Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить общий и элементный состав авторских договоров.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие авторского договора и авторского права в целом.
2. Изучить основные признаки авторского договора.
3. Проанализировать историю развития авторского договора и авторского права в целом.
4. Изучить нормативно правовое регулирование авторских договоров.
5. Проанализировать особенности заключения авторских договоров.
6. Проанализировать существенные и иные условия авторских договоров.
7. Изучить права и обязанности сторон авторских договоров.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика авторских договоров
1.1 Авторские договоры: понятие, признаки, история развития
1.2 Нормативное правовое регулирование и особенности заключения авторских договоров
2. Содержание авторского договора
2.1 Характеристика существенных и иных условий авторских договоров
2.2 Права, обязанности сторон и ответственность по авторским договорам
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

авт договоры.docx

— 137.91 Кб (Скачать)

 

Здесь имеется в виду не просто вина автора, создавшего некачественное произведение, а то, что автор  умышленно совершил неправомерные  действия или допустил грубую неосторожность, создавая произведение Там же. Боровская Е.А. Основы управления интеллектуальной собственностью: практическое пособие. М., ФУАинформ. 2007. С. - 70.. К неправомерным действиям относятся неправомерное использование чужих произведений, представление своего ранее опубликованного произведения под видом нового, искажение фактов в документальном произведении, искажение оригинала при переводе, включение в рукопись непроверенных данных, подлежащих проверке автором (по Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г). Например, одно из отечественных издательств заключило договор с автором Ч. на выполнение прикладных иллюстраций для словаря. При сдаче части работы автору была выплачена часть вознаграждения. Однако затем издательство обнаружило его недобросовестность и потребовало через суд возврата вознаграждения. В свою очередь, автор предъявил встречный иск о выплате ему вознаграждения полностью. В ходе судебного рассмотрения издательство сообщило, что автор воспользовался рисунками из выпущенной ранее в Японии книги иностранного автора, содержащей большое число иллюстраций, а также некоторыми другими изданиями. В целом ряде случаев автор заимствовал сюжеты из этих иллюстраций. Автор же утверждал, что он вправе использовать чужие изданные произведения для создания Новых, творчески самостоятельных произведений (п. 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.).

 

Однако эта норма могла  применяться лишь в случаях, когда  речь шла о заимствовании идеи, элементов содержания произведения, но форма произведения, способ выражения  содержания являлись новыми, творчески  самостоятельными. В данном же случае, по мнению экспертизы, Ч. не мог считаться  автором рисунков при калькировании  и перерисовке, т. е. при точном воспроизведении  персонажей и образов, созданных  другим художником Лопатин В.Н. Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики. Том 1. Юрайт. 2008. С. - 100.. Суд  отметил, что автор недобросовестно  выполнил заказанную ему работу: он получил заказ на создание оригинальных, творчески новых иллюстраций, а  не перерисовок. Основываясь на этом, суд своим решением взыскал с  автора Ч. в пользу издательства выплаченный  гонорар и отклонил встречный  иск. Нередко неправомерные действия затрагивают охраняемые законом  права и интересы третьих лиц, и те могут инициировать расторжение  авторского договора так же, как  и любая из сторон договора. Существует широко распространенное заблуждение  о том, что пользователь произведения, не заинтересованный в расторжении  договора ввиду понесенных им затрат на подготовительные работы. Якобы  не несет ответственности перед  третьими лицами, в отличие от другой стороны, недобросовестно выполнившей  свои обязанности по договору. Но по действующему законодательству ответственность  в этом случае возлагается и на недобросовестного автора, и на пользователя произведения. Субъект, совершивший  неправомерные действия, несет перед  потерпевшим ответственность в  основном за нарушение личных неимущественных  прав, а имущественная ответственность  перед потерпевшим возлагается  на пользователя произведения, который  должен возместить потерпевшему все  имущественные потери, размер которых  может быть больше или меньше авторского вознаграждения, выплаченного автору-нарушителю. В условиях невозможности взыскания  пользователем со своего недобросовестного  автора полученные последним суммы  немедленное расторжение договора с ним, если на этом настаивают лица, потерпевшие от его неправомерных  действий, может оказаться морально и экономически оправданным Там же. Лопатин В.Н. Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики. Том 1. Юрайт. 2008. С. - 101 - 102..

 

Следует отметить, что в  российском авторском праве существует презумпция добросовестности автора, которая должна быть опровергнута организацией путем приведения конкретных доказательств  его неправомерных действий. Если этого не было сделано, считается, что  автора постигла творческая неудача. Его  произведение также может быть отвергнуто заказчиком ввиду непригодности, и договор с автором на этом основании может быть расторгнут. Однако обычно в таких ситуациях за автором сохраняется полученное им по договору вознаграждение в целом или в части, которая определяется конкретными договорами. Данное правило выступает как правовая гарантия интересов автора. Одной из обязанностей автора по договору является учет замечаний заказчика в отношении представленного произведения, высказанных в пределах условий договора. Эти замечания делаются в письменной форме в течение срока, установленного для рассмотрения произведения, и не могут предъявляться более оговоренного в договоре числа раз. При этом сторонами должен быть согласован точный срок устранения отмеченных недостатков. Но если все эти условия выполнены, а автор отказывается делать в произведении какие-либо изменения или создает только видимость исправлений, к нему применяются предусмотренные договором санкции. Если автор находит, что заказчик в своих требованиях выходит за пределы договора или его замечания неконкретны, противоречивы, ему надо это доказать. Отказ автора от внесения в произведение изменений может быть обоснован также идейными или теоретическими возражениями. В этих случаях заказчик может отклонить произведение как непригодное и отказаться от договора, но не имеет права взыскать с автора убытки или применить иные меры ответственности Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник. М., Проспект. 2009. С. - 23.. Бывают случаи, когда необходимость внесения в произведение изменений диктуется новой жизненной ситуацией уже после его одобрения. Обычно условия внесения таких исправлений и дополнений оговариваются сторонами дополнительно, так как в большинстве авторских договоров они заранее не определяются. Отказ автора от переработки одобренного произведения дает заказчику право расторгнуть договор. Однако в этом случае за автором сохраняется все выплаченное (причитающееся) вознаграждение, учитывая состоявшееся одобрение произведения. Еще одним из оснований расторжения авторского договора и применения иных санкций считается нарушение автором обязанности лично создать произведение, определенное договором. Следовательно, передача прав и обязанностей по договору другому лицу, равно как и привлечение соавторов, изменение авторского коллектива и т. д. могут происходить лишь с согласия заказчика и оформляться соответствующим изменением договора. При этом подразумеваются лица, вносящие творческий вклад в создание произведения, а не оказывающие автору техническое содействие, которых он может приглашать без согласия заказчика, если только в договоре не указано обратное. Необходимо заметить, что оправданием автору не может служить его стремление закончить работу к обусловленному сроку, привлечь к созданию произведения более опытного специалиста, высокое качество созданного произведения и т. п. Во всех подобных ситуациях автор должен получить согласие заказчика, которое дается последним по собственному усмотрению. Нарушение автором обязанности не передавать право на использование произведения третьим лицам в течение всего срока действия договора без предварительного письменного согласия противоположной стороны дает пользователю право расторгнуть договор См. Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник. М., Проспект. 2009. С. - 22 - 25.. Взыскать выплаченное автору вознаграждение и применить иные санкции по договору. Так, автор Г. заключил с издательством договор, в соответствии с которым должен был написать и представить издательству повесть. Произведение было передано издательству в установленный договором срок и одобрено. При подписании договора автору был выплачен аванс, а при одобрении произведения - 60% гонорара (с зачетом аванса). В период действия договора Г. заключил договор на то же произведение (хотя и под иным названием) с другим издательством. В этой связи первое издательство предъявило Г. иск о возврате всего полученного им по договору вознаграждения. Суд иск удовлетворил. Но нарушением договора не будет считаться передача автором, связанным издательским договором, права на публичное исполнение произведения или передача произведения (его части) для использования тому же заказчику. Так, издательство отказалось от выплаты вознаграждения Н., обвиненному в нарушении обязанности не передавать произведение другим организациям. При рассмотрении дела в суде выяснилось, что автор включил в рукопись книги «Высокие технологии» без согласия издательства часть материала из своей рукописи, издаваемой издательством по другому авторскому договору с ним. В решении по делу, которым иск, предъявленный издательством, был отклонен, справедливо отмечалось, что в данном случае право издательства на единоличное использование произведения не нарушено.

 

О недобросовестности же автора в исполнении заказанной работы издательство вопрос в суде не ставило. Вопрос о  третьих лицах, заключивших с  автором договоры относительно использования  одного и того же произведения, четко  решен в действующем законодательстве Там же. Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник. М., Проспект. 2009. С. - 25 - 26..

 

Приобретатель исключительных авторских прав по авторскому договору вправе потребовать от любых третьих  лиц прекращения использования  произведения всеми теми способами, на которые он имеет исключительные права (абз. 1 п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об авторском  праве и смежных правах»). Помимо вышеописанных нарушений авторских  обязанностей по договору существуют и менее значительные нарушения, влекущие для авторов определенные отрицательные последствия. За уклонение  от содействия заказчику в подготовке произведения к использованию (чтение корректуры, консультирование режиссера  и актеров, участие в обсуждениях  произведения и т.д.) конкретным авторским  договором могут быть установлены  особые санкции. Автор также возмещает  убытки заказчика. Вызванные необходимостью внесения в подготовленное к использованию  произведение исправлений и дополнений. Так, в издательском договоре особо  оговаривается разрешенный объем  правки корректуры верстки, который  в настоящее время устанавливается  на уровне 2-3% стоимости всего набора произведения. Правка сверх этого  объема, если ее необходимость связана  с виной автора, оплачивается за его счет, т.е. возмещается издательством  за счет авторского гонорара, но обычно не свыше установленного договором  предела. Далее пойдет речь об особенностях ответственности при соавторстве. В данном случае присутствует гражданско-правовое обязательство со множеством лиц на одной его стороне, так как обязанности перед заказчиком принимают на себя несколько соавторов. Не вызывает никаких сомнений право заказчика расторгнуть договор, если свои обязанности по договору не исполнены хотя бы одним из соавторов. Заказчик вправе рассчитывать на получение законченного и готового к использованию произведения Там же. Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник. М., Проспект. 2009. С. - 27.. Но он может дать согласие изменить договор, в частности скорректировать его объем, если представлена часть произведения, созданная соавторами, выполнившими свои обязанности. То же самое касается и произведений, создаваемых при нераздельном соавторстве. Если кто-нибудь из соавторов участия в их создании не принимал, а остальными соавторами будет представлено законченное произведение, требуется согласие заказчика на изменение условий договора. Однако возникает сложная ситуация с возможностью взыскания выплаченных соавторам сумм авторского вознаграждения или применения к ним иных санкций. Несмотря на дискуссии в российских юридических кругах о солидарной или долевой ответственности соавторов, действующее законодательство не оставляет никаких сомнений в том, что ответственность соавторов может быть только долевой, так как в долевом порядке возможно взыскать авторское вознаграждение или причиненные убытки лишь с тех соавторов, которые нарушили свои обязательства по договору. Возложение ответственности на соавторов, выполнивших свои договорные обязательства, недопустимо ввиду отсутствия их вины. За нарушение условий авторского договора ответственность может также быть возложена и на пользователя. При этом надо учитывать, что основания, объем и форма его ответственности регулируются как договором, так и общими положениями гражданского права. В качестве оснований ответственности пользователя стороны могут предусмотреть следующие обстоятельства: причинение автору убытков, нарушение целостности произведения, невыплата авторского вознаграждения и иные действия Оуэн Линет. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения. Учебное пособие. М., Аспект-Пресс. 2000. С. - 88.. На пользователя произведения в отличие от автора распространяется правило, предусмотренное ст. 401 ГК РФ: лицо, нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность независимо от своей вины, если только это не произошло вследствие непреодолимой силы. Правда, следует сразу оговориться: данная норма применяется только к пользователям, которые используют произведение с целью извлечения прибыли, т.е. осуществляют коммерческую деятельность. Если же при использовании произведения не преследовалась цель извлечения прибыли, пользователь несет ответственность на общих основаниях, т. е. лишь при наличии своей вины. Конкретные нарушения, служащие основанием для привлечения пользователей к ответственности, устанавливаются в каждом авторском договоре, отдельно. Далее будут проанализированы только те нарушения, которые наиболее часто встречаются. Очень часто авторским договором предусматривается обязанность пользователя использовать произведение.

Нарушением данной обязанности  будет считаться факт неиспользования  произведения в обусловленный договором  срок. Ответственность за указанное  нарушение, как правило, применяется  в форме выплаты автору всего  причитающегося по договору вознаграждения, но возможен и такой вариант, когда  автор в этом случае использует свое право: просто откажется от договора и потребует возврата переданных по нему экземпляров произведения. При этом автор может одновременно использовать обе возможности. Но он вправе не настаивать на выплате ему  гонорара и ограничиться только расторжением договора См. Оуэн Линет. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения. Учебное пособие. М., Аспект-Пресс. 2000. С. - 88.. Если автор не расторгает договор, заказчик может использовать произведение без выплаты автору какого-либо дополнительного вознаграждения, кроме ранее согласованного в договоре. Если договор расторгнут, для использования произведения заказчик должен заключить с автором новый договор, предусматривающий выплату нового авторского вознаграждения. Именно так трактует подобную ситуацию судебная практика. Так, Н. заключил договор с издательством на издание повести в переводе. В установленный срок произведение использовано не было. Поэтому издательство выплатило автору обусловленное договором вознаграждение. Через девять лет роман был выпущен в свет. Н., считая использование произведения бездоговорным, обратился в суд с иском о взыскании авторского вознаграждения. Издательство возражало против иска на том основании, что заключенный им договор действовал до выпуска книги в свет. Суд, однако, взыскал причитающийся Н. гонорар с издательства. Надо учитывать, что пользователь несет ответственность вне зависимости от причин, которые не позволили ему использовать произведение. В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. сказано, что обязанность выплаты автору гонорара наступает как при наличии вины организации, так и в том случае, когда одобренное произведение не было выпущено в свет в установленный договором срок по не зависящим от организации обстоятельствам (изменение профиля организации, плана ее работы и др.), если иное не предусмотрено законодательством. При расторжении по указанным обстоятельствам договора организацией до истечения срока выпуска одобренного ею произведения в свет право автора на получение полной суммы вознаграждения возникает с момента расторжения договора Там же. Оуэн Линет. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения. Учебное пособие. М., Аспект-Пресс. 2000. С. - 89 - 90..

 

Пользователь (заказчик) освобождается  от ответственности за нарушение  обязанности по использованию произведения только в том случае, если сумеет доказать, что не мог использовать произведение по обстоятельствам, зависящим  от автора. К примеру, в соответствии с договором автор обязан внести в уже одобренное произведение исправления  и дополнения, если этого требуют  изменившиеся обстоятельства. Отказ  автора выполнить данную обязанность  является основанием освобождения пользователя (заказчика) от обязанности выплачивать  ему оставшуюся часть авторского вознаграждения. Однако в целях защиты прав автора от возможных злоупотреблений  со стороны пользователя в данной ситуации законодатель установил определенные ограничения на предъявление автору требований о доработке уже одобренного  произведения. Во-первых, использование произведения в одобренном виде должно быть объективно невозможно, так как оно создаст у лиц, для которых предназначено, неправильное представление о предмете произведения, нанесет вред обществу и т. д. Во-вторых, имеются в виду не все зависящие от автора обстоятельства, а лишь те, которые не просто не были известны пользователю в момент одобрения произведения, но и не могли быть ему известны (к таковым можно отнести новые обстоятельства, которые в момент одобрения произведения не существовали, а также те, которые хотя и существовали, но вследствие определенных причин объективно не могли быть известны пользователю). Если пользователь был в состоянии выяснить недостатки произведения перед его одобрением, например, с помощью рецензирования, но не сделал этого, то считается, что он действовал ненадлежащим образом и поэтому должен сам компенсировать неблагоприятные последствия своих действий Гаврилов П. Авторские договоры в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 56..

 

В-третьих, должна быть объективная  возможность устранения имеющихся  в произведении недостатков. Бремя  доказывания существования указанных  обстоятельств возлагается на пользователя. Отсутствие хотя бы одного из данных обстоятельств  означает, что авторское вознаграждение должно быть выплачено в полном размере, а договор расторгнут, даже если произведение и не было использовано. Данная норма также подлежит применению и в том случае, если устранение недостатков в одобренном произведении невозможно и необходимо создание нового произведения. Конечно, ответственность  пользователя не ограничивается лишь нарушением обязанности по использованию  произведения. Одним из оснований  ответственности может послужить  факт утраты либо повреждения пользователем  материального носителя, в котором  воплощено произведение. Это будет  тем более важно, если носитель уникален и его гибель повлекла утрату самого произведения. В случае порчи, уничтожения  или пропажи оригинала картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного  искусства, предоставленного пользователю, у автора возникает право требовать  возмещения всех издержек по восстановлению произведения (если это возможно) или  оплаты полной стоимости оригинала. Для предотвращения конфликтных  ситуаций необходимо включить в авторский  договор конкретный размер компенсации, которая выплачивается автору в случае утраты, гибели либо порчи оригинала произведения. В том случае, если пользователь откажется исполнить предусмотренные договором обязательства и выплатить автору оговоренную компенсацию в добровольном порядке, последний имеет право обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов. Примером может послужить следующая ситуация. В соответствии с авторским издательским договором П. выполнил 30 фотографий для альбома См. Гаврилов П. Авторские договоры в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 56.. После того как альбом вышел в свет, П. попросил вернуть ему фотографии и, получив их, обнаружил нехватку 12 снимков. Издательство не смогло объяснить факт утраты этих фотографий, а также отказалось выплатить автору компенсацию за причиненный ущерб. В силу этих обстоятельств П. вынужден был обратиться в суд. В назначенный для судебного заседания по делу день издательство выплатило П. компенсацию. Еще одним основанием для привлечения пользователя к ответственности является факт нарушения целостности произведения. Часто при использовании произведения пользователь нарушает принадлежащее автору право на защиту произведения от искажения, например вносит без согласования с ним изменения, снабжает произведение дополнительными элементами (комментариями, предисловиями и т. п.). Как правило, в авторских договорах не предусматривается за это нарушение специальных санкций по сравнению с теми мерами защиты, которые охраняют указанное право авторов безотносительно к договору. В такой ситуации автор имеет право требовать от пользователя устранения выявленного нарушения, восстановления целостности произведения, публикации сообщения о допущенном нарушении, прекращения использования произведения в искаженном виде и т.п. Но при заключении авторского договора стороны могут предусмотреть и специальные меры ответственности пользователя за данное нарушение, например такие, как право автора на расторжение договора в одностороннем порядке с взысканием всего вознаграждения. Если имело место сокращение объемов переданного произведения без предварительного согласования данного вопроса с автором, то в такой ситуации пользователь обязан выплатить авторское вознаграждение, исходя из объема всего предоставленного произведения Там же. Гаврилов П. Авторские договоры в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 56 - 57.. Также стороны могут предусмотреть в договоре специальную санкцию за такое нарушение пользователя, как предоставление произведения для использования иному лицу (при условии, что пользователь не имеет такого права в соответствии с заключенным договором). Но даже в том случае, когда авторский договор не предусматривает специальной санкции за указанное нарушение, у автора есть иные возможности защитить свои нарушенные права. Например, по его требованию договор пользователя с третьим лицом может быть признан недействительным, а с нарушителей авторских прав в пользу автора взысканы все причиненные убытки. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность. Под ответственностью по авторскому договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Ее реализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отношений. Эти особенности проявляются в том, что количество мер принуждения значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение договора и возвращение сторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторые другие. В российской правовой науке распространен взгляд на ответственность как на возложение на нарушителя каких-либо дополнительных имущественных обременении в виде лишения его определенных имущественных прав или возникновения для него новых имущественных обязанностей Там же. Гаврилов П. Авторские договоры в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 57..

Информация о работе Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования