Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить общий и элементный состав авторских договоров.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие авторского договора и авторского права в целом.
2. Изучить основные признаки авторского договора.
3. Проанализировать историю развития авторского договора и авторского права в целом.
4. Изучить нормативно правовое регулирование авторских договоров.
5. Проанализировать особенности заключения авторских договоров.
6. Проанализировать существенные и иные условия авторских договоров.
7. Изучить права и обязанности сторон авторских договоров.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика авторских договоров
1.1 Авторские договоры: понятие, признаки, история развития
1.2 Нормативное правовое регулирование и особенности заключения авторских договоров
2. Содержание авторского договора
2.1 Характеристика существенных и иных условий авторских договоров
2.2 Права, обязанности сторон и ответственность по авторским договорам
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

авт договоры.docx

— 137.91 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Исполнитель: Студент

 

Дипломная работа

 

Тема

 

Авторские договоры: основные аспекты правового

 

регулирования

 

Студент

 

Вологжанникова М.А.

 

Москва 2010

 

Содержание

 

авторский договор правовой

 

Введение

 

1. Общая характеристика  авторских договоров

 

1.1 Авторские договоры: понятие,  признаки, история развития

 

1.2 Нормативное правовое  регулирование и особенности  заключения авторских договоров

 

2. Содержание авторского  договора

 

2.1 Характеристика существенных  и иных условий авторских договоров

 

2.2 Права, обязанности сторон  и ответственность по авторским  договорам

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Авторское право является в настоящее  время одной из наиболее значимых и динамично развивающихся областей гражданского права. Значение авторского права в регулировании общественной жизни особенно резко возросло в  последние годы. Это связано, в  первую очередь, с невероятным по своей быстроте и масштабам развитием  технических средств и технологий, позволивших максимально быстро осуществлять копирование и распространение  произведений, являющихся традиционными  объектами авторского права. Развитие средств коммуникации, многократно  усиливших и ускоривших обмен  продуктами творческой деятельности между  отдельными странами и регионами, также  потребовало усиления роли авторского права в защите интересов авторов  творческих произведений. Более того, технический прогресс привел к появлению  новых объектов авторского права, таких  как программы для ЭВМ, базы данных, а также новых способов использования произведений, например путем передачи их через Интернет, что обусловило необходимость совершенствования прежней модели использования произведений путем заключения авторского договора. Значение авторского права в жизни общества также велико в силу того, что оно обеспечивает права авторов произведений, то есть, защищает их творческую, интеллектуальную деятельность, как высшее проявление чувств разума человека. Таким образом, авторское право способствует созданию новых оригинальных произведений науки, литературы и искусства, увеличению в обществе прослойки людей, занимающихся творческим трудом и, следовательно, способствует развитию социально - экономического и научно-технического прогресса в обществе. Соответственно, актуальность авторского права, его роль в современном мире настоятельно требует подробного изучения его норм, в том числе норм, регулирующих передачу авторских прав на произведения науки литературы и искусства посредством авторского договора. Именно договорная форма использования творческих произведений с одной стороны, обеспечивает защиту как личных, так и имущественных прав авторов, а с другой стороны, способствует широкому вовлечению творческих произведений в рыночный оборот и, в конечном итоге, приумножению духовного потенциала общества. Кроме того, в настоящее время согласно законодательству большинства стран мира использование произведений автора другими лицами осуществляется на основании авторского договора, за исключением довольно ограниченного перечня случаев, специально закрепленных в различного рода нормативно-правовых актах. Особенно актуально изучение норм, регулирующих договорный способ использования произведений, для Российской Федерации, где в силу происходящих в обществе социально-экономических преобразований, использование творческих произведений, ранее довольно жестко регламентировавшееся законодательством, осуществляется в настоящее время именно путем заключения авторского договора на основе свободного волеизъявления сторон. Поэтому подробное изучение и последующее совершенствование норм, регулирующих авторский договор, является в настоящее время одним из самых актуальных направлений российской правовой науки. Вместе с тем следует заметить, что социально-экономическая ситуация в той или иной стране, специфика конкретной правовой системы, сложившаяся практика реализации авторских прав самым существенным образом влияют на регламентацию отношений, связанных с договорным использованием творческих произведений. Обратить внимание на данную тему так же, меня заставил личный интерес. Мне как юристу и как человеку, который занимается созданием и использованием творческих произведений необходимо понимать и разбираться в вопросах правового регулирования авторского договора. Степень разработанности темы: Естественно, что данная тема являлась объектом исследования и до меня. Имеется множество исследований,

 

проведенных еще в советский период. Большая работа была проведена такими известными специалистами в области авторского права как Зенин И.А., Клык Н.Л., Сутулов Д.М. и многими другими. Конечно, эти исследования имеют огромное значение, но в данный момент времени они уже несколько устарели. Изменился общественно-политический строй, характер товарно-денежных отношений, изменились и отношения по поводу использования результатов творческой деятельности. Они приобрели характер рыночных отношений. И поэтому перед цивилистической наукой встала проблема поиска иного подхода к законодательному регулированию и теоретическому рассмотрению авторского договора. Главной целью моей работы является комплексное исследование авторских договоров.

 

Цель исследования: Определить общий и элементный состав авторских  договоров.

 

Задачи исследования:

 

1. Раскрыть понятие авторского  договора и авторского права  в целом.

 

2. Изучить основные признаки  авторского договора.

 

3. Проанализировать историю  развития авторского договора  и авторского права в целом.

 

4. Изучить нормативно правовое  регулирование авторских договоров.

 

5. Проанализировать особенности  заключения авторских договоров.

 

6. Проанализировать существенные  и иные условия авторских договоров.

 

7. Изучить права и обязанности  сторон авторских договоров.

 

8. Изучить ответственность  по авторским договорам.

 

Объект исследования: Авторские  договоры.

 

Предмет исследования: Авторские  договоры, как способ передачи прав на результаты интеллектуальной собственности.

 

Методология исследования: теоретические  и практические методы.

 

1. Общая характеристика  авторских договоров

 

1.1 Авторские договоры: понятие,  признаки, история развития

 

С древнейших времен человек  создает произведения искусства  и литературы. Первоначально в  качестве оплаты авторского труда рассматривалось  общественное признание и уважение. Мы не знаем имен авторов древних  рисунков. Религиозные произведения по своей природе не могли иметь  авторов. В Древней Греции и Римской  империи положение авторов произведений литературы, науки, искусства, архитектуры  изменилось. Их имена известны любому современному цивилизованному человеку благодаря признанию и фиксации в документах той эпохи. Даже слово  «плагиатор» родилось в Древнем  Риме и переводиться с латыни, как похититель чужих работ. Однако интеллектуальная собственность была неотделима от своего создателя. Творческие произведения рождались на свет, когда их авторы нанимались на работу в качестве архитекторов, художников, поэтов, философов и т. д. В то время произведения интеллектуального труда не могли стать товаром; без развития науки, производства, рыночных отношений невозможно было массовое использование результатов творческого труда. Следовательно, не было и необходимости в фиксации и охране имущественных прав авторов. «Исторические формы воспроизводства интеллектуального потенциала общества базировались в основном на системе меценатства - творческих людей субсидировали правители, их благополучие целиком зависело от благосклонности последних. Леонардо да Винчи вынужден был признавать: «Служу тому, кто мне платит». Моцарт и Сальери были придворными музыкантами. До конца XVIII в. частная финансовая поддержка и «внерыночное обеспечение» способствовали появлению большинства шедевров Богацкая С.Г. Авторское право: Учебное пособие. М: МГУП. 2005. С. - 45..

 

«Художники, поэты, писатели, ученые не имели особого статуса. К ним относились хорошо или плохо - в зависимости от времени. Им платили  и как слугам, и как придворным, и как принцам крови - в зависимости  от общества, в котором они жили. Иногда им не платили вообще». Однако не может быть культуры без творчества, а творчества без творцов, способных  прокормить себя своим трудом. Первоначально  охрана интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась с  помощью систему привилегий, выдаваемых «милостью монарха». Верховная власть покровительствовала отдельным  издателям и владельцам мануфактур. Первый в мире патент на изобретение  был выдан в 1421 г. Городской управой  Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный  поворотный кран.

 

Древнейший из всех патентов Англии был пожалован Генрихом VI в 1449 г. Выходцу из Фломандии Джону  из Ютимана на изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа. В 1557 г. английская королева Мария Тюдор  издает указ о том, что одна из британских типографических гильдии (Stationers Company) наделяется монополией на книгопечатание и книготорговлю в стране. Согласно этому указу, книготорговец, принадлежащий  к этой гильдии, купивший книгу у  автора и зарегистрировавший ее в  специальном реестре, становился полноправным владельцем права на печатание (дословный  перевод copyright). Это право могло  быть продано или передано другому  книготорговцу гильдии так же, как и любые другие права. Конечно  же, это решение было продиктовано вовсе не заботой о книгоиздателях, а уж тем более не об авторах, а  интересами цензуры и укрепления монархической власти, но именно ему  суждено было стать первым примером закрепления смежных прав. Дело же с защитой прав самих авторов  обстояло следующим образом Близнец  И.А. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности: Учебное пособие  для студентов всех форм обучения. Специальность 021100 - юриспруденция. М: МГОУ. 2001. С. - 46.. Упомянутый указ английской королевы Марии Тюдор отнюдь не был  направлен на защиту их интересов, и  писателям пришлось вести борьбу за право на созданные ими произведения еще добрых сто пятьдесят лет. Это была не легкая борьба. Например, мнение одного из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения - английского  философа Джона Локка, призывавшего Stationers Company разрешить свободное печатание  давно написанных книг, было попросту проигнорировано гильдией. А Даниэль  Дефо, автор «Робинзона Крузо», оказался более удачлив: его резкие выступления  в защиту прав писателей, были услышаны английским парламентом и привели  к принятию в 1710 г. законодательного акта, ставшего прообразом современных  законов об авторских правах. Этим законодательным актом права  на литературное произведение закреплялись за его автором, правда, лишь на 14 или 28 лет. После окончания этого срока  произведение становилось общественным достоянием. Так возник прецедент (каким  бы несовершенным на первых парах  он не был) достижения компромисса интересов писателей, книгоиздателей и читателей - тех, для кого и пишутся книги. Подобные законодательные акты, с интервалом в несколько десятилетий, были приняты и в других странах: в Дании, Франции, США. Вскоре копирайту предстояло стать межгосударственным законом. Упомянутый выше нормативный акт называется «Статут Королевы Анны» (1710) и считается первым в истории законодательным закреплением авторских прав. В нем впервые был озвучен один из важнейших принципов авторского права - принцип охраны опубликованного произведения, запрета тиражирования его без согласия автора. Считается, что принятие в Англии такого закона было одной из причин передового экономического развития государства. С принятием подобных нормативных актов в США и странах Европы торговля правами на издание произведений литературы, постановку драматических произведений приобрела массовый характер См. Близнец И.А. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности: Учебное пособие для студентов всех форм обучения. Специальность 021100 - юриспруденция. М: МГОУ. 2001. С. - 46..

 

Понятие интеллектуальной собственности  впервые появилось в законодательстве Франции в конце XVIII в. (в Патентном  законе 1791 г.). Этим законом были закреплены понятия литературной и промышленной собственности. Источником нового законодательства стала теория естественных прав, разработанная  Вольтером, Дидро, Руссо и другими  французскими философами - просветителями. Согласно этой теории, право автора любого творческого произведения является его неотъемлемым правом, основано на природе творческой деятельности и существует независимо от его признания  кем - либо. Во вводной части французского Патентного закона 1797 г. говорилось, что «всякая новая идея провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца»… Еще раньше идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» была воплощена в законах нескольких штатов США. Так в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось что «нет собственности принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда». В XIX развитие книгопечатания приобрело столь существенные масштабы, что писатели почувствовали себя не заслуженно отстраненными от процесса распределения доходов от прибыльного издательского бизнеса. С развитием массового промышленного производства, снижением издержек, появлением новых технологий функции автора и производителя были окончательно разделены, материальный носитель произведения отделился от автора и приобрел самостоятельное существование, не зная границ и забывая о правах своего создателя. Изобретение быстропечатного станка Ф. Кенигом (1810) позволило в короткие сроки выпускать огромные тиражи книг, газет Там же. Близнец И.А. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности: Учебное пособие для студентов всех форм обучения. Специальность 021100 - юриспруденция. М: МГОУ. 2001. С. - 46..

 

Благодаря появлению такой  сравнительно не дорогой возможности  доведения до широких слоев достижений современной науки, литературы, искусства  повысился образовательный уровень  населения, выросло число библиотек. Произведения творческого труда  стали таким же товаром на рынке, как и продукция промышленных мануфактур. Необходимость защиты авторских  прав была осознана в большинстве  стран Европы и США. К середине XIX в. законы об авторских правах существовали во многих странах. Однако, это не устраняло незаконный оборот материальных носителей интеллектуальных произведений. Международный литературный конгресс, состоявшийся в 1878 г. под председательством знаменитого писателя и сторонника защиты авторских прав Виктора Гюго, обратил внимание общественности и власти на необходимость принятия многостороннего международного соглашения, обеспечивающего надежную защиту, как авторских прав, так и прав издателей.

 

В XIX в. были приняты три  основополагающих правовых документа, регулирующих на международном уровне права интеллектуальной собственности:

 

1) Парижская конвенция  по охране промышленной собственности  (1883) обеспечила защиту объектов  промышленной собственности и  товарных знаков;

 

2) Бернская конвенция об  охране литературных и художественных  произведений (1886) в первоначальном  варианте определяла в качестве  объектов правовой охраны книги,  брошюры, картины и т. п. На  Берлинской конференции (1908) года  в текст конвенции было добавлено  признание права автора на  воспроизведение, публикацию и  представление своих работ в  кинематографе, радио, а также  грампластинками и магнитофонными  записями Силенок М. А. Авторское  право: Учебно-практическое пособие для вузов. М., ЗАО «Юстицинформ», 2006. С. - 48..

 

Римская конференция 1928 г. признала также личные права автора, сохраняемые  за ним после отчуждения имущественного права, объявила о защите устных литературных произведений (лекций, речей, проповедей и т. п.). Стокгольмская конференция 1967 г. дополнила конвенцию дополнительным разделом о льготах для развивающихся  стран в целях облегчения их доступа  к произведениям науки и культуры;

 

3) Мадридское соглашение  «О международной регистрации  знаков» (1891) определило порядок  международной регистрации и  охраны товарных знаков.

 

Параллельно с Бернским союзом развивался межамериканский союз по охране авторских прав. В 1891 г. государства - участники обоих союзов высказали заинтересованность в объединении, что впоследствии привело к созданию Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. Следующим важным шагом стало подписание в Стокголькгоме в 1967 г. Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), вступившей в силу 1970 г. Законы об авторском праве становятся все более совершенными. Развивается соответствующий понятийный аппарат, строиться концепция авторско-правовой охраны различных произведений. Так, законом Великобритании 1911 г. «Об авторском праве» учреждался единый правовой режим для произведений определенных видов, как обнародованных, так и необнародованных, в том числе произведений архитектуры, звукозаписи и кино. Вводился срок правовой охраны в течении всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Сфера действия авторского права расширяется за счет включения в него переводов, переработки «воспроизведения в материальной форме». Длительное время в России книгоиздание и книготорговля оставались государственной монополией См. Силенок М. А. Авторское право: Учебно-практическое пособие для вузов. М: ЗАО «Юстицинформ», 2006. С. - 48 - 49..

Информация о работе Авторские договоры: основные аспекты правового регулирования