Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить общий и элементный состав авторских договоров.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие авторского договора и авторского права в целом.
2. Изучить основные признаки авторского договора.
3. Проанализировать историю развития авторского договора и авторского права в целом.
4. Изучить нормативно правовое регулирование авторских договоров.
5. Проанализировать особенности заключения авторских договоров.
6. Проанализировать существенные и иные условия авторских договоров.
7. Изучить права и обязанности сторон авторских договоров.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика авторских договоров
1.1 Авторские договоры: понятие, признаки, история развития
1.2 Нормативное правовое регулирование и особенности заключения авторских договоров
2. Содержание авторского договора
2.1 Характеристика существенных и иных условий авторских договоров
2.2 Права, обязанности сторон и ответственность по авторским договорам
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

авт договоры.docx

— 137.91 Кб (Скачать)

 

Следующей обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к использованию. Данная обязанность, как правило, прописывается  в конкретном авторском договоре. Это связано с тем, что содержание такого участия зависит от вида произведения и характера его использования  См. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). Учебник для  вузов. М., Норма-инфора-М. 2000. С. - 456 - 457..

 

Например, в соответствии с издательским договором автор  по требованию издательства без специального вознаграждения должен просматривать  корректуру произведения с соблюдением  оговоренных сроков, принимая во внимание график движения книжных изданий  в производстве. Согласно сценарному договору для художественных кинофильмов  на автора возлагается обязанность  дачи консультаций режиссеру и актерам  по вопросам, связанным с трактовкой сцен, образов действующих лиц  и т.п., участвовать в обсуждениях  киноматериала и законченного фильма. Но в отличие от издательского  договора данная работа автора по сценарному договору оплачивается в размере, установленном  соглашением сторон. Наконец, последней  обязанностью автора, связанной прежде всего с передачей исключительных прав, является обязанность не передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в тех же пределах, если на это не получено согласие первоначального пользователя. При этом следует особо подчеркнуть, что данный запрет относится лишь к предоставлению произведения для использования аналогичным способом, установленным первоначальным договором, и если, к примеру, автор заключил издательский договор, то это не означает, что он не вправе без согласия издательства предоставить данное произведение для публичного исполнения или переработки в иной жанр. Указанная обязанность возлагается на автора с момента заключения соглашения и остается в силе в течение всего срока действия авторского договора. Наряду с автором ряд обязанностей возлагается также и на заказчика См. Гаврилов Э.П. Комментарии к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. Учебное пособие. М., «Экзамен». 2003. С. - 355.. В первую очередь заказчик обязан принять и рассмотреть переданное автором произведение. Выполняя данную обязанность, заказчик проверяет качество оформления произведения, его комплектность. Указанные действия осуществляются в порядке, предусмотренном договором. Как правило, факт принятия произведения оформляется специальным документом, который подтверждает сдачу автором заказанного произведения. Иногда в авторском договоре фиксируется условие о том, что предоставленное произведение считается принятым, если пользователь в течение определенного срока не потребовал от автора до оформления или доукомплектования произведения. Если произведение было принято, то заказчик также обязан его рассмотреть, т.е. одобрить, отклонить (но только по основаниям, предусмотренным договором). Или выдвинуть требование о внесении в произведение поправок с точным указанием существа необходимых изменений (но также только в пределах договора). Все эти действия заказчик обязан выполнить в срок, предусмотренный соглашением сторон. Оценку произведения заказчик может выполнить самостоятельно либо привлечь к этому специалиста, направив данное произведение для рецензирования. По общему правилу, время рецензирования произведения включается в срок, предоставляемый заказчику для рассмотрения произведения. Иногда необходимость получения специального заключения по представленному произведению предусматривается нормативными актами. К примеру, рукописи учебников и учебных пособий для высших учебных заведений в обязательном порядке подлежат рецензированию на кафедре одного из ведущих по данной специальности вузов, а также крупным специалистом в данной области. В указанном случае время оценки рукописи в соответствующей организации исключается из срока, отведенного заказчику для рассмотрения произведения Полторак А. А. Основы интеллектуальной собственности. Учебник. М., Диалектика. 2004. С. - 554 - 555.. При этом следует иметь в виду, что оценка произведения является обязанностью самого заказчика. Конечно, он вправе учитывать отзывы рецензентов, но окончательную оценку должен дать сам. В случае одобрения произведения заказчиком считается, что автор исполнил свою обязанность по созданию произведения надлежащим образом. Факт одобрения произведения оформляется специальным документом, при этом автору направляется письменное извещение об одобрении его работы. Правда, на практике встречаются случаи, когда данное требование не соблюдается; если такое происходит, произведение считается одобренным с истечением срока, установленного для его рассмотрения. Следует заметить, что данный срок начинает отсчитываться с момента сдачи автором надлежащим образом оформленного произведения, даже если оно было передано досрочно. В этом случае характерен следующий пример. С. заключил с телестудией договор на написание сценария телефильма. В договоре был указан срок сдачи сценария - 15 апреля 1984 г. Автор сдал его досрочно - 3 января 1984 г. В течение 30 дней (срок, предоставляемый организации для рассмотрения произведения) ему не было направлено извещение о результатах рассмотрения сценария. Только 28 февраля студия направила автору письмо, в котором сообщила, что сценарий не может быть принят. В выплате части гонорара студия отказала на том основании, что срок рассмотрения сценария не нарушен, поскольку С. представил сценарий раньше указанного в договоре срока. Позиция студии была признана несостоятельной, так как при принятии сценария срок на рассмотрение начал исчисляться с момента представления сценария автором, т. е. с 3 января 1984 г. Поскольку студия пропустила срок для отклонения произведения, она обязана выплатить автору 50% вознаграждения как за одобренный сценарийСм. Полторак А. А. Основы интеллектуальной собственности. Учебник. М., Диалектика. 2004. С. - 554 - 555..

 

При принятии заказчиком решения  о необходимости доработки произведения он должен довести до сведения автора, в чем состоит суть этой доработки, и согласовать с ним ее сроки. До автора должно быть четко доведено существо требований, в противном  случае это чревато в дальнейшем возникновением спора, о чем свидетельствует  следующий пример. К. заключил с издательством  авторский договор. В соответствии с этим договором издательство должно было выпустить в свет литературное произведение объемом 20 авторских листов. Автор представил рукопись в обусловленный  договором срок, но издательство возвратило ее на доработку. Исправленная рукопись была представлена автором, но издательство внесенные поправки не удовлетворили, и рукопись снова была направлена на доработку. Такая ситуация повторялась несколько раз. В итоге издательство выпустило в свет произведение объемом 8 авторских листов, а оставшаяся часть рукописи издана не была, хотя письменного отказа со стороны издательства не последовало. Автор обратился в суд с иском о взыскании вознаграждения за всю проделанную в соответствии с договором работу, и суд данные исковые требования удовлетворил. Решение об отклонении произведения, обычно фиксируемое специальным документом, принимается заказчиком в случае, если представленное произведение не отвечает условиям заключенного соглашения либо невозможно использование данного произведения по научным или художественным достоинствам. Заказчик вправе отклонить произведение, не передавая его на рецензирование, но в любом случае такое решение должно быть мотивированным, так как автор имеет право его оспаривать. Другой обязанностью пользователя является соблюдение всех личных неимущественных прав автора Там же. Полторак А.. Основы интеллектуальной собственности. Учебник. М., Диалектика. 2004. С. - 555.. Вообще-то данное требование распространяется на всех лиц вне зависимости от того, имеют ли они договорные отношения с автором или нет. Однако, авторский договор, как правило, специально прописывает обязанность пользователя соблюдать авторские права. Следует акцентировать внимание на обязанности пользователя соблюдать право автора на защиту произведения от любого искажения, так как именно в этой области возникает большинство споров. Авторский договор, как правило, содержит пункт, запрещающий пользователю без согласия автора вносить изменения в представленное ему произведение, такие, как сокращение объема, дополнение произведения комментариями и т.п. Например, в соответствии с Типовым положением о подготовке текстовых оригиналов непериодических изданий к выпуску, утвержденным Госкомиздатом СССР 9 ноября 1982 г., в процессе редактирования ведущий редактор обязан внимательно относиться к творческой индивидуальности автора. Всякие изменения в оригинале должны согласовываться с автором, который подписывает исправленный экземпляр до сдачи его в производство. Если в процессе подготовки произведения к использованию в него были внесены не согласованные с автором изменения, ему обычно предоставляется право требовать восстановления произведения в первоначальном виде, расторжения договора или возмещения причиненных ему убытков. К примеру, судебная практика исходит из того, что, если объем произведения был сокращен без предварительной договоренности с автором, авторское вознаграждение подлежит уплате в размере, оговоренном за полное произведение. В этой связи можно привести следующий пример. Автор П. заключил договор с издательством на издание сборника рассказов объемом до 140 листов. Автор представил произведение именно такого объема, но издательство сократило его и выпустило сборник объемом 110 листов Там же. Полторак А.А. Основы интеллектуальной собственности. Учебник. М., Диалектика. 2004. С. - .

 

Исходя из этого объема, было выплачено и авторское вознаграждение. Автор потребовал выплаты вознаграждения за всю представленную им работу, мотивируя  это тем, что сборник был сокращен без его согласия, без объяснения причин, и корректуру издания он не подписывал. Суд удовлетворил требования автора. Но надо отметить, что при  заключении договора автор может  дать согласие на последующее изменение  своего произведения - тогда такое  согласие уже не может быть отозвано автором в одностороннем порядке. Еще одной обязанностью пользователя является привлечение автора к работе по подготовке произведения. Ранее  упоминалось, что автор должен по требованию пользователя содействовать  выпуску произведения в свет. Хотя, по большому счету, это является также  и правом автора. Поэтому, если пользователь не привлекает автора к данной работе, он вправе настаивать на этом. К примеру, в издательском договоре на литературное произведение, как правило, указывается обязанность автора по требованию издательства просматривать корректуру, а также особо прописывается обязанность издательства по требованию автора предоставить ему возможность знакомиться с корректурой. Помимо всего прочего, тем самым автор может проконтролировать соблюдение другой стороной его права на защиту репутации. К числу обязанностей приобретателя авторских прав относится и использование произведения. Но сразу следует оговориться: данная обязанность не возлагается на приобретателя законодательством, а может быть предусмотрена исключительно авторским договором. Как правило, такое требование выдвигает автор, поскольку он практически всегда заинтересован в том, чтобы его произведение было доведено до сведения общественности Там же. Полторак А.А. Основы интеллектуальной собственности. Учебник. М., Диалектика. 2004. С. - .

 

Чаще всего в авторских  договорах прописывается условие, что данная обязанность должна быть исполнена приобретателем в срок, меньший по сравнению с общим  сроком действия договора. Также обычно в договоре фиксируется право  автора требовать окончательного расчета  в случае, если пользователь нарушит  данную обязанность. Моментом возникновения  указанной обязанности пользователя является момент одобрения авторской  работы. Если же произведение было отклонено  в связи с его несоответствием  условиям договора, то такая обязанность  у пользователя не наступает. Стороны  договора самостоятельно согласовывают  объем и способы использования  произведения. При этом возможны два  варианта: либо автор передает пользователю все имущественные права на произведение, либо он уступает лишь часть таких  прав, а остальные оставляет за собой с возможностью передачи их другим лицам. Большое значение имеет  определение момента начала использования  произведения. В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. началом  использования произведения следует  считать время выпуска его  в свет (опубликования). Сдача рукописи литературного произведения в набор, репетиция спектакля и другие действия по подготовке произведения к выпуску в свет не могут считаться  использованием произведения. Необходимо особо отметить, что приобретатель  прав на произведение обязан использовать данную работу автора именно тем способом, который указан в договоре. Использование  произведения иным, не предусмотренным  договором способом считается прямым нарушением авторского договора и приравнивается к бездоговорному использованию. Помимо перечисленных, на пользователя также  возлагается обязанность выплаты  авторского вознаграждения77 Там же. Полторак А.А. Основы интеллектуальной собственности. Учебник. М., Диалектика. 2004. С. - . Условия и порядок выплаты вознаграждения устанавливаются сторонами самостоятельно. Но законодательство по данному вопросу содержит два условия, соблюдение которых сторонами обязательно. Первое: если в издательском или ином авторском договоре о воспроизведении произведения вознаграждение установлено в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть определен максимальный тираж произведения. Данное требование распространяется лишь на те авторские договоры, которые имеют своим предметом переуступку прав на воспроизведение произведений, т.е. изготовление экземпляров произведений в любой материальной форме. В других авторских договорах, которые позволяют использовать произведение с разной интенсивностью (публичный показ, передача в эфир и т.п.), фиксированное вознаграждение может определяться без указанных ограничений. Второе: если имеет место заключение договора заказа, то заказчик обязан в счет согласованного в договоре вознаграждения выплатить автору аванс. При этом условия и порядок выплаты аванса согласовываются сторонами самостоятельно. Помимо выплаты авторского вознаграждения, стороны могут предусмотреть в договоре обязанность пользователя в случае необходимости компенсировать автору дополнительные расходы. Это могут быть расходы, связанные с командировкой автора для сбора материала, с участием в работе съемочной группы и т.п. Наряду с рассмотренными обязанностями в отдельных случаях авторские договоры могут включать в себя и другие обязанности приобретателя. К примеру, на практике встречаются случаи, когда авторский договор фиксирует условие о предоставлении автору в собственность определенного количества бесплатных экземпляров произведения Там же. Полторак А.А. Основы интеллектуальной собственности. Учебник. М., Диалектика. 2004. С. -557 - 558.. Издательские договоры нередко предусматривают обязанность издательства письменно сообщить автору о намерении переиздать произведение. Если автор в течение согласованного сторонами срока письменно уведомит издательство о своем желании внести в произведение изменения, то с ним должен быть заключен договор на переиздание произведения с изменениями (кроме стилистической правки и исправления ошибок). В случае, если автор не даст ответа в указанный срок, издательство имеет право переиздать произведение без изменений. Естественно, что данное правило остается в силе только до тех пор, пока не истек общий срок действия договора, в противном случае для переиздания произведения необходимо заключение нового договора с автором. Сценарный договор для художественных кинофильмов может предусматривать обязанность студии обеспечить автора консультациями по вопросам, связанным с кинопроизводством, предоставить возможность просмотра определенной литературы, фильмотечного и другого материала и т.д. Наконец, в конкретных авторских договорах на пользователя могут возлагаться любые иные обязанности, не противоречащие действующему законодательству. Так, заказчик может принять на себя обязанность по предоставлению автору исходного материала для создания произведения, организации творческой деятельности автора и т. п. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность. Под ответственностью по авторскому договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность Там же. Полторак А.А. Основы интеллектуальной собственности. Учебник. М., Диалектика. 2004. С. -557 - 558..

 

Ее реализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических  особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отношений. Эти особенности проявляются  в том, что количество мер принуждения  значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение  договора и возвращение сторон в  первоначальное положение, взыскание  убытков и некоторые другие. В  российской правовой науке распространен  взгляд на ответственность как на возложение на нарушителя каких-либо дополнительных имущественных обременении в  виде лишения его определенных имущественных  прав или возникновения для него новых имущественных обязанностей. Оценивая с этих позиций меры воздействия  на нарушителей, которые применяются  в авторских договорах, можно  заключить, что основные из применяемых  в данной сфере санкций мерами ответственности в общепринятом смысле не являются. Действительно, такие  меры, как принудительное взыскание  обусловленного договором гонорара, возврат аванса в связи с непредставлением произведения, одностороннее расторжение  договора ввиду допущенного нарушения  и т. д., не возлагают на нарушителя каких-либо дополнительных обременении и, следовательно, в точном смысле ответственностью считаться не могут. Поэтому многие ученые предлагают учитывать специфику авторских отношений и принять более широкое и с практической точки зрения значимое толкование ответственности, включив в него любые меры, оказывающие на нарушителя неблагоприятное воздействие (хотя в теоретическом плане подобная трактовка весьма уязвима) Там же. Полторак А. А. Основы интеллектуальной собственности. Учебник. М., Диалектика. 2004. С. -557 - 558..

 

Например, обязанность возвратить полученный по договору аванс не является для автора дополнительным обременением, но имеет для него отрицательное  значение. В случае пользователя досрочное  расторжение договора предопределяет напрасно затраченные им усилия на подготовку использования произведения. Известно, что ответственность по авторскому договору имеет своей  основной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей  стороны; за счет нарушителя. Поэтому  принудительные меры воздействия (взыскание  не выплаченного по договору гонорара, требование возврата аванса, возмещение убытков и др.) обращены не на личность нарушителя, а на его имущество  и выполняют восстановительную (компенсационную) функцию. По новому авторскому законодательству сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства  по авторскому договору, обязана возместить убытки в полном объеме, включая  упущенную выгоду, что усиливает  функции ответственности. Раньше этого  не было предусмотрено. К важным особенностям ответственности за нарушение авторского договора относится несовпадение между  собой ответственности автора и  ответственности пользователя ни по основаниям, ни по объему, так как  ответственность автора в случае его вины заключается в возмещении реального ущерба, причиненного заказчику. Иные убытки заказчика, например упущенная  выгода, возмещению не подлежат. Пользователь же несет ответственность независимо от своей вины в неисполнении обязанностей по договору (п. 3 ст. 401 ГК РФ), причем отвечает перед автором в полном объеме. Заслуживает внимания тот факт, что  ГК, передает вопросы, связанные с  регулированием оснований, формы и  объема ответственности, на усмотрение самих сторон, устанавливая лишь предельный размер ответственности автора по авторскому договору заказа Хохлов В.А. Авторское  право: Законодательство, теория, практика. М., «Городец». 2008. С. - 115.. Это означает, что законодатель отказался от прежней  жесткой регламентации ответственности  сторон по авторскому договору. По соглашению сторон могут вводиться штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств. Также  стороны самостоятельно определяют и те нарушения, которые могут  служить основанием для применения предусмотренных договором санкций. Далее будут рассмотрены наиболее типичные нарушения обязанностей по авторскому договору и следующие  за ними возможные санкции. Ответственность  автора за нарушение обязанностей по договору заключается: в возврате полученного  им гонорара, в одностороннем расторжении  заключенного с ним договора, в  возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки. Условия реализации этих санкций  определяются самими сторонами в  конкретном авторском договоре. Договор  также предусматривает применение мер принуждения самостоятельно либо лишь при одновременном расторжении  авторского договора. При их нечетком определении в договоре имеет  смысл следовать общим положениям гражданского законодательства. В первую очередь должна быть установлена  вина автора в нарушении договорных обязанностей. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. При  этом ни форма вины, ни ее степень  на размер ответственности не влияют. Если же неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязанностей явилось  результатом объективных причин (болезнь, стихийные бедствия и др.), автор ответственности не несет. К примеру, авторы К. и Н. заключили  договор с кинокомпанией, обязуясь представить литературный сценарий для телефильма Боровская Е.А. Основы управления интеллектуальной собственностью: практическое пособие. М., ФУАинформ. 2007. С. - 68.. При этом студия выплатила им аванс в размере 25% от авторского гонорара. Сценарий был выполнен вовремя, но кинокомпания сочла нужным отдать его авторам на доработку, предварительно оговорив новый срок сдачи. Но работа не была представлена. За этим последовало расторжение договора с авторами, требование вернуть выплаченный аванс в связи с просрочкой. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что автор К. тяжело заболел, а Н. не мог работать за двоих, так как их труд был разделен: К. создает режиссерскую разработку по сценарию, а Н. пишет литературный сценарий. Исходя, из этого суд отклонил иск кинокомпании. Возмещение убытков как мера ответственности может быть применено только в случае наличия факта их причинения и установления размера. Убытки пользователя могут включать расходы на подготовку произведения к опубликованию, утрату или повреждение его имущества (пропажа переданных автору материалов), неполученные доходы, на которые пользователь рассчитывал в случае исполнения автором своих обязательств. Однако убытки подлежат возмещению в полном объеме только при наличии готового произведения как предмета авторского договора. В противном случае автор возмещает заказчику лишь реальный ущерб; упущенная же последним выгода возмещению не подлежит. Обязанности по возмещению убытков накладывается на автора при наличии причинной связи между допущенным им нарушением условий договора и наступившими последствиями. Обосновывает данную связь пользователь. Если выявлено умышленное или случайное содействие пользователем увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением автором своих обязательств, суд имеет право уменьшить размер ответственности автора Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. М., «Городец». 2008. С. - 115 - 116.

 

Если в действиях автора присутствует признак противоправности, к нему применяются любые предусмотренные  договором или законом санкции. Другими словами, основанием для  применения санкций может служить  лишь неисполнение или ненадлежащее исполнение автором лежащих на нем  обязанностей по договору. К наиболее типичным нарушениям обязанностей относятся: просрочка автора в представлении произведения; не соответствующее условиям договора или недобросовестное выполнение заказанной работы; отказ автора от внесения исправлений в произведение, предложенных ему в порядке и пределах, установленных договором; нарушение обязанности лично выполнить работу; передача произведения для использования третьим лицам без согласия контрагента по договору о передаче исключительных прав, которые подробнее рассматриваются ниже. Первым основанием для применения к автору санкций довольно часто является просрочка в передаче произведения заказчику, причем ее длительность не имеет значения. Даже самая незначительная просрочка может стать причиной расторжения договора. Однако если автор ссылается на объективные причины просрочки, например серьезную длительную болезнь, изменившиеся внешние обстоятельства (принятие нового законодательства в период работы над юридической монографией), действие стихийных бедствий и т.п., то они могут быть приняты судом в расчет. Следует добавить, что если автор болел в течение месяца, то оправданием ему будет служить только этот месяц См. Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. М., «Городец». 2008. С. - 115 - 116..

 

Просрочкой также считается  несвоевременная сдача произведения автором после доработки при  оговоренном сроке См. Боровская  Е.А. Основы управления интеллектуальной собственностью: практическое пособие. М., ФУАинформ. 2007. С. - 68 - 69.. Непредставление произведения подразумевает его сдачу в недооформленном или некомплектном виде, несоблюдение порядка передачи произведения, если он четко оговорен нормативным актом или договором. Так, например, в одном из дел автор передал в обусловленный срок рукопись рецензенту, тогда как в договоре четко говорилось о сдаче произведения заведующему редакцией, и поэтому суд признал автора просрочившим исполнение обязанности по договору. Если организация-заказчик не получила произведение в обусловленный договором срок не по вине автора, она может расторгнуть с ним договор исходя из общегражданского правила, закрепленного ст. 405 ГК РФ. При расторжении договора по этой причине и при отсутствии вины автора у организации нет права применить к нему иные меры ответственности, а именно: взыскать причиненные убытки. Довольно часто прекращение договора невыгодно самому заказчику. Он может и не воспользоваться своим правом на одностороннее расторжение договора с допустившим просрочку автором, что имеет некоторые важные правовые последствия. Если в результате изучения произведения после принятия заказчик придет к выводу о его непригодности, он может отклонить произведение только по этому новому основанию, не ссылаясь на допущенную автором просрочку. Заказчик вправе требовать расторжения договора, возврата аванса или применить иные санкции, если автор отступил от условий договора при выполнении им заказанной работы или недобросовестно ее исполнил. Отступление автора от условий заключенного договора касается лишь его объекта. Другими словами, подразумевается несоответствие жанра, назначения, темы, объема и других параметров произведения обусловленному договором объекту Там же. Боровская Е.А. Основы управления интеллектуальной собственностью: практическое пособие. М., ФУАинформ. 2007. С. - 70.. Существенность отступлений от условий договора оценивается в процессе рассмотрения произведения и зависит от точности и детальности определения в договоре требований к объекту. Обычно автору предоставляется возможность устранить допущенные отступления от условий договора, особенно если они носят незначительный характер, например небольшое превышение объема. Факт отступления от условий договора доказывается заказчиком. Плюс ко всему автор имеет право в судебном порядке обжаловать решение заказчика об отклонении произведения, требуя проверки обоснованности расторжения договора по этому основанию. Бывают случаи, когда изменение объекта договора происходит по не зависящим от автора причинам. Например, тема утратила актуальность, в ходе исследовательской работы появились новые данные, изменившие коренным образом взгляд на проблему. Если в результате автор создает доброкачественное и оригинальное произведение, но существенно расходящееся с оговоренным в договоре объектом, заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Но если автором будет доказано, что отступление от условий договора произошло не по его вине, а в силу объективных причин, к нему нельзя применить иные меры ответственности. Недоброкачественность произведения также может служить основанием для расторжения договора. Понятие недобросовестности в данном случае не совпадает с понятием вины.

Информация о работе Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования