Теория права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Общая теория права имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно, так как ряд общественных наук, в частности, философия, политэкономия, политология, также исследует проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.

Файлы: 1 файл

Лекции по общей теории права.docx

— 127.85 Кб (Скачать)

      - ко второй относятся отраслевые  юридические дисциплины: конституционное  право, гражданское право, уголовное  право, гражданское процессуальное  право, уголовное процессуальное  право;

      - к третьей части относят специальные  (прикладные) дисциплины: криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия. Назначение  этих дисциплин в том, чтобы  использовать достижения неюридических  наук (медицины, математики) для решения  проблем юридического характера.

     Наряду  с этим в отдельные группы иногда выделяют науки, изучающие международное  право (международное публичное  право, международное частное право), и науки, изучающие структуру  и порядок деятельности правоохранительных органов (судоустройство, прокурорский надзор). 
 

     1.5.Структура  и система учебного  курса «Общая теория  права». 

     Курс  общей теории права как учебная  дисциплина далеко не исчерпывает всего содержания одноименной отрасли научного знания. Последняя во всем богатстве ее фундаментальных теоретических и методологических проблем, интерпретируемых с разных методологических позиций, представляет собой сложную противоречивую совокупность знаний, усвоение которых под силу лишь специалисту, имеющему надлежащую юридическую подготовку.

     Изучаемый  в юридических институтах курс общей  теории права призван сыграть роль своеобразного плацдарма, с которого студенты начинают всестороннее и системное овладение юридической специальностью.

     система курса общей теории права.

     В первой теме краткого конспекта приводится характеристика правовой науки в целом и ее фундаментальной отрасли – общей теории права, служащей теоретической и методологической основой остальных отраслей правоведения. Студенты знакомятся со структурой, объектом, предметом, методом и функциями общей теории права, получают представление о ее месте и роли в системе юридического знания.

     В последующих темах содержится развернутое  описание права как социально обусловленного нормативного регулятора общественных отношений, характеризующегося особыми функциями, многоуровневыми структурами и сложными механизмами. Наряду с описанием причин возникновения и закономерностей развития права первостепенное внимание уделяется обоснованию его функциональных связей с другими социальными явлениями, а также экономическим базисом общества.

     Для того чтобы полно и всесторонне  раскрыть центральную для данного курса проблему понятия и сущности права, рассматриваются процессы происхождения государства и права, раскрываются специфические признаки и тесная взаимосвязь этих явлений на различных этапах истории развития человеческого общества. Разъяснение роли права как общеобязательного регулятора общественных отношений в системе социальных норм – морали, норм общественных организаций, обычаев и традиций и т.д. – органически дополняется обстоятельным анализом соотношения права и экономики, демократии, права и личности. Именно степень демократичности права, его способности защищать и охранять демократические институты на уровне как властных структур государства, так и отдельной личности является тем надежным критерием, который позволяет отличать подлинное право от возведенного в закон произвола, от любых волюнтаристских устремлений в нормативно-правовом регулировании общественных отношений.

     Внутренние  свойства, связи права, его структура, формы проявления наиболее полно раскрываются в темах, посвященных проблемам формы (источников) права, нормам права и их классификации, системе права. Студентам предлагается углубленная, развернутая характеристика процессов правотворчества и реализации права в конкретных отношениях. В самостоятельные главы выделены проблемы правотворчества, правоотношений, законности и правопорядка, реализации и толкования норм права.

     Благодаря такому многоаспектному изложению удается показать специфику права как особого регулятора общественных отношений, раскрыть механизмы реализации этой основополагающей функции права в современном обществе, выявить общее и особенное, что характеризует процессы правотворчества и реализации права.

       В теме 13 дается развернутая характеристика  романо-германской, англосаксонской и мусульманской правовых семей, а также индусского права и обычного права Африки. Обстоятельный фактографический материал о действующем в разных странах праве позволяет конкретизировать теоретический анализ сущности и взаимосвязей права, проиллюстрировать многообразие форм проявления всеобщего в конкретных, наиболее характерных правовых системах, их научном, идеологическом освещении и обосновании.

     С механизмом действия права неразрывно связан процесс восстановления нарушенного права и возложения юридической ответственности. Данные проблемы рассматриваются в темах, посвященных анализу понятия и видов правонарушений, а также сущности и принципов возложения юридической ответственности в демократическом цивилизованном обществе. 
 
 
 

Тема 2: Методологическая основа и методы научного познания.

     2.1. Методология как  наука о принципах,  формах и способах  познания объективной  реальности.

     2.2. Особенности современной  методологии.

     2.3. Системный анализ  как один из  основных методов  научного познания.

     2.4. Моделирование, эксперимент  и иные частные  методы научного  познания в сфере  права.

     2.5. Система социологических  методов изучения  права: анкетирование,  интервьюирование, личное, в том числе,  включённое наблюдение. 

     2.1. Методология как  наука о принципах,  формах и способах  познания объективной  реальности. 

     Методология (от метод и греч. λόγος – учение; учение о методе) – философское учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике.

     Методология возникла и развивалась как аспект философского осмысления мира под углом  зрения критического исследования методов  познания – как общефилософских, так и конкретно-научных. Философы не только разрабатывали определённые методы на основе обобщения развития науки и творчества в целом, но и теоретически их обосновывали, выявляли их место в системе средств  познания, взаимосвязь методов различных  наук.

     В античной философии не было разветвленной  методологии, поскольку проблемы метода не занимали центрального места. Вместе с тем уже тогда закладывалась философская основа методологии великим методологическим памятником античного мира являются "Органон" и "Метафизика" Аристотеля, который обобщил опыт научного познания своего времени. Открытые Аристотелем формы и закономерности мышления получили значение норм для всякого научного исследования и построения научных систем на мн. века вперед.

     В философии нового времени в связи  с гигантским взлетом научного познания мира разработка научной методологии  стала центром теоретической  мысли. Поиски правильного, философски обоснованного метода стоят в  центре философских исканий Ф. Бэкона, Декарта и других философов 17–18 вв. Значение философии как методологии  науки подчеркивается в этот период тем, что сама философия стремится  к естественнонаучной систематичности  и точности, в связи с чем использует в качестве образца построения филос. системы математику. Влияние развития точных наук на философию 17–18 вв. сказалось в распространении механического материализма как методологии естествознания. Проникновение диалектических идей в естествознание, особенно в биологической науке, и выявление несостоятельности механического материализма как методологии были в значительной мере причинами появления кантовского критицизма как реакции на механицизм. Кант стремился вообще превратить философию в методологию, выдвинув идею "трансцендентальной методологии", призванной вскрыть формальные условия системы чистого разума, в пределах которой только и возможна, по Канту, строгая наука. Самая постановка проблемы "критики разума" содержала в себе неизбежность субъективистского и агностического разрешения, поскольку границы разума были Кантом отождествлены с границами логики, т.е. им по существу отрицалась объективность последней. Гегель разрушил кантовскую критическую методологию, показав, что логика развития есть объективная диалектика. Однако он истолковал свое открытие идеалистически, представив объект логики как абсолютно всеобщее, идею. Поэтому у Гегеля "Наука логики" может быть рассматриваема как методология, в которой систематически развертываются категории его метода – идеалистической диалектики.

     Процесс формирования научной методологии  завершился созданием диалектического  материализма. Возникнув в условиях всестороннего развития науки, когда  теоретическое естествознание полностью  освободилось от натурфилософских умозрений, и опираясь на конкретно-научные теории основных форм движения материи, диалектический материализм стал философией нового типа – наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а в качестве таковой – общей методологии научного исследования любой конкретной науки. Методологическая  роль выполняет не только материалистическая диалектика, ее категории и законы, но и материализм. Применительно к истории общества роль всеобщей методологии играет диалектический материализм в единстве с историческим материализмом. Марксистская философия – это универсальная методология, поскольку она изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Отличительная черта марксистской методологии состоит в том, что она выступает не только в качестве орудия познания, но и революционного преобразования мира. Методологическое  значение диалектического материализма неизмеримо возросло по сравнению с философией старого типа. Теоретические и методологические основы конкретных наук разрабатываются не только философией, но и ими самими. Конкретные науки, являясь по отношению к философии специальными, в свою очередь могут выступать как методологические по отношению к более узким разделам данной области знания. Так, общая биология вооружает общими методами исследования, например, ботанику, зоологию и т.д. Общая биология, опираясь на философию, разрабатывает методологические проблемы, относящиеся ко всем разделам биологической науки и в то же время использует и обобщает их достижения. Аналогичные отношения существуют и во всех других  науках, например, основания математики и все другие  разделы этой науки, политическая экономия и отраслевые экономики и т.д. Но единственной научной методологической основой для теоретических дисциплин, которые сами выступают как методология по отношению к частным научным дисциплинам в составе определённой конкретной науки, является диалектический материализм. Последний является содержательной логикой познавательного процесса – логикой диалектической. Использование марксистско-ленинской философии в качестве методологии научной и практической деятельности исключает толкование ее как догмы, как серии "рецептов" или технических приемов, а предполагает раскрытие объективной диалектики конкретного содержания процессов, происходящих в действительности. Поэтому диалектико-материалистическая  методология является руководством для живого, творческого процесса познания и преобразования мира в соответствии с его законами. 
 

     2.2. Особенности современной  методологии. 

     Современная методология - наиболее стойкая и  сопротивляющаяся изменениям сфера. Независимо от того, насколько осознают данную ситуацию сами методологи, в целом  вся теоретико-концептуальная конструкция  методологии базируется на принятии научного знания как принципиально  интерсубъективного и деперсонифицированного. Те методы, которые она изучает и обобщает, рассчитаны на фиксацию данного без примесей субъективных наслоений. В современной методологии наиболее сильна абстракция (отвлечение) или демаркация (разграничение) от индивидуальных, психологических, коллективистских или исторических и культурных условий. Можно сказать, что сфера методологии - это та достаточно устойчивая среда, в которой арсенал средств, методов, принципов и ориентаций имеется в наличии, готов к применению, а не изготовляется для каждого случая отдельно. Поэтому можно встретиться с определением методологии, которое отождествляет ее с предельной рационализацией мировоззрения.

     Многоуровневость методологии, как и сама необходимость ее развития, связана с тем, что в настоящее время исследователь, как правило, сталкивается с исключительно сложными познавательными конструкциями и ситуациями. Поэтому с очевидностью просматривается тенденция усиления методологических изысканий внутри самой науки.

     На  этом основании выделяют внутрифилософскую и собственно профессиональную методологии, а период обособления методологии и приобретения ею самостоятельного статуса датируют 50-60-ми гг. XX столетия. Выделение методологии из проблемного поля философии в самостоятельную сферу объясняется тем, что если философия по существу своему обращена к решению экзистенциальных проблем и дилемм, то цель профессиональной методологии - "создание условий для развития любой деятельности: научной, инженерной, художественной, методологической и т.д."

     Самостоятельный статус методологии  объясняется еще  и тем обстоятельством, что она включает в себя моделирующую мир онтологию. Поэтому на методологию возлагается задача изучить образцы всех видов, типов, форм, способов и стилей мышления. А на основании этого она становится реальным подспорьем в решении экзистенциальных вопросов. В. М. Розин специально оговаривает, какого рода проблемы будет призвана решать современная методология:

     - проблему преодоления натурализма  философского и методологического  мышления;

Информация о работе Теория права