Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить общий и элементный состав авторских договоров.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие авторского договора и авторского права в целом.
2. Изучить основные признаки авторского договора.
3. Проанализировать историю развития авторского договора и авторского права в целом.
4. Изучить нормативно правовое регулирование авторских договоров.
5. Проанализировать особенности заключения авторских договоров.
6. Проанализировать существенные и иные условия авторских договоров.
7. Изучить права и обязанности сторон авторских договоров.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика авторских договоров
1.1 Авторские договоры: понятие, признаки, история развития
1.2 Нормативное правовое регулирование и особенности заключения авторских договоров
2. Содержание авторского договора
2.1 Характеристика существенных и иных условий авторских договоров
2.2 Права, обязанности сторон и ответственность по авторским договорам
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

авт договоры.docx

— 137.91 Кб (Скачать)

 

Суд, однако, взыскал причитающийся  Н. гонорар с издательства. Надо учитывать, что пользователь несет ответственность  вне зависимости от причин, которые  не позволили ему использовать произведение. В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. сказано, что обязанность выплаты автору гонорара наступает как при наличии вины организации, так и в том случае, когда одобренное произведение не было выпущено в свет в установленный договором срок по не зависящим от организации обстоятельствам (изменение профиля организации, плана ее работы и др.), если иное не предусмотрено законодательством. При расторжении по указанным обстоятельствам договора организацией до истечения срока выпуска одобренного ею произведения в свет право автора на получение полной суммы вознаграждения возникает с момента расторжения договора. Пользователь (заказчик) освобождается от ответственности за нарушение обязанности по использованию произведения только в том случае, если сумеет доказать, что не мог использовать произведение по обстоятельствам, зависящим от автора. К примеру, в соответствии с договором автор обязан внести в уже одобренное произведение исправления и дополнения, если этого требуют изменившиеся обстоятельства. Отказ автора выполнить данную обязанность является основанием освобождения пользователя (заказчика) от обязанности выплачивать ему оставшуюся часть авторского вознаграждения. Однако в целях защиты прав автора от возможных злоупотреблений со стороны пользователя в данной ситуации законодатель установил определенные ограничения на предъявление автору требований о доработке уже одобренного произведения Там же. Гаврилов П. Авторские договоры в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 75..

 

Во-первых, использование  произведения в одобренном виде должно быть объективно невозможно, так как  оно создаст у лиц, для которых  предназначено, неправильное представление  о предмете произведения, нанесет  вред обществу и т. д. Во-вторых, имеются  в виду не все зависящие от автора обстоятельства, а лишь те, которые  не просто не были известны пользователю в момент одобрения произведения, но и не могли быть ему известны (к таковым можно отнести новые обстоятельства, которые в момент одобрения произведения не существовали, а также те, которые хотя и существовали, но вследствие определенных причин объективно не могли быть известны пользователю). Если пользователь был в состоянии выяснить недостатки произведения перед его одобрением, например, с помощью рецензирования, но не сделал этого, то считается, что он действовал ненадлежащим образом и поэтому должен сам компенсировать неблагоприятные последствия своих действий. В-третьих, должна быть объективная возможность устранения имеющихся в произведении недостатков. Бремя доказывания существования указанных обстоятельств возлагается на пользователя. Отсутствие хотя бы одного из данных обстоятельств означает, что авторское вознаграждение должно быть выплачено в полном размере, а договор, расторгнут, даже если произведение и не было использовано. Данная норма также подлежит применению и в том случае, если устранение недостатков в одобренном произведении невозможно и необходимо создание нового произведения. Конечно, ответственность пользователя не ограничивается лишь нарушением обязанности по использованию произведения Там же. Гаврилов П. Авторские договоры в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 75..

 

Одним из оснований ответственности  может послужить факт утраты либо повреждения пользователем материального  носителя, в котором воплощено  произведение. Это будет тем более  важно, если носитель уникален и его  гибель повлекла утрату самого произведения. В случае порчи, уничтожения или  пропажи оригинала картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного  искусства, предоставленного пользователю, у автора возникает право требовать  возмещения всех издержек по восстановлению произведения (если это возможно) или  оплаты полной стоимости оригинала. Для предотвращения конфликтных  ситуаций необходимо включить в авторский  договор конкретный размер компенсации, которая выплачивается автору в  случае утраты, гибели либо порчи оригинала  произведения. В том случае, если пользователь откажется исполнить  предусмотренные договором обязательства  и выплатить автору оговоренную компенсацию в добровольном порядке, последний имеет право обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов. Примером может послужить следующая ситуация. В соответствии с авторским издательским договором П. выполнил 30 фотографий для альбома. После того как альбом вышел в свет, П. попросил вернуть ему фотографии и, получив их, обнаружил нехватку 12 снимков. Издательство не смогло объяснить факт утраты этих фотографий, а также отказалось выплатить автору компенсацию за причиненный ущерб. В силу этих обстоятельств П. вынужден был обратиться в суд. В назначенный для судебного заседания по делу день издательство выплатило П. компенсацию. Еще одним основанием для привлечения пользователя к ответственности является факт нарушения целостности произведения Там же. Гаврилов П. Авторские договоры в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 76.. Часто при использовании произведения пользователь нарушает принадлежащее автору право на защиту произведения от искажения, например вносит без согласования с ним изменения, снабжает произведение дополнительными элементами (комментариями, предисловиями и т. п.). Как правило, в авторских договорах не предусматривается за это нарушение специальных санкций по сравнению с теми мерами защиты, которые охраняют указанное право авторов безотносительно к договору. Например такие, как право автора на расторжение договора в одностороннем порядке с взысканием всего вознаграждения. Если имело место сокращение объемов переданного произведения без предварительного согласования данного вопроса с автором, то в такой ситуации пользователь обязан выплатить авторское вознаграждение, исходя из объема всего предоставленного произведения. Также стороны могут предусмотреть в договоре специальную санкцию за такое нарушение пользователя, как предоставление произведения для использования иному лицу (при условии, что пользователь не имеет такого права в соответствии с заключенным договором). Но даже в том случае, когда авторский договор не предусматривает специальной санкции за указанное нарушение, у автора есть иные возможности защитить свои нарушенные права. Например, по его требованию договор пользователя с третьим лицом может быть признан недействительным, а с нарушителей авторских прав в пользу автора взысканы все причиненные убытки. В такой ситуации автор имеет право требовать от пользователя устранения выявленного нарушения, восстановления целостности произведения, публикации сообщения о допущенном нарушении, прекращения использования произведения в искаженном виде и т.п. Но при заключении авторского договора стороны могут предусмотреть и специальные меры ответственности пользователя за данное нарушение Там же. Гаврилов П. Авторские договоры в России //М., Домашний адвокат. 2003. №2. С. - 76.

 

На основе проведенного мной исследования я сделала следующие  выводы: Авторский договор является взаимным, т. е. обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие  им обязанности. К числу авторских  договоров можно отнести лишь те из заключающихся организациями  договоров, по которым принадлежащие  им авторские права передают организации, признаваемые авторами произведений в  силу закона. Другие договоры, одной  из сторон которых автор или заменяющее его лицо не является, нельзя считать  авторскими в точном смысле этого  слова. ответственность по авторскому договору имеет своей основной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны; за счет нарушителя. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность. Под ответственностью по авторскому договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Ее реализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отношений. Эти особенности проявляются в том, что количество мер принуждения значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение договора и возвращение сторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторые другие.

 

Заключение

 

В свой работе я рассмотрела основные вопросы и проблемы, касающиеся авторского договора. Поставленные мною в начале дипломной работы задачи, на мой взгляд, полностью раскрыты и решены. Но все, же в заключении хотелось бы еще раз перечислить то, что мне удалось сделать.

 

К началу XIX в. в развитых стран мира были созданы предпосылки, для достойной правовой охраны творческого труда. Авторские права были признаны как естественные права человека, необходимость их правовой охраны не вызывала сомнений. Оставалось разработать правовые механизмы позволяющие реализовать и обеспечить авторские права, и не только в рамках отдельного государства. В XXв. ни у кого не вызывает сомнения факт отнесения авторских прав к числу основных прав человека. Авторские договоры и гонорары стали нормальным явлением российской действительности XIX в. Серьезных нарушений Бернской конвенции не было зафиксировано даже в период мировых войн. Всю историю развития авторского права можно представить как постепенное расширение объема авторских прав. Первые законы предоставляли автору возможность контролировать распространение их произведений в печатной форме. Далее авторы получили контроль над изготовлением экземпляров произведений и их распространением в любой другой форме. Появилось дополнительное право на переработку, в том числе перевод. С появлением радио и телевидения добавились авторские права разрешать использование произведений путем передачи в эфир или сообщения по кабелю. Последние изменения законов касались прав автора сдавать экземпляры произведения в прокат, разрешать доступ к произведению в интерактивном режиме. Постепенно были сформулированы и ограничения авторского права в интересах общества. Право интеллектуальной собственности является правом абсолютным. По договору о передаче права на результат интеллектуальной деятельности автор или иной обладатель этого права передает свое исключительное право в полном объеме другому лицу. В Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г. было зарегистрировано Российское Авторское Общество (РАО). С 1 января 2008 г. вступила в действие часть четвертая ГК. РФ регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности. Принятие части четвертой ГК. РФ ознаменовало завершение первой в истории нашей страны кодификации гражданского законодательства. В России имеется много федеральных законов, посвященных отдельным институтом интеллектуальной собственности полностью. Особенности заключения авторского договора обуславливаются его видами. Авторский договор имеет несколько видов: авторский договор о передаче исключительных прав, авторский договор о передаче неисключительных прав, авторский договор заказа, авторский договор на готовое произведение, издательский договор. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения только лицу, которому эти права передаются, и дает ему право запрещать подобное использование другим лицам. По авторскому договору о передаче неисключительных прав, пользователь может использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами. По авторский договор заказа автор обязуется создать произведение в соответствующие сроки и передать его заказчику. Авторский договор на готовое произведение фактически представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. Издательский договор является одним из самых распространенных видов авторского договора. Данным договором регулируются вопросы, связанные с изданием и переизданием произведений, которые могут быть представлены на бумажном носителе. Авторский договор считается реальным в том случае, если одновременно с согласованием всех необходимых условий договора стороны предоставляют друг другу все причитающееся по договору. Порядок прекращения авторского договора в связи с проанализированными основаниями специально в авторском законодательстве не прописан. Иногда, к примеру по истечении срока действия авторского договора, это происходит автоматически, в иных ситуациях прекращение договора согласовывается сторонами, в том числе путем обмена письмами, либо происходит на основе одностороннего заявления одной из сторон. В случае, если одна из сторон не изъявила согласия на расторжение договора или не согласилась с тем основанием, по которому оно производится, спор подлежит разрешению судом. Авторский договор является взаимным, т. е. обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. К числу авторских договоров можно отнести лишь те из заключающихся организациями договоров, по которым принадлежащие им авторские права передают организации, признаваемые авторами произведений в силу закона. Другие договоры, одной из сторон которых автор или заменяющее его лицо не является, нельзя считать авторскими в точном смысле этого слова. ответственность по авторскому договору имеет своей основной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны; за счет нарушителя. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность.

 

Под ответственностью по авторскому договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Ее реализация происходит в рамках особого  охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отношений. Эти особенности проявляются  в том, что количество мер принуждения  значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение  договора и возвращение сторон в  первоначальное положение, взыскание  убытков и некоторые другие.

Переизложение в четвертой  части ГК РФ норм авторского права  на самом деле не является их совершенствованием, поскольку российское авторское  право в нынешнем его состоянии  фактически было целиком сформировано еще в середине 90-х годов прошлого века. Хромает механизм реализации защиты прав. Запланированное вступление России в ВТО налагает на нашу страну дополнительные обязательства в  сфере охраны авторского права. В  частности, уже в 2004 году в Закон  об авторском праве были внесены  изменения, требуемые для членства во Всемирной Торговой Организации - срок охраны авторских прав увеличен с 50 до 70 лет после смерти автора. Кроме этого, ВТО требует определенной унификации законодательства в некоторых  других информационных сферах, в частности, в сети Интернет. мировой общественностью  признается, что российское законодательство достаточно развито и соответствует  международным принципам, но для  эффективного его исполнения отсутствуют  работающие механизмы его реализации. Поэтому основная задача для России сегодня - это развивать механизмы реализации установленных норм в вопросах защиты авторского права. Этого, кстати, требует и третья часть соглашения ТРИПС, согласно которой (ст.41) участник Соглашения должен гарантировать оперативное предотвращение любых нарушений прав интеллектуальной собственности. Это, естественно, должно быть отражено как на уровне законодательства, так и на организационном уровне. Так что этот пунктик является одним из препятствий вхождения нашей страны в ВТО. На сегодняшний же день, согласно данным исследования Еврокомиссии, Россия занимает второе место в списке производителей подделок, пропустив вперед лишь Китай. В одной группе с Россией по объему производства контрафакта находятся Украина, Чили и Турция. Рассуждать о положительных и негативных сторонах новой части ГК РФ будет можно через несколько лет, и если закон будет работать хотя бы на 80 процентов, можно будет конкретно говорить, что именно такая-то норма не позволяет реализовать такие-то принципы и ее стоит изменить на такое-то положение.

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

 

1. Федеральный закон Российской  Федерации от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» Ст. 2.// Принят Государственной Думой 25 июня 2004 года. / Российская газета Федеральный выпуск N3536 от 28 июля 2004 г.

 

2. Бернская Конвенция об  охране литературных и художественных  произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.) // Свод нормативных актов  ЮНЕСКО. - М., 1993. - С. 500.

 

Специальная литература

 

3. Алексеев С.С. Гражданское  право: Учебник. - Екатеринбург. Институт  частного права. 2008. 656 Стр.

 

4. Близнец И.А. Правовое  обеспечение интеллектуальной собственности:  Учебное пособие для студентов  всех форм обучения. Специальность  021100 - юриспруденция. М., МГОУ. 2001. 129 Стр.

 

5. Богацкая С.Г. Авторское  право: Учебное пособие. Москва. МГУП. 2005. 225 Стр.

 

6. Боровская Е.А. Основы  управления интеллектуальной собственностью: практическое пособие. М., ФУАинформ. 2007. 168 Стр.

 

7. Большая юридическая  энциклопедия./ответ. ред. Дубенюк  Н. В. М., ЭКСМО. 2007. 688 Стр.

 

8. Гаврилов Э.П. Комментарии  к закону об авторском праве  и смежных правах. Судебная практика. М., «Экзамен». 2003. 350. Стр.

 

9. Дворянкин О.А. Защита  авторских и смежных прав. Ответственность  за их нарушение. Уголовно-правовой  аспект. М.: Издательство «ВесьМир», 2002. 451 Стр.

 

10. Кайль А.Н. Постатейный  комментарий к части IV ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М., ГроссМедиа, 2008 г. 192 стр.

11. Калятин В.О. Интеллектуальная  собственность (исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма-инфора-М. 2000. 153. Стр.

12. Лопатин В.Н. Интеллектуальная  собственность. Актуальные проблемы  теории и практики. Том 1. Юрайт. 2008. 312 Стр.

13. Леонтьев К.Б. Авторское  право и смежные права. Учебник.  М., Проспект. 2009. 416 Стр.

14. Маковский А.Л. Комментарий  к части четвертой Гражданского  Кодекса Федерации Российской. Учебник. - М., Статус, 2008. 706. Стр.

15. Оуэн Линет. Приобретение  и продажа авторских прав на  литературные произведения. Учебное  пособие. М., Аспект-Пресс. 2000. 216. Стр.

16. Полторак А.А. Основы  интеллектуальной собственности.  Учебник. Диалектика. 2004. 208. Стр.

17. Силенок М. А. Авторское  право: Учебно - практическое пособие  для вузов. М., ЗАО «Юстицинформ», 2006. 367. Стр.

18. Сергеев А.П. Право  интеллектуальной собственности  в РФ: Учебник - 2-е изд., перераб.  и доп. М.: Проспект. (ТК. Велби) 2000. 456. Стр.

19. Серебровский В.И. Вопросы  советского авторского права. / Монография. М., Изд-во академии наук СССР, 1956. С. - 283.

Информация о работе Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования