Теория права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Общая теория права имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно, так как ряд общественных наук, в частности, философия, политэкономия, политология, также исследует проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.

Файлы: 1 файл

Лекции по общей теории права.docx

— 127.85 Кб (Скачать)

     Концепций, связанных с различением права  и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода: 
1) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания; 
2) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.

     Приверженцем  первого подхода  был, в частности, известный правовед и теоретик права  Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права. 
Современный исследователь этой проблемы проф. B.C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. «Нормы действующего законодательства («позитивного права»), - пишет он, - являются собственно правовыми (по своей сути и понятию) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов". В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания. 
Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства - выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.

     При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют "естественным правом", на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права. 
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:

     1) право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения); 
          2) не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: "Все современные системы права одеты в мундир законодательства".; 
         3) закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - "неправовым законом". (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.) 
Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: "какое-то" содержание у нее все равно есть), но не может быть содержания вне какой-либо формы. Например, можно имитировать из бумаги форму стула, которая внешне будет очень на него похожа. Однако с точки зрения самого предназначения, функций стула, эта конструкция будет абсолютно бессодержательна: стулом она является лишь по форме. С другой стороны, не удастся использовать в качестве стула то, что вообще не имеет никакой формы.
 
 

     4.3. Право, интересы  и ценности. 

     Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности  человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как  отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Особенно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в  реализации права.

     В литературе предлагается различать  социальный и психологический интерес. Юридическая наука исходит из того, что социальная природа интереса является базовой категорией. Психологический  интерес представляет, по сути, заинтересованность, которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего.

     Интерес может существовать и не будучи выражением в заинтересованности, но в этом случае он выступает в качестве побудительного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным интересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мёртв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реализации его, поскольку такая реализация требует волевого отношения, т.е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий. Если нет достаточной свободы для такого выбора, то интерес способен угаснуть.

     Считается, что в первобытном обществе не существовало индивидуального носителя интересов и социальных средств  удовлетворения потребностей отдельного человека. Лишь с дифференциацией  общества происходит формирование собственных  интересов человека, а также интересов  той социальной группы, класса, слоя, касты, сословия, к которым принадлежали люди.

     Связь права и интересов проявляется  наиболее рельефно в двух сферах –  правотворчестве и при реализации права.

     В процессе правотворчества группы или  слои, стоящие у власти, посредством  норм права придают юридическое  значение своим интересам, сообщая  им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.

     Как справедливо указывает проф. Ю.А. Тихомиров, социальные интересы выступают  движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся  у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных  интересов, с одной стороны, и  их согласование – с другой, позволяют  закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.

     Проблема  связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов  в нормах права и нормативных  правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как  нормы права трансформируются в  мотивы поведения конкретного человека.

     Поэтому одна и та же норма права оказывает  различное мотивационное влияние  на поведение людей, оказавшихся  в сходной ситуации.

     Регулирование поведения людей с помощью  права состоит в определении  их юридических прав и обязанностей.

     Государство реализует интересы личности, во-первых, путём определения правового  статуса субъекта; во-вторых, посредством  предоставления субъективных прав и  возложения юридических обязанностей; в-третьих, путём регламентации объектов правоотношений; в-четвёртых, при помощи установления соответсвующих юридических процедур – порядка реализации субъективного права личности и её юридических обязанностей.

     Непосредственно с реализацией интереса связаны  два средства – установление правового  статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических  обязанностей. Именно субъективное право  связано напрямую с интересом, с  его практической реализацией, в  то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим  признаки субъекта интереса.

     Правовой  режим объекта интереса и юридическая  процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса.

     Все указанные средства влияют на уровень  правового обеспечения интересов  субъектов. Поэтому между ними существуют системные связи.

     В литературе называют три тенденции  в правовом обеспечении интересов:

  1. возрастание роли права в реализации интересов,  что осуществляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права;
  2. усиление конкретных правовых средств во взаимоотношениях государства и граждан. Отсюда и круг интересов, реализация которыхобеспечивается правовыми средствами, расширяется. Так, впервые в правовую сферу включаются отношения интеллектуальной собственности; государственную защиту получают свобода совести, свобода слова, убеждений, свобода печати и др.;
  3. возрастание правовой активности людей в защите собственных интересов, а также прав и свобод.

     В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С.С. Алексеев. Он обосновал тезис о  том, что право – это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств – общеобязательностью. Нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами. Раскрывающими его социальную силу.

     По  мнению С.С. Алексеева, право обладает:

  1. социальной ценностью;
  2. инструментальной ценностью;
  3. собственной ценностью.

     Социальная  ценность права заключается в трёх моментах:

  1. право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка жизни общества, который действует по всей стране, постоянно. Неизменно, непрерывно во времени;
  2. право  благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определённости, точности в сомом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной определённости права. Благодаря этому свойству права, правовое регулирование общественных отношений имеет чёткие границы, позволяет отделить правомерные поведения и действия от произвола и своеволия;
  3. право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.

     Инструментальная  ценность означает, что:

  1. представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства;
  2. является опосредующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;
  3. устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

     Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности – свободу, справедливость и равенство людей. 
 

     4.4. Право и национальная  структура общества. 

     Республика  Беларусь – унитарное многонациональное  государство. Основную часть населения  составляют белорусы. Русские, украинцы, поляки, литовцы, татары, евреи, цыгане на протяжении многих веков проживают  на территории Беларуси. Представители  большинства других национальных общностей  переселились на территорию Беларуси в ХХ веке, в основном после 1944 года.

     Всего в Республике Беларусь проживают  более 10 млн. человек. По данным переписи населения 1999 года 81% жителей страны – белорусы. 19% населения представляют более 140 наций и народностей, в  том числе: 11% – русские; 3,9% – поляки; 2,4% – украинцы; 0,3% – евреи; более  чем по 10 тысяч человек – армяне и татары; около 10 тысяч – цыгане; более чем по 6 тысяч – литовцы  и азербайджанцы; более чем по 4 тысячи – молдаване и немцы; 3 тысячи – грузины. 41 национальность представлена количеством человек  от 10 и менее.

     В сравнении с переписью 1989 года увеличилось  количество армян, азербайджанцев, арабов, грузин, немцев, осетин, таджиков, туркмен; уменьшилась численность почти  всех других национальностей (русских, украинцев, поляков, татар, литовцев, латышей, эстонцев, молдаван, узбеков, чувашей  и др.). Значительно сократилось количество евреев – с 112 тысяч до неполных 28 тысяч человек.

Информация о работе Теория права