообщило,
что автор воспользовался рисунками
из выпущенной ранее в Японии книги
иностранного автора, содержащей большое
число иллюстраций, а также некоторыми
другими изданиями. В целом ряде
случаев автор заимствовал сюжеты
из этих иллюстраций. Автор же утверждал,
что он вправе использовать чужие
изданные произведения для создания
Новых, творчески самостоятельных
произведений (п. 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.).
Однако эта норма могла применяться
лишь в случаях, когда речь шла
о заимствовании идеи, элементов
содержания произведения, но форма
произведения, способ выражения содержания
являлись новыми, творчески самостоятельными.
В данном же случае, по мнению экспертизы,
Ч. не мог считаться автором рисунков
при калькировании и перерисовке,
т. е. при точном воспроизведении
персонажей и образов, созданных
другим художником Там же. Гаврилов
П. Авторские договоры в России //М.,
Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 59 - 60.. Суд
отметил, что автор недобросовестно
выполнил заказанную ему работу: он
получил заказ на создание оригинальных,
творчески новых иллюстраций, а
не перерисовок. Основываясь на этом,
суд своим решением взыскал с
автора Ч. в пользу издательства выплаченный
гонорар и отклонил встречный
иск. Нередко неправомерные действия
затрагивают охраняемые законом
права и интересы третьих лиц,
и те могут инициировать расторжение
авторского договора так же, как
и любая из сторон договора. Существует
широко распространенное заблуждение
о том, что пользователь произведения,
не заинтересованный в расторжении
договора ввиду понесенных им затрат
на подготовительные работы, якобы
не несет ответственности перед
третьими лицами, в отличие от другой
стороны, недобросовестно выполнившей
свои обязанности по договору. Но по
действующему законодательству ответственность
в этом случае возлагается и на
недобросовестного автора, и на пользователя
произведения. Субъект, совершивший
неправомерные действия, несет перед
потерпевшим ответственность в
основном за нарушение личных неимущественных
прав, а имущественная ответственность
перед потерпевшим возлагается
на пользователя произведения, который
должен возместить потерпевшему все
имущественные потери, размер которых
может быть больше или меньше авторского
вознаграждения, выплаченного автору-нарушителю.
В условиях невозможности взыскания
пользователем со своего недобросовестного
автора полученные последним суммы
немедленное расторжение договора
с ним, если на этом настаивают лица,
потерпевшие от его неправомерных
действий, может оказаться морально
и экономически оправданным. Следует
отметить, что в российском авторском
праве существует презумпция добросовестности
автора, которая должна быть опровергнута
организацией путем приведения конкретных
доказательств его неправомерных
действий Там же. Гаврилов П. Авторские
договоры в России //М., Домашний адвокат.
2003. №2. С. - 60..
Если этого не было сделано,
считается, что автора постигла творческая
неудача. Его произведение также
может быть отвергнуто заказчиком ввиду
непригодности, и договор с автором
на этом основании может быть расторгнут.
Однако обычно в таких ситуациях
за автором сохраняется полученное
им по договору вознаграждение в целом
или в части, которая определяется
конкретными договорами. Данное правило
выступает как правовая гарантия
интересов автора. Одной из обязанностей
автора по договору является учет замечаний
заказчика в отношении представленного
произведения, высказанных в пределах
условий договора. Эти замечания
делаются в письменной форме в
течение срока, установленного для
рассмотрения произведения, и не могут
предъявляться более оговоренного
в договоре числа раз. При этом
сторонами должен быть согласован точный
срок устранения отмеченных недостатков.
Но если все эти условия выполнены,
а автор отказывается делать в
произведении какие-либо изменения
или создает только видимость
исправлений, к нему применяются
предусмотренные договором санкции.
Если автор находит, что заказчик
в своих требованиях выходит
за пределы договора или его замечания
неконкретны, противоречивы, ему надо
это доказать. Отказ автора от внесения
в произведение изменений может
быть обоснован также идейными или
теоретическими возражениями. В этих
случаях заказчик может отклонить
произведение как непригодное и
отказаться от договора, но не имеет
права взыскать с автора убытки или
применить иные меры ответственности.
Бывают случаи, когда необходимость
внесения в произведение изменений
диктуется новой жизненной ситуацией
уже после его одобрения. Обычно
условия внесения таких исправлений
и дополнений оговариваются сторонами
дополнительно, так как в большинстве
авторских договоров они заранее
не определяются Там же. Гаврилов П. Авторские
договоры в России //М., Домашний адвокат.
2003. №2. С. - 60.. Отказ автора от переработки
одобренного произведения дает заказчику
право расторгнуть договор. Однако в этом
случае за автором сохраняется все выплаченное
(причитающееся) вознаграждение, учитывая
состоявшееся одобрение произведения.
Еще одним из оснований расторжения авторского
договора и применения иных санкций считается
нарушение автором обязанности лично
создать произведение, определенное договором.
Следовательно, передача прав и обязанностей
по договору другому лицу, равно как и
привлечение соавторов, изменение авторского
коллектива и т. д. могут происходить лишь
с согласия заказчика и оформляться соответствующим
изменением договора. При этом подразумеваются
лица, вносящие творческий вклад в создание
произведения, а не оказывающие автору
техническое содействие, которых он может
приглашать без согласия заказчика, если
только в договоре не указано обратное.
Необходимо заметить, что оправданием
автору не может служить его стремление
закончить работу к обусловленному сроку,
привлечь к созданию произведения более
опытного специалиста, высокое качество
созданного произведения и т. п. Во всех
подобных ситуациях автор должен получить
согласие заказчика, которое дается последним
по собственному усмотрению. Нарушение
автором обязанности не передавать право
на использование произведения третьим
лицам в течение всего срока действия
договора без предварительного письменного
согласия противоположной стороны дает
пользователю право расторгнуть договор,
взыскать выплаченное автору вознаграждение
и применить иные санкции по договору.
Так, автор Г. заключил с издательством
договор, в соответствии с которым должен
был написать и представить издательству
повесть. Произведение было передано издательству
в установленный договором срок и одобрено
Там же. Гаврилов П. Авторские договоры
в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2.
С. - 60 - 73.
При подписании договора автору
был выплачен аванс, а при одобрении
произведения - 60% гонорара (с зачетом
аванса). В период действия договора
Г. заключил договор на то же произведение
(хотя и под иным названием) с другим издательством.
В этой связи первое издательство предъявило
Г. иск о возврате всего полученного им
по договору вознаграждения. Суд иск удовлетворил.
Но нарушением договора не будет считаться
передача автором, связанным издательским
договором, права на публичное исполнение
произведения или передача произведения
(его части) для использования тому же
заказчику. Так, издательство отказалось
от выплаты вознаграждения Н., обвиненному
в нарушении обязанности не передавать
произведение другим организациям. При
рассмотрении дела в суде выяснилось,
что автор включил в рукопись книги «Высокие
технологии» без согласия издательства
часть материала из своей рукописи, издаваемой
издательством по другому авторскому
договору с ним. В решении по делу, которым
иск, предъявленный издательством, был
отклонен, справедливо отмечалось, что
в данном случае право издательства на
единоличное использование произведения
не нарушено. О недобросовестности же
автора в исполнении заказанной работы
издательство вопрос в суде не ставило.
Вопрос о третьих лицах, заключивших с
автором договоры относительно использования
одного и того же произведения, четко решен
в действующем законодательстве. Приобретатель
исключительных авторских прав по авторскому
договору вправе потребовать от любых
третьих лиц прекращения использования
произведения всеми теми способами, на
которые он имеет исключительные права
(абз. 1 п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об авторском
праве и смежных правах»). Помимо вышеописанных
нарушений авторских обязанностей по
договору существуют и менее значительные
нарушения, влекущие для авторов определенные
отрицательные последствия Там же. Гаврилов
П. Авторские договоры в России //М., Домашний
адвокат. 2003. №2. С. - 73. За уклонение от содействия
заказчику в подготовке произведения
к использованию (чтение корректуры, консультирование
режиссера и актеров, участие в обсуждениях
произведения и т.д.) конкретным авторским
договором могут быть установлены особые
санкции. Автор также возмещает убытки
заказчика, вызванные необходимостью
внесения в подготовленное к использованию
произведение исправлений и дополнений.
Так, в издательском договоре особо оговаривается
разрешенный объем правки корректуры
верстки, который в настоящее время устанавливается
на уровне 2-3% стоимости всего набора произведения.
Правка сверх этого объема, если ее необходимость
связана с виной автора, оплачивается
за его счет, т.е. возмещается издательством
за счет авторского гонорара, но обычно
не свыше установленного договором предела.
Далее пойдет речь об особенностях ответственности
при соавторстве. В данном случае присутствует
гражданско-правовое обязательство со
множеством лиц на одной его стороне, так
как обязанности перед заказчиком принимают
на себя несколько соавторов. Не вызывает
никаких сомнений право заказчика расторгнуть
договор, если свои обязанности по договору
не исполнены хотя бы одним из соавторов.
Заказчик вправе рассчитывать на получение
законченного и готового к использованию
произведения. Но он может дать согласие
изменить договор, в частности скорректировать
его объем, если представлена часть произведения,
созданная соавторами, выполнившими свои
обязанности. То же самое касается и произведений,
создаваемых при нераздельном соавторстве.
Если кто-нибудь из соавторов участия
в их создании не принимал, а остальными
соавторами будет представлено законченное
произведение, требуется согласие заказчика
на изменение условий договора Там же.
Гаврилов П. Авторские договоры в России
//М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 73. Однако
возникает сложная ситуация с возможностью
взыскания выплаченных соавторам сумм
авторского вознаграждения или применения
к ним иных санкций. Несмотря на дискуссии
в российских юридических кругах о солидарной
или долевой ответственности соавторов,
действующее законодательство не оставляет
никаких сомнений в том, что ответственность
соавторов может быть только долевой.
Так как в долевом порядке возможно взыскать
авторское вознаграждение или причиненные
убытки лишь с тех соавторов, которые нарушили
свои обязательства по договору. Возложение
ответственности на соавторов, выполнивших
свои договорные обязательства, недопустимо
ввиду отсутствия их вины. За нарушение
условий авторского договора ответственность
может также быть возложена и на пользователя.
При этом надо учитывать, что основания,
объем и форма его ответственности регулируются
как договором, так и общими положениями
гражданского права. В качестве оснований
ответственности пользователя стороны
могут предусмотреть следующие обстоятельства:
причинение автору убытков, нарушение
целостности произведения, невыплата
авторского вознаграждения и иные действия.
На пользователя произведения в отличие
от автора распространяется правило, предусмотренное
ст. 401 ГК РФ: лицо, нарушившее обязательство
при осуществлении предпринимательской
деятельности, несет имущественную ответственность
независимо от своей вины, если только
это не произошло вследствие непреодолимой
силы. Правда, следует сразу оговориться:
данная норма применяется только к пользователям,
которые используют произведение с целью
извлечения прибыли, т.е. осуществляют
коммерческую деятельность. Если же при
использовании произведения не преследовалась
цель извлечения прибыли, пользователь
несет ответственность на общих основаниях,
т. е. лишь при наличии своей вины Там же.
Гаврилов П. Авторские договоры в России
//М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 74. Конкретные
нарушения, служащие основанием для привлечения
пользователей к ответственности, устанавливаются
в каждом авторском договоре, отдельно.
Далее будут проанализированы только
те нарушения, которые наиболее часто
встречаются. Очень часто авторским договором
предусматривается обязанность пользователя
использовать произведение. Нарушением
данной обязанности будет считаться факт
неиспользования произведения в обусловленный
договором срок. Ответственность за указанное
нарушение, как правило, применяется в
форме выплаты автору всего причитающегося
по договору вознаграждения. Однако возможен
и такой вариант, когда автор в этом случае
использует свое право. Просто откажется
от договора и потребует возврата переданных
по нему экземпляров произведения. При
этом автор может одновременно использовать
обе возможности. Но он вправе не настаивать
на выплате ему гонорара и ограничиться
только расторжением договора. Если автор
не расторгает договор, заказчик может
использовать произведение без выплаты
автору какого-либо дополнительного вознаграждения,
кроме ранее согласованного в договоре.
Если договор расторгнут, для использования
произведения заказчик должен заключить
с автором новый договор, предусматривающий
выплату нового авторского вознаграждения.
Именно так трактует подобную ситуацию
судебная практика. Так, Н. заключил договор
с издательством на издание повести в
переводе. В установленный срок произведение
использовано не было. Поэтому издательство
выплатило автору обусловленное договором
вознаграждение. Через девять лет роман
был выпущен в свет. Н., считая использование
произведения бездоговорным, обратился
в суд с иском о взыскании авторского вознаграждения.
Издательство возражало против иска на
том основании, что заключенный им договор
действовал до выпуска книги в свет Там
же. Гаврилов П. Авторские договоры в России
//М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 74.