Виды и формы осуществления полномочий Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение полномочий Президента Российской Федерации, как высшего должностного лица государства.
В связи с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить вопросы зарождения и развития института президентства в России;
- определить виды и формы осуществления полномочий Президента РФ;
- по итогам написания работы подготовить выводы и представить их в заключении.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Зарождение и развитие института президентства в России………...5
1.1 Компетенция и полномочия Президента РФ по Конституции 1993г…………………………………………………………………………………...5
1.2 Становление и развитие института Президента в Российской Федерации………………………………………………………………………………..5
Глава 2. Виды и формы осуществления полномочий Президента РФ……..15
2.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации…………15
2.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти………………………...25
Заключение……………………………………………………………………..34
Библиографический список литературы……………………………………..36

Файлы: 1 файл

Полномочия президента РФ.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Правовые акты Президента могут издаваться в пределах его конституционных полномочий. Круг вопросов, которые могут в них затрагиваться, конкретно в законодательном порядке не установлен. Выявить их возможно лишь путем анализа компетенции Президента и текста Конституции Российской Федерации. Во-первых, в соответствии с ней, указы Президента не могут противоречить Конституции России, федеральным конституционным и федеральным законам (статья 90).

Представляется, что отказ - пусть даже и на уровне теории - от принципа подзаконности актов Президента Российской Федерации весьма опасен, поскольку способен разбалансировать устоявшуюся систему иерархии правовых актов, что, в сою очередь, может привести к возникновению коллизий, а также, чрезвычайно широких и практически неконтролируемых полномочий Президента, привести к крайне негативным последствиям для общества и государства.

Существует мнение о том, что, если определенный круг общественных отношений урегулирован законом, полномочий нормотворчества по этому кругу вопросов у Президента нет. В связи с этим вряд ли можно согласиться с позицией В.Н. Суворова, который отмечает, что фрагменты соответствующей области общественных отношений можно регулировать указом и после принятия закона, регламентирующего их, если его недостаточно и, по мнению главы государства, остаются пробелы в правовом регулировании[20]. С принятием федеральных законов сфера первичного «указного права» должна неуклонно сужаться, а многие изданные до закона указы, как потерявшие свое значение, должны отменяться Президентом[21]. Л.А. Окуньков, вместе с тем, отмечает, что неправильно было бы считать, что вновь издаваемые законы направлены только на ограничение полномочий Президента. Напротив, по определенным позициям его компетенция расширяется, конкретизируется и приобретает истинно нормативный характер.

Во-вторых, Президент не может издавать свои правовые акты, если Конституция или федеральный закон содержит прямое предписание о том, что какой-то конкретный вопрос подлежит регулированию только законом.

В-третьих, в Конституции и некоторых законодательных актах предусматривается необходимость регулирования определенных отношений исключительно указами Президента. Так, военное и чрезвычайное положение вводятся указами Президента (статьи 87, 88, Конституции Российской Федерации). Указами Президента вносятся изменения в статью 65 Конституции при изменении наименования субъекта Российской Федерации.

Но, поскольку многие полномочия Президента сформулированы в Конституции Российской Федерации в обобщенном виде: Президент - гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (части 2, 3 статьи 80 Конституции), то, по сути дела, такие обобщенные формулировки дали возможность официально узаконить режим конкурирующей компетенции Президента с любым государственным органом[22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

 

Подводя итог моей курсовой, хотел бы сделать маленький вывод по поводу той темы, которую описал выше, а именно «полномочия Президента Российской Федерации».

Первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Президент должен находиться в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними. Этот простой вывод можно сделать, почитав Конституцию Российской Федерации, которая исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции РФ. Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных связях.

Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.п.

По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Библиографический список литературы

 

1.     Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. № 1.

2.     Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судебные реформы в России. М., 1991.

3.     Административное право / Под ред. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. М., 1999.

4.     Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005.

5.     Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2002.

6.     Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2006.

7.     Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2004.

8.     Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – М.: Юрайт, 2012.

9.     Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ // Закон и право. М., 2000.

10. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.

11. Прокофьев Г., Скуратов Д. Проблемы классификации форм участия Президента РФ в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3

12. Ричард Саква. Институт Президенства: либеральный или неопатерналистский политический режим // Конституционное Право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 4

13. Суворов Н.В. Конституционные пределы полномочий Президента Российской Федерации (по материалам Конституционного Суда Российской Федерации) // Труды МГЮА. 1998.

14. Студеникина М.С. Юридическая природа указов Президента Российской Федерации // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. М., 2004.



[1] Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2006. С. 26.

[2] Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2004. С. 142.

[3] Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судебные реформы в России. М., 1991. С. 206-210.

[4] Политический механизм диктатуры монополий. М., 1974. С. 159; Советское государственное право / Под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979. С. 288.

[5] Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2002. С. 62.

[6] Ричард Саква. Институт Президенства: либеральный или неопатерналистский политический режим // Конституционное Право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 4 (45). С.114.

[7] Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. № 1. С. 15.

[8] Дегтев Г.В. Становление и развитие института президенства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2006. С. 59.

[9] Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 7.

[10] СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

[11] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601.

[12] СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

[13] СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2871.

[14] РГ. 1997. № 247. 26 авг.

[15] СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2401.

[16] Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 254.

[17] Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ // Закон и право. М., 2000. С. 4.

[18] Административное право / Под ред. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. М., 1999. С. 144.

[19] Прокофьев Г., Скуратов Д. Проблемы классификации форм участия Президента РФ в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3. С. 5.

[20] Суворов Н.В. Конституционные пределы полномочий Президента Российской Федерации (по материалам Конституционного Суда Российской Федерации) // Труды МГЮА. 1998. № 3.

[21] Окуньков Л А. Президент Российской Федерации. М., 1996. С. 102.

[22] Студеникина М.С. Юридическая природа указов Президента Российской Федерации // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. М., 2004. С. 148.


Информация о работе Виды и формы осуществления полномочий Президента РФ