Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:38, реферат
Общая теория права имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно, так как ряд общественных наук, в частности, философия, политэкономия, политология, также исследует проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.
В юридических науках помимо общенаучных методов применяются частные методы исследования государственно-правовых явлений. Они называются частными потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий познания.
Криминалисты Р.С. Белкин и А.И. Винберг к частным методам познания отнесли наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент. В действительности же они назвали общенаучные методы.
Некоторые юристы не делают различий между частными и специальными методами теории государства и права, относя к ним формальноюридический, конкретно-социологический методы и методы сравнительного государствоведения и правоведения, государственного и правового моделирования. На мой взгляд, методы сравнения и моделирования – это общенаучные методы, которые используются в юридических науках. Поэтому, несмотря на специфику предмета исследования, их нельзя отнести к частным методам юридических наук.
Специальные
методы исследования используются только
в одной отрасли научного знания
либо их применение ограничивается несколькими
узкими областями знания. Например,
к специальным методам
Таким образом, частными методами государствоведения и правоведения являются:
1)
формально-юридический (
2) конкретно-социологический.
Формально-юридический (специально-юридический) метод представляет собой особую систему способов и приемов исследования государственноправовых явлений. По-видимому, название метода обусловлено свойством права – его строгой формальной определенностью, а также использованием приемов и методов формальной логики для изучения правовых явлений. Он включает в себя:
а) описание норм права;
б) установление юридических признаков определенных явлений;
в) выработку правовых понятий;
г) классификацию правовых понятий;
д) установление их природы с точки зрения положений юридической науки;
е) их объяснение под углом зрения юридических теорий;
ж) описание, анализ и обобщение юридической практики. Этот метод применим и при исследовании форм государства, определении компетенции его органов и т.д.
Конкретно-
К
методам конкретно-
2.5.
Система социологических
методов изучения
права: анкетирование,
интервьюирование, личное,
в том числе,
включённое наблюдение.
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.
Анкетирование
в психологии используется с целью
получения психологической
При
помощи метода анкетирования можно
с наименьшими затратами
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
Виды анкетирования:
- индивидуальное анкетирование (один респондент);
- групповое анкетирование (несколько респондентов);
- аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
- массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов);
2) По полноте охвата:
- сплошное (опрос всех представителей выборки);
- выборочное (опрос части выборки);
3)
По типу контактов с
- очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
- заочное (анкетёр отсутствует):
а) рассылка анкет по почте;
б) публикация анкет в прессе;
в) публикация анкет в Интернете;
г) вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
4) Онлайн анкетирование.
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.
Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
Виды интервью:
- стандартизированное, полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются;
- нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом;
- полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
2) По стадии исследования:
- предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования;
- основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений;
- контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.
3) По количеству участников:
- индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый);
- групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек;
- массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.
Включенное наблюдение - наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе. Считается, что при этом причины и мотивы действий людей наблюдателю ясны и учитываются в оценке.
Включенные наблюдения подразделяются на:
- открытые;
-
скрытые, когда наблюдаемые не знают о
наблюдателе.
Тема
3: Право в системе
социального регулирования.
3.1.Понятие
и виды социальных
норм.
Социальные нормы – это определённые образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения.
Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в человеческом обществе, - обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку.
Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнёрства. Например, предприниматели редко обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недоимку, несвоевременную поставку товаров, так как иначе можно потерять партнёра.
Традиции – правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений.
Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регулируют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Особенно серьёзную роль они играют в мусульманских государствах.
Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений.
Политические нормы – регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между политическими партиями, другими социальными группами по поводу государственной власти.
Мораль
– представляет собой правила поведения,
основанные на представлениях людей о
добре и зле, достоинстве и чести, справедливости,
долге и служащие мерилом и оценкой деятельности
индивидов, организаций и других субъектов.