Теория права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Общая теория права имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно, так как ряд общественных наук, в частности, философия, политэкономия, политология, также исследует проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.

Файлы: 1 файл

Лекции по общей теории права.docx

— 127.85 Кб (Скачать)

     2) Регулятивно-динамическая функция права проявляется в его воздействии на общественные отношения путем проведения необходимых реформ. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

     3) Охранительная (или регулятивно-охранительная) функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует защите предусмотренных и обеспеченных правом правовых отношений. Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания). Охранительная функция связана с правоохранительной функцией государства.

     4) Воспитательная функция права направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в нормативных правовых актах основ существующего общественного строя, необходимости его укрепления и развития, а также на утверждение в обществе посредством правовых предписаний и их реализации высоких нравственных начал. Воспитательная функция заключается в формировании правовой культуры.

     5) Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его, обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения). Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий.  

     4.9. Принципы права,  их классификация. 

     Принципы  права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

     Правовые  принципы подразделяются на свойственные праву в целом:

    1) общеправовые;

    2) его  отдельным отраслям (отраслевые);

    3) или  группе смежных отраслей (межотраслевые).

     Общие принципы права  - принципы права, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты. К ним относятся принципы социальной справедливости, гуманизма, принцип равноправия, законности в праве, единства юридических прав и обязанностей, принцип демократизма.

     В процессе развития права сложились  правовые аксиомы, которые следует отличать от принципов права.

     Правовые  аксиомы – это юридически значимые положения, принимаемые без особых доказательств в силу признания их истинности и практической целесообразности. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; никто не может быть судьей в собственном деле и др.  

     Тема 5: Основные подходы  к определению  понятия «право». 
 

    1. Теологические взгляды о сущности права.
 

     Впервые теоретические взгляды о (социальном регуляторе) возникли в обществах  Древнего Востока (Египте, Индии, Китае), где устанавливались всеобщие обязательные  для всех правила поведения, объективно необходимые для организованной жизни и деятельности людей, а  поэтому нуждающиеся в защите самой мощной социальной силой –  государством.

     Особая  роль в познании права первоначально  отводилась религии. Поэтому наиболее древние учения о праве – теологические.

     Право в древние времена не отграничивалось  от религии, морали, государственной  власти, общества. Оно интерпретировалось как справедливый порядок, установленный  Богом, его волеизъявлением. На земле  этот порядок,  выражающийся в подчинении одних другим, признан обеспечивать фараон, царь, император с помощью находящегося в его распоряжении государственного аппарата.

     Все люди равны и наделены Богом равными  возможностями. Нарушение этого  равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного  закона.

     Важным  фактором, поддерживающим божественный порядок в обществе является наказание: при жизни со стороны государства, а после смерти за прегрешения и проступки, в том числе преступления, - божественным судом.

     Понятие сущности права как  естественно-божественной гармонии во взаимоотношениях между  людьми характеризовалось также  и в правовых источниках Древней  Индии, отражавших теократическое учение брахманизма, и выражалось термином «рта» («рита») и «дхарма».

     Согласно  древнеиндийскому юридическому памятнику  «Веды» (II тыс. до н.э.) рта – это мировой естественный закон определяющий конституцию (строение) общества, деление людей на созданный Богом четыре варны:

      - брахманы;

      - кшатрии;

      - вайшьи;

      - шудры.

     Эти варны должны следовать божественному закону, долгу, обычаям, правилам поведения, согласно которым низшие подчиняются высшим, строго соблюдая отношения между варнами.

     Такое понимание права было воспринято знаменитыми Законами Ману, согласно которым порядок соподчинения между  варнами должен обеспечивать царь.

     Обожествляемый  царь должен быть хранителем системы  варн, сурово наказывать провинившихся.

     В Древнем Китае, по учению Конфуция, порядок взаимоотношения между  людьми устанавливается императором. Этот порядок базируется на подчинении низших высшим, подданный правителю.

     Порядок управления, с точки зрения Конфуция, должен основываться не на законе, не с  помощью наказания, а посредством  добродетелей:

      - забота о людях;

      - почтительное отношение к родителям;

      - преданность правителю.

     Законодательству  Конфуций отводил лишь вспомогательную  роль в упорядочении общественных отношений.

     В Древней Греции Гомер («Иллиада», «Одиссей») исходил из того, что обычай,  обычное  право предопределено богиней правды. Это конкретизация вечной справедливости, её присутствие, проявление и соблюдение во взаимоотношениях не только людей, но и богов.

     Наибольшее  распространение теологические  учения получили в период утверждения  феодальных отношений. В этот период появляется учение известного учёного-богослова  Фомы Аквинского.

     Согласно  его учению, миром управляет Божественный разум. Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого  общежития, а сама справедливость выражает отношения человека не к самому себе, а к другим людям и состоит  в воздаянии каждому  ему принадлежащего.

     Фома  Аквинский различал право и закон. Закон оценивается с точки  зрения соответствия его праву как  высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон недоступен человеческому сознанию. Но человек  различает добро и зло, должное  и недолжное поведение.

     На  этой основе он разрабатывает теоретические  принципы составляющие естественный закон.

     Таким образом, Ф. Аквинский утверждал, что  существует вечный закон, который управляет  вселенной – это божественный разум, его часть составляет божественный закон, который содержится в Библии, от него производны все другие законы.

     Естественный  закон предписывает стремиться к  самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога), и  уважать достоинства людей.

     Естественный  закон отражается и конкретизируется в человеческих законах, назначение которых – силой и страхом  принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели.

     Право есть там, где нет противоречий между  естественным и человеческим законом. Но человеческие законы не совершенны, поэтому, если они противоречат естественным установлениям и божественному  закону, то им можно не повиноваться. Но любое отступление против законов  власти Ф. Аквинский считал смертным грехом.

     В эпоху капитализма теологические  теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходил из божественной природы права.

     Наиболее  ярким представителем этого направления  был Жак Маритен (1882 – 1973гг.). По его мнению существовало два мира: мир сущностей, духовный нематериальный мир, и производный от него мир материальный. Их единство определяется духовным началом – Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.

     Неотомисты  акцентируют внимание на идее солидаризма, как основы объединения людей  в различные формы, полагая, что  социальное применение, социальный мир, должны соотноситься при их оценке с божественными предназначениями, которые являются истинным источником жизни. 
 

    1. Естественная  школа права.
 

     Теория  естественного права создана  усилиями буржуазных идеологов в  XVII – XVIII вв. Основоположником этой теории считается голландский исследователь Гуго Гроций. В числе наиболее известных разработчиков естественно-правового учения, наряду с Г. Гроцием, были Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо. Сторонники этой теории появились во всех странах мира, она стала универсальной.

     Под естественным правом понимается требования человеческого разума. К таким  требованиям они прежде всего относили:

      - не трогать чужого добра;

      - возвращать то, что нам не  принадлежит;

      - возмещать причинённый вред;

      - исполнять обещания, соблюдать  договоры;

      - воздавать заслуженное наказание.

     Естественными правами человека являются право  на жизнь, честь, достоинство, но особенно – право на частную собственность. Частная собственность сторонниками школы естественного права считалась  проявлением человеческого совершенства и конечной целью развития, высшей формой реализации разума, всех потенций человека.

     В Беларуси позицию школы естественного  права обосновывали:  Ф. Скорина,  С. Будный, М. Литвин, А. Волан и другие видные мыслители.

     В XX в. школа естественного права возрождается и развивается в четырёх направлениях:

      - неотомистское;

      - феноменологическое;

      - экзистенционалистское;

      - герменевтическое.

     Естественное  право издавна противопоставляется  праву положительному как идеал  для этого последнего, создаваемый  ввиду недостатков и несовершенств  положительных установлений. Подобное противопоставление обусловливается  не только вечным противоречием идеала с действительностью, но также и  некоторыми особенностями положительного права, которые подчеркивают и обостряют  это противоречие. Дело в том, что  как бы ни были совершенны положительные  законы при своем установлении, с  течением времени они стареют  и теряют свой прежний смысл. Общественная жизнь в своем постепенном  развитии уходит вперед и требует  для себя новых определений и  новых законов, а между тем  законы старые, по существу своему, являются нормами твердыми, рассчитанными  на долговременное применение. Власть, которая стоит на их охране, склонна  бывает обыкновенно поддерживать их силой своего авторитета. Так или  иначе, но положительные законы не могут  поспевать за движением истории. Напротив, они всегда отстают от ее требований. И вот постоянно  и необходимо возникают в жизни  конфликты между старым положительным  порядком и новыми прогрессивными стремлениями. Из этих конфликтов и зарождается  обыкновенно естественное право  как требование реформ и изменений  в существующем строе. 

Информация о работе Теория права