Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:38, реферат
Общая теория права имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно, так как ряд общественных наук, в частности, философия, политэкономия, политология, также исследует проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.
3.2.Право
и мораль.
Мораль – нравственность, совокупность духовных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.
Право и мораль имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
Общие черты:
Различия:
Взаимодействие
права и морали достаточно сложно.
Разумеется, в современном цивилизованном
обществе право поддерживается общественным
сознанием, следование праву входит
в число его моральных
Регулятивное
взаимодействие права и морали достаточно
отчетливо отражено в юридических
текстах. Так, в законодательных
нормативных актах нередко
Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в определенных источниках (Библии, Коране ).
В
некоторых случаях они
В то же время между правом и религией существуют значительные различия. Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности этические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».
Влияние
права на религию достаточно специфично.
Конституция государства, иные законодательные
акты гарантируют свободу совести и вероисповеданий,
равноправие конфессий, возможность для
верующих замены военной службы альтернативной
гражданской службой. В то же время право
запрещает существования тоталитарных
религиозных сект.
Слово "канон" в переводе с греческого буквально значит "прямая палка, служащая для опоры, а также для измерения и проведения прямых линий". В переносном значении под ним понимают правило, руководство, нравственную или юридическую норму. В таком смысле оно, в частности, употребляется в церковной практике, впервые появляясь в послании Апостола Павла. Каноном принято называть правила веры и христианской жизни. В их основе лежат тексты, восходящие к ранней христианской традиции, - так называемые апостольские правила. Кроме того, они опираются на постановления вселенских и местных соборов, а также на мнение отдельных авторитетных лиц. В первые века своего существования христианство нередко сталкивалось с трудно разрешаемыми вопросами веры. Чтобы ответить на них, созывались соборы из епископов. Обсудив вопрос и объяснив его в соответствии со Священным писанием, они выносили постановления, обязательные для всех христиан. Такие решения постепенно и образовали норму, канон, регулирующий церковную жизнь и устанавливающий правила управления и дисциплину церкви. Канон в церковном праве подобен закону в светском и имеет такое же обязательное значение. С течением времени он вытеснил обычай - некогда единственный источник церковного права, вполне заменив его. В то же время обычай признается в церковном праве решающим в тех вопросах, на которые канон не дает ответа, Обычай, господствовавший до появления канона, не исчез полностью, Множество его следов отразилось в самих канонических правилах. И все-таки ко времени крещения Руси церковные традиционные нормы уже находились в зависимости от канона. Обычай мог быть запрещен, если он противоречил канону или как-нибудь мешал исполнению его постановлений. Вместе с тем церковная практика также влияла на канон, приспосабливая его к изменяющимся условиям жизни.
Итак, под каноническим правом понимается совокупность церковно-правовых норм, обязательных для представителей данной конфессии. Оно включает апостольские, соборные (вселенских и поместных соборов), а также святоотеческие правила (правила святых отцов церкви), Каноническое право православной церкви отличается от канонического права церкви западно-римской, католической. В последнее входят нормы, кодифицированные и средние века в свод церковных правил под названием "Corpus juris canonici". В него вошли не только правила древней церкви, но и папские декреты, извлечения из римского права, законов франкских королей и других источников.
Изучением
норм канонического права
Тема
4: Сущность права.
4.1. Категория сущности в философии и теории.
4.2. Право и закон в гражданском развитии.
4.3. Право, интересы и ценности.
4.4. Право и национальная структура общества.
4.5. Право и экономика, их соотношение.
4.6. Право и политика.
4.7. Право и иные социальные отношения.
4.8. Функции права.
4.9.
Принципы права,
их классификация.
4.1.
Категория сущности
в философии и
теории.
Проблемы онтологии права занимают важное место в общей теории и философии права. В широком смысле онтология - направление философской мысли, изучающее общие закономерности бытия как такового, учение о бытии. Онтология права призвана ответить на вопросы, что такое бытие права, чем оно отличается от бытия других сущих и как возможно право вообще.
В теории и философии права одной из важнейших категорий онтологии права считается сущность права. Предполагается, что сущность права является онтологической категорией, проявляющейся как закон бытия права, предопределяющей все признаки, цели, причины бытия и исторические судьбы права. Несмотря на важную роль категории сущности права, разные направления теории и философии права по-разному определяют сущность права. Сущностью права разные теоретики считают нормативность, волю (государственную, божественную, волю господствующего класса или всего народа и т.д.), интерес (защиту интересов, их разграничение, совмещение личных и общественных интересов), воплощение народного духа, проявление божественной или космической гармонии, императивно-атрибутивные переживания, свободу или меру свободы, справедливость и т.д.
Сущность права можно характеризовать с помощью различных свойств. Однако главное в сущности права не различные свойства, а то, что сущность права является предварительным условием существования конкретных правовых явлений. С этой точки зрения сущность права находится в определенном соотношении с сущностными определениями конкретного правового явления. Сущность права предоставляет возможность выяснить, какими сущностными определениями должно обладать то или иное явление, чтобы оно могло существовать в области бытия, обусловленного категорией права. Это значит, что сущность права придает различным явлениям бытия правовую форму, превращает их в правовые явления.
Для
созерцания априорной сущности права
можно использовать широко распространенный
в феноменологии метод
Одна
из групп признаков права связана
с государством. В частности, различными
теориями права основными признаками
права считаются
Из
указанных соображений можно
заключить, что право - нормативное,
ценностное и интерсубъективное явление.
Из нормативности права следует, что явление
может быть правовым, если в нем наличествуют
императивно-атрибутивные связи, из ценностности
следует, что явление должно быть связано
с определенными благами и воплощать один
из многочисленных аспектов справедливости,
а из интерсубъективности следует, что
явление может быть правовым, если оно
основано на интерсубъективном признании
притязаний.
4.2.
Право и закон
в гражданском
развитии.
Проблема
соотношения права и закона родилась
практически одновременно с правом,
ставилась еще в древние
В контексте данной проблемы под "законом"
следует понимать не закон в строгом, специальном
смысле (как акт верховной власти и источник
высшей юридической силы), а все официальные
источники юридических норм (законы, указы,
постановления, юридические прецеденты,
санкционированные обычаи и др.).