Теория права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Общая теория права имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно, так как ряд общественных наук, в частности, философия, политэкономия, политология, также исследует проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.

Файлы: 1 файл

Лекции по общей теории права.docx

— 127.85 Кб (Скачать)

     В современный период концепцию невмешательства  государства и права в экономику  обосновывают сторонники либеральной  школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей. 
В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений).

     В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления  использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев): 
         1)определение целей экономического развития;

     2) закрепление равноправия всех форм собственности;

     3) определение круга субъектов рыночных отношений;

     4) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;

     5) продуманная налоговая политика;

     6) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;

     7) установление юридических санкций за экономические правонарушения. 
         Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:

     1) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;

     2) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы. 
 

     4.6. Право и политика. 

     Термин  «политика» впервые появился в Древней  Греции и происходит от греческого слова «polis» - город-государство. «Именно в античных государствах, - пишет проф. А.В. Мицкевич, - зародилось и понятие политики как общественного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) полиса, города-государства, типичного для государственности Древней Греции и Рима». 
В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми (а порой и антагонистическими, то есть прямо противоположными) интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе, где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины. 
Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии.

     Все это определяет политическую природу  государства и права, делает их явлениями  политики, политической жизни общества. Более того, государство –«главный политик», центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики. 
Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней. В результате такой борьбы государство может стать «достоянием» какой-либо одной партии, социальной группы, и тогда обществу грозит беда: тоталитарные режимы являются следствием именно такого поворота событий. Государство - "собственность" общества, оно должно принадлежать только обществу в целом (демократия) и выражать общие интересы всех социальных групп и слоев. 
Политика может быть и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Поэтому в принципе правильно высказывание Ленина, что «политика есть участие в делах государства» (если под «участием» понимать не только позитивную политику). Принципиально верна и другая формула этого автора: «политика есть концентрированное выражение экономики». Действительно, поведение субъектов политики определяют прежде всего экономические интересы, а потом уже все остальные.

     Право имеет политическую природу, ибо  по своей сути является нормативной  формой согласования воль и интересов  больших социальных групп. Маркс  отмечал, что «все юридическое в  основе своей имеет политическую природу». Однако взаимоотношения права  и политики далеко не однозначны.

     В отечественной литературе советского периода существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая для  своего осуществления нуждается  в общеобязательной форме и государственной  охране, то есть возведении в закон (проф. С.С. Алексеев).

     Однако, право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государством в соответствии с его природой. Как только государство начнет использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников улетучится и в руках государства останется бессодержательная юридическая форма («неправовой закон»), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовой системы. 
Поэтому говорить о служебной роли права по отношению к политике, а тем более о верховенстве политики над правом, достаточных оснований нет. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.

     Можно было бы сказать, что орудием политики является не право, а закон. Исходя из этих позиций, проф. Мушинский пишет: «Закон есть симбиоз права и политики. В нем сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность - с другой. Если взглянуть на современные законодательные органы - парламенты, то легко обнаруживается, что в них постоянно меняется соотношение политических сил. Интересы, которые представляет парламентское большинство, и будут прежде всего защищены в законе, хотя нередко за счет попрания права». 
Такой подход в принципе верен. Только нужно учитывать, что права не существует вне форм его выражения. Поэтому точнее говорить не о праве и законе, а о законах с правовым содержанием (что и есть право) или о законах, не имеющих правового содержания и представляющих собой бессодержательную юридическую форму («неправовые законы» или «неправовое законодательство»).
 
 

     4.7. Право и иные  социальные отношения. 

     Социальные  отношения - отношения социальных индивидов, задаются социальными правилами, традициями и установлениями. Это отношения  административные (я начальник, он подчиненный), правовые (я кредитор, он должник), национальные и межнациональные, гражданские и армейские.

          Социальные отношения создают  свои психологические отношения:  традиционная психология начальника  и подчиненного, кредитора и должника, особенности национальной психологии  и межнациональных отношений. 

     Административные  правоотношения — это общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления и урегулированы нормами административного права.

     Поскольку административные правоотношения являются разновидностью правоотношений, им присущи  общие черты последних, в частности:

     — они являются волевыми общественными  отношениями, то есть право, регулирующее их, влияют на сознание и волю людей, направляет их поведение в соответствии с интересами общества;

     — они являются общественными отношениями, урегулированными нормами права. Без  права, его норм не было бы правоотношений;

     — участники правоотношений наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. И первые, и вторые возникают в соответствии с требованиями норм права, определяющими круг субъективных прав и обязанностей;

     — правоотношения — это способ конкретизации  норм права, поскольку именно в нем  права и обязанности всегда привязаны  к определенной ситуации, конкретны  и принадлежат определенным субъектам;

     — правоотношения — это такие общественные отношения, реализация которых обеспечивается возможностью применения административного  принуждения.

     Вместе  с тем, административные правоотношения характеризуются рядом особенностей:

     — они, как правило, являются «властеотношениями», поскольку возникают в результате осуществления государственного управления, то есть государственно-властного влияния одной стороны на другую для достижения определенной цели;

     — обязательным участником административных правоотношений выступает государственный  орган или должностное лицо, наделенное определенными государственно-властными  полномочиями;

     — они возникают по инициативе одной  из сторон, и согласие другой стороны  при этом не нужно. Иногда они возникают  вопреки желанию другой стороны;

     — они, как правило, возникают по принципу «власть — подчинение»;

     — административные правоотношения —  это управленческие правовые отношения, поскольку они возникают в  связи с функционированием и  деятельностью органов исполнительной власти, то есть при осуществлении  государственного управления;

     — в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность  наступает не перед другой стороной, а перед государством в лице его  государственных органов или  должностных лиц;

     — спор, возникающий между участниками  административных правоотношений, рассматривается  как в судебном, так и в административном порядке.

     Правоотношение — урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами — носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности — и обеспечиваемое государством. Признаки правоотношения:

     1) Представляет собой разновидность  общественного отношения, социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов. Не может быть правоотношений с животными, растениями, предметами. Отношения с ними есть, но не с помощью права. За негуманное отношение к собаке человек отвечает не перед собакой, а перед органами, стоящими на страже защиты животных.

     2) Является идеологическим отношением  — результатом сознательной деятельности (поведения) людей. Правоотношения не могут возникать, не проходя через сознание людей: нормы права не могут повлиять на человека, его поведение, пока содержание правовых норм не будет осознано людьми, не станет их правосознанием.

     3) Является волевым отношением, которое  проявляется в двух аспектах:

     а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;

     б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоотношения — они связаны предметом интереса, достижением его результата.

     Правда, правоотношения могут возникать  и прекращаться помимо воли (интереса) их участников (например, потерпевший  от преступления оказывается помимо своего желания вовлечённым в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом).

     Однако  реализация правоотношений возможна только на основе выявления воли (интереса) участников. При этом есть правоотношения, для возникновения которых необходимо волеизъявление всех его участников (договор купли-продажи), а есть правоотношения, для возникновения которых достаточно волеизъявления только одного из участников (проведение обыска).

     4) Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм  права в случае наступления предусмотренных нормой фактов. Правоотношения выступают как способ реализации норм права, или иначе: нормы права воплощаются в правоотношениях, происходит их индивидуализация применительно к субъектам и реальным ситуациям. В нормах права уже заложены правоотношения, но в абстрактной форме.

     Однако  нельзя считать, что наличие правовых норм автоматически ведет к возникновению правоотношения. Может быть и такой вариант, когда правовые нормы реализуются, но правоотношения нет. Правда, это бывает крайне редко. Например, возникновение правоотношения в случае решения дела на основе аналогии права.

     5) Имеет, как правило, двусторонний  характер и является особой  формой взаимной связи между  конкретными субъектами через  их права, обязанности, полномочия  и ответственность, которые закреплены в правовых нормах. Одна сторона имеет строго определённые субъективные юридические права (управомоченная сторона), на другую возложены соответствующие субъективные юридические обязанности (обязанная сторона). Полномочия — прерогатива государственных органов и должностных лиц. Юридическая ответственность — элемент вторичного характера, который реализуется в результате совершенного правонарушения. Основное содержание правоотношений — субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.

Информация о работе Теория права