Теория права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Общая теория права имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно, так как ряд общественных наук, в частности, философия, политэкономия, политология, также исследует проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.

Файлы: 1 файл

Лекции по общей теории права.docx

— 127.85 Кб (Скачать)

     В юридических науках помимо общенаучных  методов применяются частные  методы исследования государственно-правовых явлений. Они называются частными потому, что используются в родственных  науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий  познания.

     Криминалисты  Р.С. Белкин и А.И. Винберг к частным методам познания отнесли наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент. В действительности же они назвали общенаучные методы.

     Некоторые юристы не делают различий между частными и специальными методами теории государства  и права, относя к ним формальноюридический, конкретно-социологический методы и методы сравнительного государствоведения и правоведения, государственного и правового моделирования. На мой взгляд, методы сравнения и моделирования – это общенаучные методы, которые используются в юридических науках. Поэтому, несмотря на специфику предмета исследования, их нельзя отнести к частным методам юридических наук.

     Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими  узкими областями знания. Например, к специальным методам криминалистики относятся методы трасологический, почерковедения, одорологический, судебной баллистики, антропометрический и др.

     Таким образом, частными методами государствоведения и правоведения являются:

     1) формально-юридический (специально-юридический);

     2) конкретно-социологический.

     Формально-юридический (специально-юридический) метод представляет собой особую систему способов и  приемов исследования государственноправовых явлений. По-видимому, название метода обусловлено свойством права – его строгой формальной определенностью, а также использованием приемов и методов формальной логики для изучения правовых явлений. Он включает в себя:

       а) описание норм права; 

     б) установление юридических признаков  определенных явлений;

       в) выработку правовых понятий;

     г) классификацию правовых понятий;

       д) установление их природы с точки зрения положений юридической науки;

     е) их объяснение под углом зрения юридических  теорий;

     ж) описание, анализ и обобщение юридической  практики. Этот метод применим и  при исследовании форм государства, определении компетенции его  органов и т.д.

     Конкретно-социологические  методы основаны на применении методов  конкретной социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические  исследования – это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся  к различным сферам жизни общества.

     К методам конкретно-социологического исследования, применяемым в юридических  науках, относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме  анкетирования, интервью и другие. 
 

     2.5. Система социологических  методов изучения  права: анкетирование,  интервьюирование, личное, в том числе,  включённое наблюдение. 

     Метод анкетированияпсихологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

     Анкетирование в психологии используется с целью  получения психологической информации, а социологические и демографические  данные играют лишь вспомогательную  роль. Здесь контакт психолога  с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану  исследования, так как процедура  «вопрос-ответ» строго регламентирована.

     При помощи метода анкетирования можно  с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно  назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются  лишь его ответы). Анкетирование  проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей  по каким-то вопросам и охватить большое  число людей за короткий срок.

     Пионером  использования анкеты в психологическом  исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

     Виды  анкетирования:

  1. По числу респондентов:

     - индивидуальное анкетирование (один респондент);

     - групповое анкетирование (несколько респондентов);

     - аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

     - массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов);

     2) По полноте охвата:

      - сплошное (опрос всех представителей выборки);

     - выборочное (опрос части выборки);

     3) По типу контактов с респондентом:

      - очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

      - заочное (анкетёр отсутствует):

    а) рассылка анкет по почте;

    б) публикация анкет в прессе;

    в) публикация анкет в Интернете;

    г) вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

     4) Онлайн анкетирование.

     С ростом популярности Интернета всё  более востребованным способом сбора  данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

     Метод интервьюпсихологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

     Метод интервью отличается строгой организованностью  и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы  субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

     В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента  к минимуму и обеспечение благоприятной  атмосферы общения. Цель интервью с  точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего  исследования.

     Виды  интервью:

  1. По степени формализации:

     - стандартизированное,  полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются;

     - нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом;

     - полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

     2) По стадии исследования:

     - предварительное  интервью. Используется на стадии пилотажного исследования;

     - основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений;

     - контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

     3) По количеству участников:

     - индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый);

     - групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек;

     - массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

     Наблюдение  - общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.

     Включенное  наблюдение - наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе. Считается, что при этом причины и мотивы действий людей наблюдателю ясны и учитываются в оценке.

     Включенные  наблюдения подразделяются на:

     - открытые;

     - скрытые, когда наблюдаемые не знают о наблюдателе.  
 

     Тема 3: Право в системе  социального регулирования. 

    1. Понятие и виды социальных норм.
    2. Право и мораль.
    3. Право и религия.
    4. Каноническое право.
 

     3.1.Понятие  и виды социальных  норм. 

     Социальные  нормы – это определённые образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения.

     Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся  в человеческом обществе, - обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку.

     Разновидностью  обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнёрства. Например, предприниматели  редко обращаются в суд для  взыскания пени,  штрафа за недоимку, несвоевременную поставку товаров, так как иначе можно потерять партнёра.

     Традиции – правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений.

     Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регулируют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Особенно серьёзную роль они играют в мусульманских государствах.

     Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений.

     Политические  нормы – регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между политическими партиями, другими социальными группами по поводу государственной власти.

     Мораль – представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. 
 

Информация о работе Теория права