Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:12, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение полномочий Президента Российской Федерации, как высшего должностного лица государства.
В связи с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить вопросы зарождения и развития института президентства в России;
- определить виды и формы осуществления полномочий Президента РФ;
- по итогам написания работы подготовить выводы и представить их в заключении.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Зарождение и развитие института президентства в России………...5
1.1 Компетенция и полномочия Президента РФ по Конституции 1993г…………………………………………………………………………………...5
1.2 Становление и развитие института Президента в Российской Федерации………………………………………………………………………………..5
Глава 2. Виды и формы осуществления полномочий Президента РФ……..15
2.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации…………15
2.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти………………………...25
Заключение……………………………………………………………………..34
Библиографический список литературы……………………………………..36
При изучении полномочий Президента Российской Федерации следует, прежде всего, обратить внимание на три важных момента. Во-первых, исчерпывающий ли их перечень приведен в Конституции Российской Федерации? Опыт ее применения показал, что дать его невозможно.
Во-вторых, в Конституции Российской Федерации полномочия Президента определены фрагментарно, отсутствует их развернутое изложение. Согласно сложившейся практике, эти полномочия конкретизируются в федеральных конституционных и федеральных законах.
В-третьих, актуальное теоретическое и практическое значение имеет группирование полномочий Президента Российской Федерации. Оно позволяет систематизировать и, таким образом, более наглядно представить весь их объем.
За критерий классификации можно взять, например, субъектов права, взаимодействующих с Президентом в процессе выполнения им своих полномочий.
По данному критерию полномочия Президента Российской Федерации можно свести в шесть групп. Первую составляют полномочия по отношению к населению страны, гражданам, избирателям. Президент Российской Федерации, прежде всего, решает вопросы гражданства. Конституцией России установлено единое российское гражданство, возможность гражданства субъектов Российской Федерации не предусмотрена. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[10]. В соответствии с ним Президент Российской Федерации осуществляет прием в гражданство и выход из него.
Гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Особо следует подчеркнуть несколько моментов. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства России, не могут содержать положения, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; гражданство Российской Федерации является единым и равным, независимо от оснований его приобретения; гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Выход из российского гражданства лиц, проживающих на территории Российской Федерации, Президент России осуществляет на основании добровольного волеизъявления. Не допускается выход из гражданства в трех случаях, а именно, если гражданин: 1) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; 2) привлечен компетентными органами России в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; 3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Вместе с тем, законодательством запрещено лишать российского гражданства в зависимости от совершаемых правонарушений.
Таким образом, гражданин России может выйти из гражданства Российской Федерации только в выше указанных случаях и исключительно по собственному желанию.
К правомочиям Президента относится также предоставление политического убежища. Всеобщая декларация прав человека провозглашает: каждый человек, преследуемый за убеждения, может иметь убежище в других странах и пользоваться им. Указом Президента от 21 июля 1997 года № 746 утверждено Положение «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»[11]. Оно предоставляется гражданам и лицам без гражданства по их письменному ходатайству с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, оно предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
Полномочием Президента Российской Федерации, обращенным ко всем избирателям, является назначение референдума - проведение всенародного тайного голосования граждан Российской Федерации для выяснения их мнения по важнейшим проблемам государственной жизни. Порядок проведения референдумов регулируется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации»[12]. Уточним лишь, что Президент Российской Федерации только назначает всероссийские референдумы, сам же он не вправе предложить проведение референдума, поскольку референдумы инициируются лицами, указанными в выше упомянутом Законе.
На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации.
На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы об: изменении статуса субъекта Российской Федерации; досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов; избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; принятии и изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации; введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты; принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помиловании.
К ведению Президента отнесены вопросы награждения государственными наградами, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.
К полномочиям Президента относится также принятие актов о помиловании осужденных приговором суда. Помилование применяется к отдельным лицам, и его надо отличать от амнистии, акт об объявлении которой принимает Государственная Дума Российской Федерации (пункт «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации).
Отдельную группу составляют полномочия по отношению к Российскому государству в целом, обеспечивающие его нормальную безопасную жизнедеятельность, ясные перспективы развития. Президент ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики (пункт «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации). Конкретная содержательность посланий не отдана целиком на усмотрение самого Президента России. Иногда законодательно формулируются некоторые основные требования к ним. В частности, статьи 3, 5 Федерального закона от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»[13] обязывают Президента Российской Федерации давать в посланиях оценку фактического состояния дел в экономической и социальной сферах, излагать концепцию социально-экономического развития, отражать свое видение этого развития в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
К сожалению, никакой реакции на послания Президента Российской Федерации со стороны Федерального Собрания Конституцией России не предусмотрено, и юридически значимого решения по ним Федеральное Собрание не принимает. В Конституции ничего не сказано и о том, как надлежит Президенту реагировать на критические замечания по его посланиям, равно как и о том, какова окончательная судьба послания, каковы правовые последствия этой «акции» Президента. Тем самым данное полномочие, по существу, лишено той роли, которую призвано играть в государственном строительстве, управлении обществом вообще.
Фактически от посланий Президента отключено общественное мнение: средства массовой информации, в том числе государственные, уделяют им внимание лишь раз в год, публикуя (часто в изложении), выступления Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании и тексты самих посланий.
Но все же анализ текстов самих посланий свидетельствуют о том, что они не только определяют основные направления экономической, финансовой, социальной, внешнеполитической сторон государственного строительства, но и стратегию полномочий Президента по осуществлению государственно-управленческой деятельности. Формально послания Президента Российской Федерации обращены только к Федеральному Собранию России, но, фактически, представляют собой обращение к народу и, что особенно важно, к исполнительной ветви власти, к государственному аппарату.
Президент России издает также отдельные акты, в которых определяет политику по конкретным вопросам жизнедеятельности государства. Например, Указом от 12 декабря 1997 года № 1300[14] утверждена Концепция национальной безопасности. С последней тесно связано военное строительство. Президент, согласно пункту «з» статьи 83 Конституции Российской Федерации, утверждает военную доктрину.
И Концепция национальной безопасности, и военная доктрина весьма изменчивы. Они напрямую зависят от положения, складывающегося внутри страны, а также от ситуации, в которой оказывается Россия на международной арене. По ныне действующей Концепции национальной безопасности она представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Главное - обеспечение национальных интересов России, представляющих собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Являясь по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Президент осуществляет общее руководство их использованием в качестве сил обеспечения безопасности, а также принимает оперативные решения по обеспечению безопасности в пределах компетенции, определенной законом.
Ныне весьма актуальной стала проблема использования Вооруженных Сил России за ее пределами, в чем также велика роль Президента. Согласно Федеральному закону от 23 июня 1995 года № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»[15], Президент Российской Федерации единолично принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих, о районе их действий, задачах, подчиненности, сроках пребывания, порядке замены, а также об их отзыве. Что касается военных формирований, то решение вопроса о возможности их использования вне пределов территории России отнесено к полномочиям Совета Федерации. Однако, организация исполнения постановления Совета Федерации возлагается на Президента Российской Федерации.
Третью группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению к отдельным ветвям государственной власти.
Так Президент, в соответствии с Конституцией России и федеральным законом, назначает выборы в Государственную Думу, а в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, распускает ее.
Государственная Дума может быть распущена Президентом России в трех случаях: 1) после трехкратного отклонения ею представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (часть 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации); 2) в случае, если она выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Когда же Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (часть 3 статьи 117 Конституции Российской Федерации); 3) если Председатель Правительства Российской Федерации сам поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации и Государственная Дума откажет в доверии, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы (часть 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации).
Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к отдельным ветвям власти концентрируются, главным образом, вокруг вопроса о кадрах, и, прежде всего руководящих, федеральных органов государственной власти. Президент Российской Федерации располагает рядом конституционных полномочий по воздействию на их состав: 1) единолично назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, а после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; 2) назначает в порядке, установленном федеральным законом, судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации); 3) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров; 4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; 5) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка Российской Федерации и ставит перед ней же вопрос об освобождении его от должности; 6) по предложению министра внутренних дел Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Виды и формы осуществления полномочий Президента РФ