Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:12, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение полномочий Президента Российской Федерации, как высшего должностного лица государства.
В связи с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить вопросы зарождения и развития института президентства в России;
- определить виды и формы осуществления полномочий Президента РФ;
- по итогам написания работы подготовить выводы и представить их в заключении.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Зарождение и развитие института президентства в России………...5
1.1 Компетенция и полномочия Президента РФ по Конституции 1993г…………………………………………………………………………………...5
1.2 Становление и развитие института Президента в Российской Федерации………………………………………………………………………………..5
Глава 2. Виды и формы осуществления полномочий Президента РФ……..15
2.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации…………15
2.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти………………………...25
Заключение……………………………………………………………………..34
Библиографический список литературы……………………………………..36
До февраля 1917 года наша страна представляла собой монархию, власть которого (монарха) закреплялась в законодательстве. Так, «Толкование» к артикулу 20-му Воинского устава 1716 года устанавливало: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять».
Вместе с тем следует отметить, что в монархической России предлагались конституционные проекты, практические решения, связанные с учреждением в стране поста Президента. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России. К такого рода проектам относится, например, проект Конституции, который был подготовлен крупнейшим государственным деятелем П.А. Столыпиным[3]. Процедура введения поста Президента предусматривалась и в документах комиссии для подготовки проекта Конституции, созданной из специалистов в области государственного права под председательством Н.И. Лазаревского после падения самодержавия в России в 1917 году. В них устанавливалось, что временная исполнительная власть, до установления основных законов, возлагалась на временного Президента. Он избирался Учредительным собранием и осуществлял свои полномочия под его надзором и при содействии Совета министров. В научной литературе отмечается, что такая конструкция очень напоминает положение американского Президента, отражает стремление к сильной власти и установлению диктатуры. Идею введения республиканской формы правления и учреждения поста Президента в России выдвигали и некоторые дореволюционные ученые-юристы. При этом они отмечали необходимость ограничения власти Президента, подчинения ее закону, и, прежде всего, Конституции.
Двоякого рода отношение к институту главы государства в целом и к Президенту в частности было фактически в годы советской власти в нашей стране. Во-первых, эти вопросы не находили какого-либо отражения в правовых актах, о чем, например, свидетельствует анализ текстов Конституции РСФСР 1918 года, Конституций СССР 1924, 1936, 1977 годов. В научной литературе институт главы государства, Президента довольно часто трактовался как чисто буржуазный институт, служащий интересам подавления буржуазией трудящихся[4].
Во-вторых, вопрос об учреждении поста Президента возникал в реальной жизни нашей страны неоднократно. Так, это было при обсуждении Конституции СССР 1936 года. Одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР всем населением страны, а не Верховным Советом СССР.
Новый подход к данной проблеме наблюдался в последнее пятнадцатилетие прошлого столетия, в период, так называемой, перестройки. Четко прослеживается тенденция к практическому введению поста Президента.
В Российской Федерации главой исполнительной власти, по замыслу авторов проекта Конституции, должен был быть Президент, избираемый прямыми всеобщими выборами, а так же Правительство, ответственное перед Парламентом[5]. В необходимости учреждения поста Президента Российской Федерации, избираемого демократическим путем, у авторов первого проекта Конституции России сомнений не было. Спор шел вокруг двух точек зрения, связанных с определением статуса Президента: суть первой сводилась к идее сильного Парламента и недопущению чрезмерного усиления исполнительной власти, возглавляемой Президентом.
Согласно второй точке зрения, Президент, избираемый всенародно и наделяемый «весомыми полномочиями», соседствует с Правительством, формируемым на основе парламентского большинства. Сторонники этой позиции особо оговаривали, что для России неприемлема североамериканская модель президентуры, ибо она, с характерным для нее сильным Президентом, содержит элементы нестабильности и, в конечном итоге, способна привести к конституционному кризису или может периодически их вызывать.
В итоге, в России сложился институт Президента, напоминающий американскую модель исполнительной власти[6].
Представляется необходимым остановиться на причинах введения поста Президента СССР. Во-первых, демократизация процессов руководства страной продемонстрировала неспособность парламента и правительства принимать оперативные решения и быстро их осуществлять, и потому потребовалось иметь одного руководителя государства, который бы отвечал за текущие дела. Во-вторых, в условиях становления системы разделения властей на том историческом отрезке Съезд народных депутатов СССР и, особенно, Верховный Совет СССР, работавший на началах постоянства, присваивали, чуть ли не бесспорное право решать любые вопросы. В-третьих, при отсутствии парламентского большинства одной партии, либо союза нескольких партий в Парламенте, Президент объективно был бы вынужден брать на себя функцию формирования правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могли бы попросту парализовать функционирование высшего органа исполнительной власти. В-четвертых, в процессе формирования идеологического плюрализма и отказа от политического монизма пост Генерального секретаря ЦК КПСС мало что значил, а руководство КПСС не желало ограничивать свои полномочия. Введение же должности Президента СССР рассматривалось значительной частью партийных функционеров как способ сохранения влияния партии в изменившихся общественно-политических и социально-экономических условиях жизни страны.
Таким образом, президентство предоставляло возможность бывшим партийным лидерам на уровне Союза и союзных (а также автономных) республик не только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии, а если они видели в партии угрозу своей власти, как, например, в РСФСР, вообще запретить ее.
Изложенные причины введения поста Президента понятны сегодня, по прошествии ряда лет. Непосредственно же при учреждении поста Президента СССР предпочитали подчеркивать, что это способствует упорядоченности дел в стране, что власть Президента СССР не будет авторитарна, что ни о каком покушении на роль высшего представительного органа власти СССР речь не идет.
Таким образом, в указанный период модель президентства в стране развивалась и ясности, какой она в результате всех преобразований должна стать, еще не было. Следовательно, полной ясности в вопросе о том, что должен представлять собой Президент РСФСР, на момент учреждения этого поста, также не было. Пожалуй, очевидно было лишь одно: Президент нужен России - как, впрочем, и любой другой союзной республике в то время, - как высшее лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о представительстве и защите его интересов[7].
Однако какую модель президентства выбрать? Имелось несколько вариантов.
Во-первых, Президент - глава государства с чисто представительскими функциями, он ни во что не вмешивается, открывает официальные мероприятия, принимает иностранные делегации и так далее. Почти всю серьезную работу по управлению страной выполняет премьер-министр. Из-за этого варианта не имело смысла вообще затевать в Российской Федерации введение поста Президента. Ведь речь шла об усилении самого государства, и названной цели должен был служить Президент. Государству нужна была сильная фигура для укрепления и отстаивания своих интересов.
Во-вторых, Президент - глава, правитель страны, который сам все делает либо предопределяет.
В-третьих, Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Эта модель сильно ориентировала бы Президента на координационные функции в отношении государственных органов, принадлежащих к другим ветвям власти. Использование второй модели при учреждении поста Президента было малореальным, поскольку существовала сильная боязнь авторитарности этой должности, что вообще могло похоронить идею Президентства. Ввести такую модель было бы возможно лишь по мере роста авторитета уже функционирующего Президента.
В-четвертых, Президент - глава исполнительной власти и высшее должностное лицо. Данная модель прямо ориентировала Президента на руководство аппаратом государственного управления. У такой модели существуют разные проявления: Президент не является главой правительства, но руководит им вплоть до председательствования на его заседаниях; Президент - официально является главой правительства; Президент самостоятельно формирует состав правительства, кроме премьера, кандидатура которого согласуется с парламентом; Президент представляет парламенту на утверждение состав правительства либо ряд его ключевых фигур и так далее. Объективно оставался только этот вариант, который и был отражен в нормативных актах РСФСР.
Таким образом, введение поста Президента в Российской Федерации стало следствием, в целом, весьма прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт Президента[8].
Следовательно, можно констатировать, что развитие института Президента неразрывно связано с развитием государственности и укреплением всей системы государственной власти в Российской Федерации.
Глава 2. Виды и формы осуществления полномочий Президента РФ
2.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации
Современное законодательство определяет статус Президента в тесной связке с системой разделения властей[9]. В статье 11 Конституции России Президент указан в одном ряду с Федеральным Собранием, Правительством и судами Российской Федерации. Его первое место в перечне федеральных органов вполне соответствует той роли, которая отводится главе государства с президентской формой правления. Вместе с тем ни в статье 10, провозглашающей разделение властей, ни в статье 11, определяющей основы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, Президент не исключен из системы исполнительной власти.
В Конституции Российской Федерации 1993 года Президент определяется как глава государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти».
Согласно нынешнему законодательству статус Президента Российской Федерации определяется в тесной взаимосвязи с системой разделения властей и характеризуется функциями и полномочиями главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не тождественны. Между нормами, определяющими функции Президента России, и нормами, определяющими его полномочия, имеются существенные различия. Первый вид норм формирует цели, которые в процессе их реализации превращаются в определенный результат, а второй вид норм закрепляет за Президентом Российской Федерации права и обязанности, а также предопределяет его основные организационные формы работы. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (то есть не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания). Между функциями, полномочиями Президента России и его организационными формами деятельности существует тесная связь, так как каждая функция должна быть обеспечена правомочиями главы российского государства и реализована в соответствующих формах его работы.
Представляется целесообразным остановится на основных функциях Президента Российской Федерации, отметив, что их содержание определено в частях 2 - 4 статьи 80 Конституции Российской Федерации.
Наиболее обширной является функция гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Она ориентирует деятельность Президента на то, чтобы повсеместно и неуклонно проводились в жизнь все положения Конституции Российской Федерации и, прежде всего те, которые определяют основы конституционного строя (глава 1 Конституции Российской Федерации), чтобы везде на территории государства создавались условия для беспрепятственной реализации прав и свобод человека и гражданина, чтобы случаи их нарушения незамедлительно устранялись, права и свободы восстанавливались, а вредные последствия нарушений ликвидировались. В соответствии с этой функцией Президент защищает также права наших граждан, находящихся за пределами Российской Федерации.
Следующая функция регламентирует деятельность Президента по охране основ конституционного строя, суверенитета, независимости и государственной целостности России. Им должны приниматься меры по решительному и бескомпромиссному пресечению любых внутренних и внешних угроз государству от кого бы они ни исходили и в чем бы ни выражались.
Еще одна функция Президента Российской Федерации - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Поскольку в осуществлении общей задачи управлении обществом участвуют все три ветви государственной власти, необходимо наличие у них не только взаимных «сдержек и противовесов», но также единого центра, который бы налаживал сотрудничество, координировал совместные усилия. Координация не должна сопровождаться подменой или вмешательством в осуществление полномочий тех, в отношении кого она проводиться. Роль такого центра и призван выполнять Президент Российской Федерации. Конституция России возлагает на него обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти. От реализации этой функции во многом зависит эффективность государственного управления в целом.
Последняя - определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Во многих странах эта функция возлагается на парламент или правительство. В СССР ее выполняла КПСС, а в Российской Федерации после распада СССР - Съезд народных депутатов. На Президента она впервые возложена Конституцией 1993 года. Основные направления политики глава государства определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Функции материализуются, находят конкретное выражение в полномочиях - правовых возможностях Президента Российской Федерации.
Информация о работе Виды и формы осуществления полномочий Президента РФ