Теория права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:38, реферат

Краткое описание

Общая теория права имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно, так как ряд общественных наук, в частности, философия, политэкономия, политология, также исследует проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.

Файлы: 1 файл

Лекции по общей теории права.docx

— 127.85 Кб (Скачать)

     - проблему реальности;

     - проблему выработки нового понимания  и отношения к символическим  системам и реалиям;

     - проблему антропологического и  психологического горизонтов;

     - проблему высшего мира Космоса,  Культуры, Реальности, т.е. того целого, которое едино для всех людей.

     Концептуализация  современной методологии с новой  силой доказывает, что за ней закреплена функция определения стратегии  научного познания. Первый постулат в  выработке подобной стратегии может  носить название "против подмены  методов". Уже достаточно тривиальным  для современной методологии  является суждение, что исследование предмета требует "своих", адекватных его природе методов. Сочетание  предмета и метода, их органичность выделяется методологией как одно из самых необходимых условий успеха научного исследования. Если предположить противную ситуацию, когда дисциплины пытаются изучить свой предмет с  использованием неадекватных ему методов  исследования, то сразу станет понятной правомерность данного методологического  постулата. Подмена методов может  обречь исследование на провал или  облечь его в одежды антинауки, чему особенно способствуют приемы аналогии, редуцирования, связанные с переносом особенностей и характеристик одной предметной сферы на другую, либо принципиальное их упрощение.

     Когда проблемы не могут быть разрешены  старыми методами или изучаемый  объект обладает такой природой, к  которой старые методы неприменимы, тогда условием решения задачи становится создание новых средств и методов. Методы в исследовании являются одновременно и предпосылкой, и продуктом, и залогом успеха, оставаясь непременным и необходимым орудием анализа.

     Налицо  попытки разработать теории, суммирующие  типичные методологические достижения или просчеты, например, теории ошибок, измерений, выбора гипотез, планирования эксперимента, многофакторного анализа. Все эти теории базируются в основном на статистических закономерностях  и свидетельствуют о концептуализации современной методологии, которая  не удовлетворяется только эмпирическим исследованием и применением  многообразных методов, а пытается создать порождающую модель инноваций  и сопутствующих им процессов.

     Для методологии характерно изучение не только методов, но и прочих средств, обеспечивающих исследование, к которым  можно отнести принципы, регулятивы, ориентации, а также категории и понятия. Весьма актуально на современном этапе развития науки, который именуют постнеклассическим, выделение ориентаций как специфических средств методологического освоения действительности в условиях неравновесного, нестабильного мира, когда о жестких нормативах и детерминациях вряд ли правомерно вести речь.

     Весомым компонентом современного методологического  исследования являются средства познания, в которых находит свое материальное воплощение специфика методов отдельных  наук: ускорители частиц в микрофизике, различные датчики, фиксирующие  работу органов, - в медицине и т.п.

     Выделяется  несколько сущностных черт, характеризующих "методологические новации":

     - во-первых, это усиление роли междисциплинарного  комплекса программ в изучении  объектов;

     - во-вторых, укрепление парадигмы  целостности и интег-ративности, осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;

     - в-третьих, широкое внедрение  идей и методов синергетики,  стихийно-спонтанного структурогенеза;

     - в-четвертых, выдвижение на передовые  позиции нового понятийного и  категориального аппарата, отображающего  постнеклассическую стадию эволюции научной картины мира, его нестабильность, неопределенность и хаосомность;

     -  в-пятых, внедрение в научное  исследование темпорального фактора и многоальтернативной, ветвящейся графики прогностики;

     - в-шестых, изменение содержания категорий  "объективности" и "субъективности", сближение методов естественных  и социальных наук;

     - в-седьмых, усиление значения  нетрадиционных средств и методов  исследования, граничащих со сферой  внерационального постижения действительности.

     Не  все перечисленные определения  могут претендовать на роль индикаторов "методологических новаций". Не все  их них свободны от внутренней противоречивости самой формулировки. Однако уже сама фиксация факта "методологической новаторики" весьма и весьма значима. При ее характеристике в глаза бросается практическая потребность в методологическом обеспечений, которую испытывают не только ученые, но и практические работники, специалисты-профессионалы всех типов. Сегодня все чаще говорят об уровне методологической культуры общества. Лица, принимающие решения, не хотят действовать путем проб и ошибок, а предпочитают методологическое обеспечение предполагаемого результата и выявление спектра способов его достижения. К способам получения этого результата, хотя он и находится в области прогноза и предписания, тем не менее предъявляют требования научной обоснованности. Методологическая культура репрезентируется методологическим сознанием ученого и превращается в фактор его деятельности, органично вплетается в познавательный процесс, усиливает его методологическую вооруженность и эффективность. 
 

     2.3. Системный анализ  как один из  основных методов  научного познания. 

     Системный анализ - это методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем. При этом, системный анализ имеет свою специфическую цель, содержание и предназначение.

     В центре методологии системного анализа  находится операция количественного  сравнения альтернатив, которая  выполняется с целью выбора альтернативы, подлежащей реализации. Если требование разнокачественности альтернатив выполнено, то могут быть получены количественные оценки. Но для того, чтобы количественные оценки позволяли вести сравнение альтернатив, они должны отражать участвующие в сравнении свойства альтернатив (выходной результат, эффективность, стоимость и другие).

     Термин "системный анализ" впервые  появился в связи с задачами военного управления в исследованиях RAND Corporation (1948). Первая книга по системному анализу вышла в 1956 году, ее авторами были американские ученые Кан и Манн. В отечественной литературе этот термин получил широкое распространение лишь после выхода в 1969 г. в издательстве "Советское радио" книги Станфорда Л. Оптнера "Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем".

     В системном анализе решение проблемы определяется как деятельность, которая  сохраняет или улучшает характеристики системы. Приемы и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление  масштабов неопределенности по каждому  варианту и сопоставление вариантов  по их эффективности.

     Целью системного анализа  является упорядочение последовательности действий при решении  крупных проблем, основываясь на системном  подходе. Системный  анализ предназначен для решения того класса проблем, который  находится вне  короткого диапазона  ежедневной деятельности.

     Основное  содержание системного анализа заключено  не в формальном математическом аппарате, описывающем "системы" и "решение  проблем" и не в специальных  математических методах, например, оценки неопределенности, а в его концептуальном, т. е. понятийном, аппарате, в его  идеях, подходе и установках.

     Системный анализ как методология решения  проблем претендует на то, чтобы  исполнять роль каркаса, объединяющего  все необходимые знания, методы и  действия для решения проблемы. Именно этим определяется его отношение  к таким областям, как исследование операций, теория статистических решений, теория организации и другим подобным.  
 

     2.4. Моделирование, эксперимент  и иные частные  методы научного  познания в сфере  права. 

      Моделирование в научных исследованиях стало  применяться еще в глубокой древности  и постепенно захватывало все  новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство  и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание  практически во всех отраслях современной  науки принес методу моделирования  ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

      Термин "модель" широко используется в  различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых  значений. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инструментами  получения знаний.

      Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Под моделирование понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.

      Главная особенность моделирования в  том, что это метод опосредованного  познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь  ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

      Необходимость использования метода моделирования  определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать  или вовсе невозможно, или же это  исследование требует много времени  и средств.

      Процесс моделирования включает три элемента:

      1) субъект (исследователь),

      2) объект исследования,

      3) модель, опосредствующую отношения  познающего субъекта и познаваемого  объекта. 

     Эксперимент  - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться. Различают несколько видов эксперимента. 
         Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений. 
         Вторым, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса. 
         Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент.

     Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации  управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми  нормами. Эксперимент является источником научных фактов, под которыми в  науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

     Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий. 
Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.

Информация о работе Теория права