Теория права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Общая теория права имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно, так как ряд общественных наук, в частности, философия, политэкономия, политология, также исследует проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.

Файлы: 1 файл

Лекции по общей теории права.docx

— 127.85 Кб (Скачать)

     Представители большинства национальных общностей  проживают по всей территории республики, в основном в городских поселениях, и занимают высокие статусные  позиции в социальной структуре, экономике, политике и культуре белорусского общества.

     В Беларуси отсутствуют столкновения и конфликты на этнической, расовой, лингвистической и конфессиональной основе. Такое стабильное положение  объясняется менталитетом белорусского народа, тысячелетней историей мирного  межэтнического взаимодействия, давними  и прочными связями между этническими  группами, проживающими на территории Беларуси, последовательной политикой  Белорусского государства. 
Данные научных исследований, проведенных за предыдущие десять лет, постоянного социологического мониторинга, осуществляемого органами государственного управления Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство белорусских граждан не учитывает в своей повседневной жизнедеятельности национальных факторов, значительная их часть вообще не интересуется такими вопросами, не придает им никакого значения. Для абсолютного большинства белорусов и представителей национальных общностей национальная принадлежность не имеет значения при выборе друзей и знакомых, в супружестве, на работе и в иных случаях повседневного взаимодействия с другими людьми. Свыше 2/3 наших сограждан имеет родственников другой национальности. Подавляющая часть наших сограждан не интересуется национальной принадлежностью представителей органов власти, кандидатов в депутаты.

     Одним из самых важных факторов межнациональной  стабильности является четкая и последовательная политика белорусского государства  в данной сфере общественной жизни, что отражено в национальном законодательстве. Республика Беларусь присоединилась к основным международным договорам, которые связаны с правами человека и человеческим измерением (36 документов), и последовательно проводит в жизнь принципы своей демократической национальной политики, направленной на свободное развитие культур, языков, традиций всех национальных общностей, полного равенства, уважения и учета прав и интересов их представителей, а также поддержки со стороны государства в реализации данных прав. Законодательство Республики Беларусь в сфере гарантий прав лиц, принадлежащих к национальным общностям, по заключениям авторитетных зарубежных экспертов, полностью соответствует международным стандартам.

     Органы  власти Республики Беларусь стремятся  к сохранению межнационального доверия, поддерживают разные формы межкультурного диалога.

     В Республике Беларусь государство регулирует отношения между социальными, национальными  и другими общностями на основе принципов  равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Государство  ответственно за сохранение историко-культурного  и духовного наследия, свободное  развитие культур всех национальных общностей, проживающих в стране. Все равны перед законом и  имеют право без всякой дискриминации  на равную защиту прав и законных интересов. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими  закону. Каждый имеет право на свободу  объединений, сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто  не может быть принужден к определению  и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства  преследуется по закону. Каждый имеет  право пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания и  обучения.

     Не  допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан за их национальную принадлежность, а также попытки ассимиляции против их воли. Никто ни при каких обстоятельствах не может требовать от гражданина указания его национальной принадлежности ни устно, ни письменно.

     Законодательством Республики Беларусь предусматривается  равенство лиц, принадлежащих к  национальным общностям, без их разделения по принципу давности проживания. Права  представителей белорусского, русского, польского, татарского и иных народов, проживающих на территории Беларуси на протяжении нескольких столетий, не отличаются от прав мигрантов последних  лет.

     С момента обретения Республикой  Беларусь государственной независимости, демократизации общественной жизни  наряду с возрождением культуры и  национальной жизни белорусского этноса начался и аналогичный процесс  у большинства национальных общностей, проживающих на территории республики. По данным на 01.11.2006 в Беларуси функционируют 123 общественные организации представителей 24 национальных общностей, из них 41 организация  имеет статус международный и  республиканский.

     Данные  организации осуществляют культурно-просветительные, информационные, благотворительные  и образовательные программы  при поддержке республиканских, областных, районных и городских  властей. Деятельность всех национальных формирований направлена на изучение истории, культуры, искусства своих  народов, проведение встреч, семинаров, праздников, фестивалей, выставок, конференций, налаживание творческих связей со странами происхождения. Создаются культурно-просветительные  центры, коллективы самодеятельного  народного творчества.

     На  проведение культурно-просветительных  мероприятий национальных объединений  целевым порядком на конкурсной основе средства выделяются из государственного и местных бюджетов. Из местных бюджетов финансируется развитие самодеятельного искусства, дотируется деятельность учреждений культуры, созданных национальными общественными объединениями.

     Значительными событиями в духовной и культурной жизни нашей страны стали Всебелорусские фестивали национальных культур. В  яркой художественной форме воплощается  главная идея фестивалей – показ  самобытности народов, населяющих Беларусь, их культурных ценностей, достижений в  возрождении и развитии художественного  наследия. В июне 2000 г. более 1000 участников представляли самобытное искусство 16 национальностей, демонстрируя дружбу и единение. В июне 2002 г. в г. Гродно состоялись заключительные мероприятия IV Всебелорусского фестиваля национальных культур, в котором участвовали  представители 21 национальной общности. Все его участники и гости, в том числе из других стран, отмечали гуманистическое и объединяющее содержание фестиваля. Оргкомитеты V и VI Всебелорусских фестивалей национальных культур возглавлял Заместитель  Премьер-министра Республики Беларусь. В 2006 году на фестивале были представлены 25 национальных культур.

     Национальная  принадлежность гражданина Республики Беларусь не фиксируется каким-либо прямым или косвенным способом в  любых документах и в связи  с этим не может приниматься во внимание при рассмотрении деловых  качеств соискателей любой должности  в органах государственной власти и управления Республики Беларусь. В связи с отсутствием фиксации национальной принадлежности государственных  служащих отсутствует статистика по данному вопросу.

     В государственных учебных и воспитательных учреждениях в соответствии с  пожеланиями представителей национальных общностей организовано изучение ряда национальных языков, обучение и воспитание на этих языках.

     На  базе общеобразовательных школ, внешкольных, клубных, библиотечных учреждений системы  Министерства образования созданы  школы, классы, факультативы, кружки по обучению на родном языке, исследованию истории и культуры национальных общностей. 

     Действуют 2 школы с польским языком обучения и 2 школы с литовским языком обучения. На базе государственных учреждений образования и культуры, объединений функционирует 66 школ выходного дня, в которых свой родной язык изучают около 5 тысяч представителей национальных общностей: азербайджанцы, армяне, афганцы, грузины, греки, евреи, корейцы, латыши, литовцы, молдаване, немцы, поляки, украинцы, татары, турки, цыгане. 

     Образовательные структуры с этнокультурным компонентом  обеспечиваются соответствующими учебниками и учебно-методическими пособиями  по возможности Министерством образования  Республики Беларусь, а также странами исторического происхождения (Польшей, Литвой, Латвией, Украиной, Арменией, Кореей и др.). В высших учебных заведениях организована подготовка кадров для  таких школ.

     Средства  для развития образования с этнокультурным компонентом предоставляются из государственного и местных бюджетов без выделения их из общих расходов на образование в Республике Беларусь.

     Общественные  национальные объединения учреждают  свои печатные органы. Имеются газеты на украинском, польском, литовском  языках. Гродненская область –  это регион компактного проживания граждан польской национальности, и  здесь областное телевидение  и радиовещание регулярно транслируют  передачи на польском языке. По Брестскому областному радио ведется программа  на украинском языке «Украінская вітальня».

     Некоторые национальные общественные объединения  издают бюллетени, газеты и журналы  культурно-просветительского характера  на русском и белорусском языках («Авив», «Берега», «Мишпоха» – еврейские, «Байрам», «Жизнь» – татарские, «Как дела?» – немецкое, «Романо Лав» – цыганское). 
  В январе 1997 г. создан Государственный комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь, который в ноябре 2001 года преобразован в Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, с мая 2006 г. – Уполномоченный по делам религий и национальностей. Соответствующие структуры созданы в областных центрах и г. Минске. Устанавливаются деловые партнерские отношения с соответствующими государственными органами в других странах, например, в Литве, Молдове, Украине, России и др.

     Республика  Беларусь развивает сотрудничество с другими государствами в  сфере обеспечение прав лиц, принадлежащих  к национальным меньшинствам, прежде всего со странами-членами Содружества  Независимых Государств, странами-соседями Беларуси. В 1997 г. было подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова  о сотрудничестве по обеспечению  прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в 1999 г. – аналогичный  межгосударственный договор между  Республикой Беларусь и Украиной, налажено постоянное сотрудничество с  Департаментом национальных меньшинств и эмиграции при Правительстве  Литовской Республики.

     В структурах министерств культуры, образования, информации и других работают специалисты, которым поручено оказывать помощь общественным национально-культурным объединениям. С 1994 года работает Республиканский  центр национальных культур. 
 

     4.5. Право и экономика,  их соотношение. 

     Слово «экономика» греческого происхождения  и буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства. В данном же случае под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно - диалектическое сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности.

     В марксистской теории соотношение права  и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи  базиса - экономической структуры  общества («экономического строя»), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества, во-первых, обусловливает необходимость правового регулирования в целом, то есть существование права как такового, во-вторых, определяет тот или иной тип права, а также, в-третьих, определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период. Маркс отмечал, что «право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».

     В то же время Маркс и Энгельс  не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву  прямолинейно, не упрощали его: учитывалось  влияние на право других факторов, других частей надстройки («культурного развития общества») и подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете.

     В теории марксизма указывается на относительную самостоятельность  права по отношению к базису, которая  проявляется, прежде всего, в возможности  обратного воздействия права  на экономику. Так, Энгельс в одном из писем к Конраду Шмидту писал о том, что право может как способствовать экономическому развитию, так и тормозить его. 
Разработанные Марксом и Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике «социалистического строительства». Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования. 
Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. Экономическую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Джон Локк, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.

Информация о работе Теория права