Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:38, реферат
Общая теория права имеет свой предмет исследования, хотя отграничить его от предметов других общественных наук довольно сложно, так как ряд общественных наук, в частности, философия, политэкономия, политология, также исследует проблемы, рассматриваемые правовой наукой. Кроме того, сама юриспруденция своими отраслевыми науками разделяет единый предмет исследования, приближая его к предмету исследования других гуманитарных наук.
Историческая
школа права, которую в начале
XIX века развивали выдающиеся немецкие
юристы – Гуго, Пухта, Савиньи.
Историческая школа, опираясь на реальные
процессы формирования права в средневековой
Европе из обычного права, утверждала,
что главное в этих процессах – самоорганизационные
начала, спонтанное, стихийное развитие.
Примерно так же, как развивается национальный
дух, язык, – утверждали сторонники исторической
школы права.Эта школа использовала категории
общей воли, общего убеждения. Савиньи
писал: «Право существует в общем народном
духе и, стало быть, в общей воле, которая
постольку является и волею каждого отдельного
индивида. Но
индивид в силу своей свободы может в том,
что он думает и чего не желает, быть лишь
как член целого». Таким образом, историческая
школа, используя принцип историзма, связывала
право с более глубокими этнокультурными
пластами, с самоорганизационной природой
права, его эволюцией.
Исторической школе не очень повезло на
предыдущем этапе существования отечественной
теории государства и права. Ей приписывались
националистические и мистические положения
и упускалось из виду, что она учитывала
некоторые реальные, конкретные процессы
формирования права, особенно в средневековой
Европе.
И
хотя в концепциях этой школы получили
гиперболизацию представления о
самоорганизации права, о решающей
роли национальных традиций, духовных
начал, отрицать значение этой школы
в утверждении эволюционного
характера содержания и форм права
было бы ошибочным.
Социологическая
школа права,
социологическая юриспруденция, одно
из основных направлений буржуазного
правоведения 20 в. В отличие от правового
позитивизма, сводившего задачи юридической
науки лишь к формально-логическому изучению
действующего права, Социологическая
школа права переместила центр тяжести
на изучение «живого права», т. е. системы
конкретных правоотношений, поведения
людей в сфере права и т. п. Хотя сама по
себе идея изучения всех этих аспектов
правовой действительности в принципе
правильна, у представителей социологической
школы права она практически сводилась
преимущественно к ошибочному противопоставлению
законодательных норм («право в книгах»)
«праву в жизни». Последнее считалось
«подлинным правом», в связи с чем суд
мог отказаться от применения действующего
закона, если он, по мнению суда, противоречит
«живому праву». Само право сторонники
социологической школы
права определяли не как систему норм,
а по преимуществу как «порядок отношений».
Развитие социологической
школы права отразило несоответствие
многих правовых институтов, сложившихся
в период промышленного капитализма, экономическим
и политическим процессам, сопровождавшим
развитие монополистического, а затем
и государственно-
Наибольшее
распространение в 1-й половине 20
в. социологическая
школа права получила в немецкой буржуазной
юридической науке (Э. Эрлих, Г. Канторович,
Х. Зинцхеймер и др.) и в США в середине
XX века. В ней выкристаллизовались два
направления: умеренное (гарвардская школа
права во главе с Р. Паундом) и более радикальное,
отрицающее нормативный характер права
– реалистическое ( К. Левеллин, Д. Френк,
О. Холмс, Л. Брендейс, Б. Кардозо).
Психологическая
школа права,
одно из направлений буржуазной правовой
науки, сложившееся на рубеже 20 в. одновременно
с появлением психологических направлений
в социологии и других социальных науках.
С точки зрения представителей психологической
школы права, причины, обусловливающие
существование и действие права, коренятся
не в социально-экономических и классово-политических
условиях государственно-организованного
общества, а в психологии личности или
социальной группы. Право рассматривается
ими как продукт различного рода психологических
установок, инстинктов (например, властвования
и подчинения), эмоций. Один из родоначальников
психологической школы
права — французский социолог и правовед
Г. Тард, считавший, что в основе всех социальных
ценностей и норм, в том числе и правовых,
лежит инстинкт подражания. Наиболее глубоким
и оригинальным представителем психологической
школы права был русский юрист Л. И. Петражицкий. В немецкой литературе
под влиянием фрейдизма и бергсонианства сложилась
концепция «правового чувства» (Рюмелин,
Рицлер, Изай и др.), согласно которой главным
в праве являются не нормы, а судебные
решения, в основе которых лежат интуиция,
подсознательные переживания, глубинные
психологические установки судьи. В 30-х
гг. эта концепция, безгранично расширяющая
в нарушение принципа законности т. н.
«свободное судейское усмотрение», была
воспринята в США реалистической
школой права.
После 2-й мировой войны 1939—45 в буржуазной
литературе сохраняли значение такие
разновидности П. ш. и., как т. н. скандинавская
школа права Хагерстрёма-Росса, концепции
Р. Веста, П. А. Сорокина и Н. С. Тимашева,
которые, модернизируя отдельные положения
Петражицкого, основой права считали психологию
социальной группы, а не отдельного индивида.
Марксизм не отрицает важной роли индивидуальной
и социальной психологии в процессе функционирования
права. Однако с точки зрения материалистического
понимания права как продукта социально-экономических
и классово-политических отношений теоретико-методологические
позиции Психологическая
школа права ошибочны. Они ведут к идеалистической
трактовке социальных корней права и его
генезиса, к оправданию субъективно-волюнтаристских
тенденций в процессе правотворчества
и применения права, к принципиальной
недооценке гарантий правопорядка и законности.
На рубеже 19-20 веков теории гражданского общества рассматривались в основном в рамках философии и юриспруденции. Русские юристы рассматривали понятие гражданского общества в основном через призму понятия права. Юриспруденция конца 19 начала 20 века была представлена двумя школами: так называемая старая школа естественного права и новая, или “возрожденная” школа естественного права.
Представители
школы “возрожденного”
Реалистическая
школа права,
одно из основных направлений правоведения
в США, сложившееся в 20-х гг. 20 в. и оказавшее
существенное влияние на последующее
развитие американской правовой мысли.
Крупнейшие представители: Д. Грей, О. Холмс,
Д. Франк, К. Ллевеллин, Е. Паттерсон и др.
Представители реалистической
школы права, правильно констатировав
консерватизм, негибкость, обращенный
в прошлое традиционализм правовой системы
США, требуя её модификации и приспособления
к изменяющимся условиям, пришли к ошибочному
отрицанию принципа стабильности права
и подчинения судьи закону. С точки зрения
реалистической школы
права, норма права - это всего лишь мнение
законодателя о праве, которое судья может
принять или не принять во внимание. Всякая
правовая норма, выражена ли она в законе
или прецеденте, по мнению «реалистов»,
неизбежно превращается в нечто застывшее
и отстающее от жизни. Право же должно
изменяться непрерывно, что возможно в
том случае, если правотворческой силой
будет суд. По мнению представителей
реалистической школы
права, право - это то, что решает суд.
Отвечая на вопрос, чем руководствуется
суд, вынося решение, сторонники этого
течения делились на две группы; одна из
них обращалась к бихевиоризму (воздействие внешних
факторов на поведение судьи), вторая -
к фрейдизму (поиски воздействия
факторов в глубинной психологии). В обоих
случаях основой поведения судьи, а следовательно,
и творимого им права, выступали исключительно
психологические факторы. Реалистическая
школа права, пришла к вульгарному пониманию
права, а её нигилистическое отношение
к стабильным нормам права и требование
неограниченной свободы судебного усмотрения,
по существу, сводили на нет принцип законности.
Для США английское право долгое время оставалось главной моделью, но с некоторыми оговорками. Его принесли на Американский континент английские переселенцы, но применялось оно первоначально, как утверждалось, «в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии».
Правовая
система США в целом аналогична
английскому общему праву. Одно из существенных
различий связано с федеральной
структурой государства. Наряду с наличием
писаных конституций и в
В преодолении этих трудностей велика роль высших судебных инстанций страны. При создании судебных прецедентов и при воздействии на другие государственные органы путем правоприменения.
С
усилением правотворческой
В то же время в США, как и в Англии, сохраняется значение обычного права, особенно в сфере функционирования высших органов государственной власти. Соответствующие пробелы в Конституции США восполняются не только посредством текущего законотворчества, но и путем фактического признания сложившихся обычаев (обыкновений) и традиций. Обычаи распространены и в области регулирования имущественных отношений.
Итак, развитие гибкого статутного права при сохранении полномочий судов на создание судебных прецедентов, правовой дуализм, обусловленный федеральным устройством США, а также довольно широкое использование правовых обыкновений - все это специфика американского права.