Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить общий и элементный состав авторских договоров.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие авторского договора и авторского права в целом.
2. Изучить основные признаки авторского договора.
3. Проанализировать историю развития авторского договора и авторского права в целом.
4. Изучить нормативно правовое регулирование авторских договоров.
5. Проанализировать особенности заключения авторских договоров.
6. Проанализировать существенные и иные условия авторских договоров.
7. Изучить права и обязанности сторон авторских договоров.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика авторских договоров
1.1 Авторские договоры: понятие, признаки, история развития
1.2 Нормативное правовое регулирование и особенности заключения авторских договоров
2. Содержание авторского договора
2.1 Характеристика существенных и иных условий авторских договоров
2.2 Права, обязанности сторон и ответственность по авторским договорам
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

авт договоры.docx

— 137.91 Кб (Скачать)

 

Законодательство об авторском  праве первоначально появляется в рамках «Цензурного устава» от 22. 04. 1828 г. в который вошел раздел «О сочинителях и издателях книг». В соответствии с этим законом сочинитель или переводчик книги имели «исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Автору предоставлялись исключительные права на собственные произведения на протяжении жизни автора и его наследникам на 25 лет после смерти автора. В дальнейшем этот срок был увеличен до 35 лет. В 1830 г. был принят еще один закон - «Положение о правах сочинителей», в котором определенно понятие контрафакции и введена ответственность за нее. В 1845 г. был принят закон об авторских правах композиторов, а в 1846 г. - о правах художников и архитекторов. Родилось движение в защиту прав драматургов. В 1874 г. создается общество русских писателей и драматургов, которое занималось защитой авторских прав, выплачивало авторские гонорары, в том числе через созданную сеть агентств. В театральной сфере закреплялись права на авторские гонорары, а также права исполнителей нормативно внедренные процентные отчисления от сборов за театральные постановки в пользу авторов. В 70-е г. XIX в России начали создаваться авторские общества. Первыми для защиты своих прав объединились драматурги, по инициативе великого драматурга А.Н. Островского учредили 29 ноября 1870 г. «Собрание русских драматических писателей». С 21 октября 1874 г. на основе этого собрания было учреждено «Общество русских драматических писателей», ставшее первым в истории России обществом со своим уставом. В мае 1875 г. А.Н. Островский получил от старейшего в Европе и мире французского Общества драматических писателей и композиторов письмо с предложением заключить Конвенцию о переводах, что положило начало международным контактам России в области авторского права Бакунцев А. Авторский договор в дореволюционном праве России. // Интеллектуальная собственность / М: 2000. №3. С. - 38 - 41..

 

С 21 октября 1875 г. к Обществу присоединились композиторы во главе  с Н.А. Римским-Корсаковым, образовав  «Общество русских драматических  писателей и композиторов», т. е. первое российское универсальное авторско-правовое общество, управляющее авторскими правами  своих членов на коллективной основе. В 1877 г. нормы об авторском праве  вошли в первую часть Свода  законов Российской Империи, где  они дополняли общую характеристику права собственности. В 1911 г. был  принят закон «Положение об авторском  праве». Новый закон разрабатывался на основе лучших образцов западноевропейского  законодательства и, безусловно, стал значительным шагом в развитии авторского права в Российской Империи. В  Положении в качестве объектов охраны выступали литературные, музыкальные, художественные и даже фотографические  и кинематографические произведения. Права авторов делились на моральные и материальные. Произведения охранялись в течении жизни автора и 50 лет после его смерти. Провозглашалась правовая охрана произведений с момента их возникновения. Появилась регламентация ограничений авторского права (случаев использования произведений без согласия автора) - «право литературной перепечатки» в общественных интересах. Положение предусматривало ответственность за нарушение авторских прав, существенная роль при этом отводилась «справедливому решению суда». После Октябрьской революции 1917 г. частные издательства были ликвидированы, издательская деятельность монополизирована 29 декабря 1917 был принят декрет «О государственном издательстве». «Учитывая книжный голод в стране» народной комиссии про просвещению было предложено приступить немедленно к широкой издательской деятельности и выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков См. Бакунцев А. Авторский договор в дореволюционном праве России. // Интеллектуальная собственность М: 2000. №3. С. - 41 - 44..

 

Декрет народных комиссаров РСФСР «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», предоставлявший  возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам  произведений, объявленных государственным достоянием обеспечивался гонорар по установленным ставкам. В соответствии с декретом «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 г. отменялся переход авторского права по наследству, однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума. Декрет от 10 декабря 1918 г. «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведении литературы и искусства». Существенные изменения в советском авторском праве произошли в 1925 г. В Постановлении ЦИК от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права» провозглашалось, что «автор имеет исключительное право под своим именем, или под условным именем (псевдонимом), или без обозначения (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течении установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из своего исключительного права. Не считалось нарушением авторского права: перевод произведения на другой язык; публичное исполнение чужих драматических, музыкальных, музыкально-драматических, кинематографических и других произведений в красноармейских и рабочих клубах, а также в других местах, при условии невзимания платы с посетителей; использование художественных и фотографических произведений в изделиях заводской и ремесленной промышленности. Срок действия авторского права устанавливался 25 лет со дня выпуска произведения в свет (авторские права могли переходить к наследникам) Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. / Монография. М: Изд-во академии наук СССР, 1956. С. - 51..

 

Следующий этап в развитие авторского права связан с принятым 8 октября 1928 г. Законом «Об авторском  праве». Право авторов на созданное  ими произведение в большинстве  случаев стало пожизненным, использование  произведений допускалось только на основании договоров с авторами. По-прежнему не считался нарушением, авторского права перевод произведения, публичное  исполнение опубликованных произведений с выплатой автору гонорара. В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены с 1 мая 1962 г. В соответствии с Основами был разработан и принят 11 июня 1964 г. Гражданский кодекс РСФСР, который был введен в действие, на территории России с 1 октября 1964 г. В Основы и Гражданский кодекс РСФСР, были включены отдельные разделы об авторском праве. Субъектами авторского права признавались, юридические и физические лица. Был расширен перечень имущественных и неимущественных прав автора. Предусматривался 15 летний срок действия авторского права после смерти автора. Сохранялось право на принудительный выкуп авторского права государством. Появилась статья, регламентирующая авторские права на служебные произведения. Однако случаи использования произведений без согласия автора, во многом сводили на «нет» провозглашенные права. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. В целях приведения национального законодательства в соответствии с положениями конвенции Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. в ГК РСФСР были внесены изменения, и в частности был увеличен срок действия авторского права до 25 лет после смерти автора. В числе авторских прав, появилось право на перевод произведения. С 3 августа 1992 г. на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В IV разделе Основ впервые были признаны смежные права См. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. / Монография. М: Изд-во академии наук СССР, 1956. С. 52 - 54..

 

Кроме того был увеличен срок действия авторского права до 50 лет  после смерти автора, исключены многие случаи, использования произведений без согласия автора. В связи с распадом СССР и демократическими преобразованиями в российском обществе появилась необходимость принятия нового закона об авторском праве, воплощающего в себе все достижения авторского права развитых стран и соответствующего по уровню правовой охраны произведений требованиям Бернской конвенции. 3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который с изменениями и дополнениями действуют в настоящее время Там же. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. / Монография. М: Изд-во академии наук СССР, 1956. С...

 

Право интеллектуальной собственности - это право обладателя результатов  интеллектуальной деятельности по своему усмотрению использовать использование  неограниченному кругу третьих  лиц. Право интеллектуальной собственности  является правом абсолютным. Модель собственности, выработанная классическим римским  правом для вещей, оказалась максимально  подходящей для закрепления и  защиты результатов интеллектуальной собственности. Другое наименование интеллектуальной собственности - это исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

 

Исключительные права  являются имущественными. Помимо них  существуют и неимущественные права, связанные с авторством на объекты  интеллектуальной собственности. Как  и в области собственности  на вещественные объекты, и здесь  следует различать право интеллектуальной собственности в субъективном смысле (правомочия правообладателя) и в  объективном смысле (совокупность норм об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности) Большая  юридическая энциклопедия./ответ. ред. Дубенюк Н. В. М: ЭКСМО. 2007. С. - 234..

 

Для защиты своего права правообладателем может быть, в частности, предъявлено  требование - о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, тем самым  умоляя интересы правообладателя; - о  пресечении действий, нарушающих право  или создающих угрозу его нарушения - к лицу, совершающему такие действия или делающего необходимые к  ним приготовления; - о возмещении убытков к лицу, использовавшему  произведение или другой объект исключительного  права без соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушавшему его исключительное право и причинившему ущерб правообладателю; - об изъятии без какого-либо возмещения изделий, изготовленных с нарушением исключительного права, - к изготовителю этих изделий или любому их приобретателю. По договору о передаче права на результат интеллектуальной деятельности автор или иной обладатель этого права передает свое исключительное право в полном объеме другому лицу. По лицензионному договору автор или иной обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или средства в установленных договорами пределах Алексеев С.С. Гражданское право: Учебник. Екатеринбург. Институт частного права. 2008. С. - 413 - 415.. Охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио или телепередач (вещание организацией эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем;12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования Маковский А.Л. Комментарий к части четвертой Гражданского Кодекса Федерации Российской. Учебник. - М., Статус, 2008. С. - 42 - 43. ;

 

14) товарные знаки и  знаки обслуживания; 15) наименования  мест происхождения товаров; 16) коммерческие  обозначения. Под авторским договором понимается соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства или его работодателем либо иным обладателем имущественных авторских прав, с одной стороны, и пользователем произведения, по которому автор обязуется передать пользователю за вознаграждение право использования произведения обусловленным способом и в установленный срок, а пользователь обязуется использовать произведение в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение Фокоф А.П. Гражданское право. Общая и Особенная части: Учебник. М., КНОРУС. 2006. С. - 658 - 659.. По авторскому договору по названию и буквальному смыслу ст. 30 ЗоАП исключительные права передаются, т.е. лишь предоставляются пользователю на время, а не уступаются ему. Этим авторский договор отличается от таких способов отчуждения или закрепления имущественных авторских прав, как их дарение, наследование, предоставление по закону работодателю либо внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, при которых данные права переходят к другим лицам либо возникают у других лиц в качестве первоначальных исключительных прав. К авторским договорам, как к разновидностям сделок по передаче имущественных прав, применяются общие положения § 1 гл. 30 ГК о купле-продаже, если иное не вытекает из содержания или характера исключительных авторских прав. В общем плане можно распространить на авторские договоры правила, скажем, п. 1 ст. 460 ГК, обязывающие продавца товара передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц. Пользователь также заинтересован в получении имущественных прав, не обремененных правами других пользователей этих же прав Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект. (ТК. Велби) 2000. С. - 78..

 

Однако большинство общих  норм ГК о купле-продаже телесных объектов неприменимо к передаче ни авторских, ни других имущественных  прав См. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект. (ТК. Велби) 2000. С. - 78.. Это касается норм об ассортименте товара, его качестве, сроке годности, скрытых недостатках, комплектности, о таре и упаковке товара. Поэтому регулирование авторских договоров, как и всех вообще договоров об использовании исключительных прав, нуждается в самостоятельной правовой регламентации См. Фокоф А.П. Гражданское право. Общая и Особенная части: Учебник. М: КНОРУС. 2006. С. - 659..

 

Различают три вида авторских  договоров:

1) авторский договор о  передаче исключительных прав;

2) авторский договор о  передаче неисключительных прав;

3) авторский договор заказа (ст. 30, 33).

Поскольку имущественные  авторские права всегда являются исключительными, первые два вида авторских  прав логичнее было бы назвать авторскими договорами о передаче исключительных прав на исключительных и неисключительных условиях. По смыслу п. 2 ст. 30 ГК Часть IV авторский договор о передаче исключительных прав на исключительных условиях разрешает использование  произведения определенным способом и  в установленных договором пределах только лицу, которому эти права  передаются. Пользователь по данному  договору вправе запретить подобное использование произведения всем другим лицам, включая сторону, передающую права. Право запрета может быть применено помимо пользователя только создателем произведения Золотов А., Силонов И. Автор в законе //М., эж-ЮРИСТ. 2003. № 32. С. 2..

Если пользователь не осуществляет защиту данного права, право запрещать  использование произведения другим лицам может осуществляться его  автором. Пользователь по авторскому договору о передаче исключительных прав на исключительных условиях фактически может  на срок действия договора приобрести абсолютное право использования  произведения, включая передачу полученных прав другим лицам. Однако передача полностью  или частично другим лицам прав, переданных по авторскому договору, допускается  лишь в случае, если это прямо  предусмотрено договором. Авторский  договор о передаче исключительных прав на неисключительных условиях разрешает  пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование произведения таким  же способом (п. 3 ст. 30). Подобный договор  создает пользователю менее сильные  позиции в коммерческой реализации полученных прав, нежели договор о  передаче авторских прав на исключительных условиях. Поэтому цена такого договора обычно бывает ниже. Существует презумпция не исключительности использования  передаваемых авторских прав. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются переданными на неисключительных условиях, если в договоре прямо  не предусмотрено иное. По объектам исключительных прав авторские договоры классифицируются на: издательские, сценарные, постановочные и другое Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М: Гардарика. 2000. С. - 152.. В Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г. было зарегистрировано Российское Авторское Общество (РАО).Российское Авторское Общество (РАО) - некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. Общество действует на основе принципов добровольного и равноправного членства и демократического самоуправления Российское Авторское Общество (РАО)/О РАО/http://www.rao.ru/orao/ С. - 2.. РАО осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации, в соответствии с Уставом РАО. Главные задачи РАО: Управление имущественными правами авторов (их правопреемников) на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи) на основе Договора о членстве в РАО; Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе; Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами - партнерами РАО. В 2008 году Российское Авторское Общество получило государственную аккредитацию. Первое заседание состоялось Аккредитационной комиссии 12 августа в Министерстве культуры. Впервые в российской правоприменительной практике организация по управлению авторским правом получила государственную аккредитацию. В состав Аккредитационной комиссии входят должностные лица Минкультуры России и Росохранкультуры, представители ФСБ России и Союза композиторов России. Как сообщила пресс-служба Минкультуры, на заседании был рассмотрен вопрос о возможности государственной аккредитации Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (РАО) в качестве организации по коллективному управлению в сферах См. Российское Авторское Общество (РАО)/О РАО/http://www.rao.ru/orao/ С. - 2..

Информация о работе Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования