Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:40, дипломная работа
Цель исследования: Определить общий и элементный состав авторских договоров.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие авторского договора и авторского права в целом.
2. Изучить основные признаки авторского договора.
3. Проанализировать историю развития авторского договора и авторского права в целом.
4. Изучить нормативно правовое регулирование авторских договоров.
5. Проанализировать особенности заключения авторских договоров.
6. Проанализировать существенные и иные условия авторских договоров.
7. Изучить права и обязанности сторон авторских договоров.
Введение
1. Общая характеристика авторских договоров
1.1 Авторские договоры: понятие, признаки, история развития
1.2 Нормативное правовое регулирование и особенности заключения авторских договоров
2. Содержание авторского договора
2.1 Характеристика существенных и иных условий авторских договоров
2.2 Права, обязанности сторон и ответственность по авторским договорам
Заключение
Список использованных источников
Здесь имеется в виду не просто вина автора, создавшего некачественное произведение, а то, что автор умышленно совершил неправомерные действия или допустил грубую неосторожность, создавая произведение Там же. Боровская Е.А. Основы управления интеллектуальной собственностью: практическое пособие. М., ФУАинформ. 2007. С. - 70.. К неправомерным действиям относятся неправомерное использование чужих произведений, представление своего ранее опубликованного произведения под видом нового, искажение фактов в документальном произведении, искажение оригинала при переводе, включение в рукопись непроверенных данных, подлежащих проверке автором (по Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г). Например, одно из отечественных издательств заключило договор с автором Ч. на выполнение прикладных иллюстраций для словаря. При сдаче части работы автору была выплачена часть вознаграждения. Однако затем издательство обнаружило его недобросовестность и потребовало через суд возврата вознаграждения. В свою очередь, автор предъявил встречный иск о выплате ему вознаграждения полностью. В ходе судебного рассмотрения издательство сообщило, что автор воспользовался рисунками из выпущенной ранее в Японии книги иностранного автора, содержащей большое число иллюстраций, а также некоторыми другими изданиями. В целом ряде случаев автор заимствовал сюжеты из этих иллюстраций. Автор же утверждал, что он вправе использовать чужие изданные произведения для создания Новых, творчески самостоятельных произведений (п. 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.).
Однако эта норма могла
применяться лишь в случаях, когда
речь шла о заимствовании идеи,
элементов содержания произведения,
но форма произведения, способ выражения
содержания являлись новыми, творчески
самостоятельными. В данном же случае,
по мнению экспертизы, Ч. не мог считаться
автором рисунков при калькировании
и перерисовке, т. е. при точном воспроизведении
персонажей и образов, созданных
другим художником Лопатин В.Н. Интеллектуальная
собственность. Актуальные проблемы теории
и практики. Том 1. Юрайт. 2008. С. - 100.. Суд
отметил, что автор недобросовестно
выполнил заказанную ему работу: он
получил заказ на создание оригинальных,
творчески новых иллюстраций, а
не перерисовок. Основываясь на этом,
суд своим решением взыскал с
автора Ч. в пользу издательства выплаченный
гонорар и отклонил встречный
иск. Нередко неправомерные действия
затрагивают охраняемые законом
права и интересы третьих лиц,
и те могут инициировать расторжение
авторского договора так же, как
и любая из сторон договора. Существует
широко распространенное заблуждение
о том, что пользователь произведения,
не заинтересованный в расторжении
договора ввиду понесенных им затрат
на подготовительные работы. Якобы
не несет ответственности перед
третьими лицами, в отличие от другой
стороны, недобросовестно выполнившей
свои обязанности по договору. Но по
действующему законодательству ответственность
в этом случае возлагается и на
недобросовестного автора, и на пользователя
произведения. Субъект, совершивший
неправомерные действия, несет перед
потерпевшим ответственность в
основном за нарушение личных неимущественных
прав, а имущественная
Следует отметить, что в российском авторском праве существует презумпция добросовестности автора, которая должна быть опровергнута организацией путем приведения конкретных доказательств его неправомерных действий. Если этого не было сделано, считается, что автора постигла творческая неудача. Его произведение также может быть отвергнуто заказчиком ввиду непригодности, и договор с автором на этом основании может быть расторгнут. Однако обычно в таких ситуациях за автором сохраняется полученное им по договору вознаграждение в целом или в части, которая определяется конкретными договорами. Данное правило выступает как правовая гарантия интересов автора. Одной из обязанностей автора по договору является учет замечаний заказчика в отношении представленного произведения, высказанных в пределах условий договора. Эти замечания делаются в письменной форме в течение срока, установленного для рассмотрения произведения, и не могут предъявляться более оговоренного в договоре числа раз. При этом сторонами должен быть согласован точный срок устранения отмеченных недостатков. Но если все эти условия выполнены, а автор отказывается делать в произведении какие-либо изменения или создает только видимость исправлений, к нему применяются предусмотренные договором санкции. Если автор находит, что заказчик в своих требованиях выходит за пределы договора или его замечания неконкретны, противоречивы, ему надо это доказать. Отказ автора от внесения в произведение изменений может быть обоснован также идейными или теоретическими возражениями. В этих случаях заказчик может отклонить произведение как непригодное и отказаться от договора, но не имеет права взыскать с автора убытки или применить иные меры ответственности Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник. М., Проспект. 2009. С. - 23.. Бывают случаи, когда необходимость внесения в произведение изменений диктуется новой жизненной ситуацией уже после его одобрения. Обычно условия внесения таких исправлений и дополнений оговариваются сторонами дополнительно, так как в большинстве авторских договоров они заранее не определяются. Отказ автора от переработки одобренного произведения дает заказчику право расторгнуть договор. Однако в этом случае за автором сохраняется все выплаченное (причитающееся) вознаграждение, учитывая состоявшееся одобрение произведения. Еще одним из оснований расторжения авторского договора и применения иных санкций считается нарушение автором обязанности лично создать произведение, определенное договором. Следовательно, передача прав и обязанностей по договору другому лицу, равно как и привлечение соавторов, изменение авторского коллектива и т. д. могут происходить лишь с согласия заказчика и оформляться соответствующим изменением договора. При этом подразумеваются лица, вносящие творческий вклад в создание произведения, а не оказывающие автору техническое содействие, которых он может приглашать без согласия заказчика, если только в договоре не указано обратное. Необходимо заметить, что оправданием автору не может служить его стремление закончить работу к обусловленному сроку, привлечь к созданию произведения более опытного специалиста, высокое качество созданного произведения и т. п. Во всех подобных ситуациях автор должен получить согласие заказчика, которое дается последним по собственному усмотрению. Нарушение автором обязанности не передавать право на использование произведения третьим лицам в течение всего срока действия договора без предварительного письменного согласия противоположной стороны дает пользователю право расторгнуть договор См. Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник. М., Проспект. 2009. С. - 22 - 25.. Взыскать выплаченное автору вознаграждение и применить иные санкции по договору. Так, автор Г. заключил с издательством договор, в соответствии с которым должен был написать и представить издательству повесть. Произведение было передано издательству в установленный договором срок и одобрено. При подписании договора автору был выплачен аванс, а при одобрении произведения - 60% гонорара (с зачетом аванса). В период действия договора Г. заключил договор на то же произведение (хотя и под иным названием) с другим издательством. В этой связи первое издательство предъявило Г. иск о возврате всего полученного им по договору вознаграждения. Суд иск удовлетворил. Но нарушением договора не будет считаться передача автором, связанным издательским договором, права на публичное исполнение произведения или передача произведения (его части) для использования тому же заказчику. Так, издательство отказалось от выплаты вознаграждения Н., обвиненному в нарушении обязанности не передавать произведение другим организациям. При рассмотрении дела в суде выяснилось, что автор включил в рукопись книги «Высокие технологии» без согласия издательства часть материала из своей рукописи, издаваемой издательством по другому авторскому договору с ним. В решении по делу, которым иск, предъявленный издательством, был отклонен, справедливо отмечалось, что в данном случае право издательства на единоличное использование произведения не нарушено.
О недобросовестности же автора
в исполнении заказанной работы издательство
вопрос в суде не ставило. Вопрос о
третьих лицах, заключивших с
автором договоры относительно использования
одного и того же произведения, четко
решен в действующем
Приобретатель исключительных
авторских прав по авторскому договору
вправе потребовать от любых третьих
лиц прекращения использования
произведения всеми теми способами,
на которые он имеет исключительные
права (абз. 1 п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об авторском
праве и смежных правах»). Помимо
вышеописанных нарушений
Нарушением данной обязанности
будет считаться факт неиспользования
произведения в обусловленный договором
срок. Ответственность за указанное
нарушение, как правило, применяется
в форме выплаты автору всего
причитающегося по договору вознаграждения,
но возможен и такой вариант, когда
автор в этом случае использует свое
право: просто откажется от договора
и потребует возврата переданных
по нему экземпляров произведения.
При этом автор может одновременно
использовать обе возможности. Но он
вправе не настаивать на выплате ему
гонорара и ограничиться только расторжением
договора См. Оуэн Линет. Приобретение
и продажа авторских прав на литературные
произведения. Учебное пособие. М., Аспект-Пресс.
2000. С. - 88.. Если автор не расторгает
договор, заказчик может использовать
произведение без выплаты автору
какого-либо дополнительного
Пользователь (заказчик) освобождается от ответственности за нарушение обязанности по использованию произведения только в том случае, если сумеет доказать, что не мог использовать произведение по обстоятельствам, зависящим от автора. К примеру, в соответствии с договором автор обязан внести в уже одобренное произведение исправления и дополнения, если этого требуют изменившиеся обстоятельства. Отказ автора выполнить данную обязанность является основанием освобождения пользователя (заказчика) от обязанности выплачивать ему оставшуюся часть авторского вознаграждения. Однако в целях защиты прав автора от возможных злоупотреблений со стороны пользователя в данной ситуации законодатель установил определенные ограничения на предъявление автору требований о доработке уже одобренного произведения. Во-первых, использование произведения в одобренном виде должно быть объективно невозможно, так как оно создаст у лиц, для которых предназначено, неправильное представление о предмете произведения, нанесет вред обществу и т. д. Во-вторых, имеются в виду не все зависящие от автора обстоятельства, а лишь те, которые не просто не были известны пользователю в момент одобрения произведения, но и не могли быть ему известны (к таковым можно отнести новые обстоятельства, которые в момент одобрения произведения не существовали, а также те, которые хотя и существовали, но вследствие определенных причин объективно не могли быть известны пользователю). Если пользователь был в состоянии выяснить недостатки произведения перед его одобрением, например, с помощью рецензирования, но не сделал этого, то считается, что он действовал ненадлежащим образом и поэтому должен сам компенсировать неблагоприятные последствия своих действий Гаврилов П. Авторские договоры в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 56..
В-третьих, должна быть объективная
возможность устранения имеющихся
в произведении недостатков. Бремя
доказывания существования
Информация о работе Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования