Теория права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Общая теория права имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно, так как ряд общественных наук, в частности, философия, политэкономия, политология, также исследует проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.

Файлы: 1 файл

Лекции по общей теории права.docx

— 127.85 Кб (Скачать)

     3.2.Право  и мораль. 

     Мораль  – нравственность, совокупность духовных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

     Право и мораль имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

     Общие черты:

  1. Принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
  2. Являются основными регуляторами поведения;
  3. Имеют общую цель – регулирование поведения людей с целью сохранения и развития общества;
  4. Основаны на справедливости;
  5. Выступают мерой свободы индивида, определяют его границы.

     Различия:

  1. Мораль формируется раньше права, правового сознания и государственной организации общества. Мораль появляется вместе с обществом, а право – с государством.
  2. В пределах одной страны может существовать только одна правовая система. Мораль же может быть разнородна.
  3. Нормы морали регулируют более широкую сферу общественных отношений, чем право. Нормы морали могут регулировать отношения, которые не подаются внешнему контролю.
  4. Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т. е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов. Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т. е. не связана с деятельностью общественных и государственных институтов и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.
  5. Нормы права и морали содержатся в разных источниках. Правовые нормы как закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям. Достаточно конкретен круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права (органы правосудия, законодательные органы, субъекты договорных отношений и т. д.). Моральные же нормы содержатся в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали.
  6. Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане конкретных вариантов поведения субъектов. В противоположность этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок и т. п. Другими словами, суть действия моральных норм состоит в формировании общих принципов, внутренних убеждений и установок желательного поведения (будь вежлив и др.).
  7. Специфику способов и методов обеспечения юридических норм традиционно усматривают в их связи с государственным принуждением, функционированием особых институтов государства и общества. Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т. д.

     Взаимодействие  права и морали достаточно сложно. Разумеется, в современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т.д.), которые и закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются основополагающими и для моральной, и для правовой системы, по крайней мере в странах европейской культурной традиции.

     Регулятивное  взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических  текстах. Так, в законодательных  нормативных актах нередко использование  оценочных понятий нравственного  характера (недостойное поведение, цинизм, честь и т. п.). Это свидетельствует  о том, что, с одной стороны, моральные  нормы могут выполнять функции  оснований юридической оценки, а  с другой — нарушение моральных  принципов общества является в некоторых  случаях достаточным для наступления  правовых последствий (санкций). 
 

     
    1. Право и религия.
 

     Религиозные нормы есть разновидность  социальных норм, установленных  различными вероисповеданиями  и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в определенных источниках (Библии, Коране ).

     В некоторых случаях они выступают  в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы).

     В то же время между правом и религией существуют значительные различия. Сфера  действия религиозных норм значительно уже права. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности этические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

     Влияние права на религию достаточно специфично. Конституция государства, иные законодательные акты гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время право запрещает существования тоталитарных религиозных сект.  
 

     
    1. Каноническое  право.
 

     Слово "канон" в переводе с греческого буквально значит "прямая палка, служащая для опоры, а также для  измерения и проведения прямых линий". В переносном значении под ним  понимают правило, руководство, нравственную или юридическую норму. В таком  смысле оно, в частности, употребляется в церковной практике, впервые появляясь в послании Апостола Павла. Каноном принято называть правила веры и христианской жизни. В их основе лежат тексты, восходящие к ранней христианской традиции, - так называемые апостольские правила. Кроме того, они опираются на постановления вселенских и местных соборов, а также на мнение отдельных авторитетных лиц. В первые века своего существования христианство нередко сталкивалось с трудно разрешаемыми вопросами веры. Чтобы ответить на них, созывались соборы из епископов. Обсудив вопрос и объяснив его в соответствии со Священным писанием, они выносили постановления, обязательные для всех христиан. Такие решения постепенно и образовали норму, канон, регулирующий церковную жизнь и устанавливающий правила управления и дисциплину церкви. Канон в церковном праве подобен закону в светском и имеет такое же обязательное значение. С течением времени он вытеснил обычай - некогда единственный источник церковного права, вполне заменив его. В то же время обычай признается в церковном праве решающим в тех вопросах, на которые канон не дает ответа, Обычай, господствовавший до появления канона, не исчез полностью, Множество его следов отразилось в самих канонических правилах. И все-таки ко времени крещения Руси церковные традиционные нормы уже находились в зависимости от канона. Обычай мог быть запрещен, если он противоречил канону или как-нибудь мешал исполнению его постановлений. Вместе с тем церковная практика также влияла на канон, приспосабливая его к изменяющимся условиям жизни.

     Итак, под каноническим правом понимается совокупность церковно-правовых норм, обязательных для представителей данной конфессии. Оно включает апостольские, соборные (вселенских и поместных соборов), а также святоотеческие правила (правила святых отцов церкви), Каноническое право православной церкви отличается от канонического права церкви западно-римской, католической. В последнее входят нормы, кодифицированные и средние века в свод церковных правил под названием "Corpus juris canonici". В него вошли не только правила древней церкви, но и папские декреты, извлечения из римского права, законов франкских королей и других источников.

     Изучением норм канонического права традиционно  занимается каноника - церковная дисциплина, тесно связанная с богословием. По существу, она представляет собой  отдел практического богословия. В то же время каноника является отраслью знания, пограничной с богословием  теоретическим, поскольку церковное  право касается также проблем  происхождения, развития, задач, средств  и организации церкви. В отличие  от догматики, выясняющей внутреннюю сторону  церковной жизни, каноника изучает  ее внешнее устройство, отношение  к другим общественным союзам, церковную  дисциплину. Кроме того, церковное  право охватывает собою отношения  с государственными структурами, поскольку  именно государственное право определяет внешнее положение церкви в обществе. 
 
 
 

     Тема 4: Сущность права. 

     4.1. Категория сущности  в философии и  теории.

     4.2. Право и закон  в гражданском  развитии.

     4.3. Право, интересы  и ценности.

     4.4. Право и национальная  структура общества.

     4.5. Право и экономика,  их соотношение.

     4.6. Право и политика.

     4.7. Право и иные  социальные отношения.

     4.8. Функции права.

     4.9. Принципы права,  их классификация. 
 

     4.1. Категория сущности  в философии и  теории. 

     Проблемы  онтологии права занимают важное место в общей теории и философии  права. В широком смысле онтология - направление философской мысли, изучающее общие закономерности бытия как такового, учение о бытии. Онтология права призвана ответить на вопросы, что такое бытие права, чем оно отличается от бытия других сущих и как возможно право  вообще.

     В теории и философии права одной  из важнейших категорий онтологии  права считается сущность права. Предполагается, что сущность права  является онтологической категорией, проявляющейся как закон бытия  права, предопределяющей все признаки, цели, причины бытия и исторические судьбы права. Несмотря на важную роль категории сущности права, разные направления  теории и философии права по-разному  определяют сущность права. Сущностью права разные теоретики считают нормативность, волю (государственную, божественную, волю господствующего класса или всего народа и т.д.), интерес (защиту интересов, их разграничение, совмещение личных и общественных интересов), воплощение народного духа, проявление божественной или космической гармонии, императивно-атрибутивные переживания, свободу или меру свободы, справедливость и т.д.

     Сущность  права можно характеризовать  с помощью различных свойств. Однако главное в сущности права не различные свойства, а то, что сущность права является предварительным условием существования конкретных правовых явлений. С этой точки зрения сущность права находится в определенном соотношении с сущностными определениями конкретного правового явления. Сущность права предоставляет возможность выяснить, какими сущностными определениями должно обладать то или иное явление, чтобы оно могло существовать в области бытия, обусловленного категорией права. Это значит, что сущность права придает различным явлениям бытия правовую форму, превращает их в правовые явления.

     Для созерцания априорной сущности права  можно использовать широко распространенный в феноменологии метод свободной  вариации в воображении. Используя  этот метод, можно взять любое  единичное правовое явление, например позитивное право какой-либо страны, и методом свободной вариации в воображении раскрыть те признаки, без которых данное единичное  явление не может существовать. Обнаруженная совокупность неизменных свойств и  составит сущность права.

     Одна  из групп признаков права связана  с государством. В частности, различными теориями права основными признаками права считаются государственная  воля, установленность правовых норм государством, государственное принуждение и т.д. Можно ли вообразить такую систему положительного права, где такие признаки отсутствуют? Такую систему положительного права не только возможно вообразить, она есть в действительности, достаточно указать на наличие канонического права или же на различные системы позитивного права социальных групп, действующих в пределах того или иного общества.

     Из  указанных соображений можно  заключить, что право - нормативное, ценностное и интерсубъективное явление. Из нормативности права следует, что явление может быть правовым, если в нем наличествуют императивно-атрибутивные связи, из ценностности следует, что явление должно быть связано с определенными благами и воплощать один из многочисленных аспектов справедливости, а из интерсубъективности следует, что явление может быть правовым, если оно основано на интерсубъективном признании притязаний.  
 

     4.2. Право и закон  в гражданском  развитии. 

     Проблема  соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании. 
В контексте данной проблемы под "законом" следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).

Информация о работе Теория права