Сравнительно-правовое исследование
некоторых вопросов, касающихся статуса
омбудсмена, позволило выявить общие
специфические черты этого института:
- Распространение института омбудсмена является закономерным итогом мирового сообщества после
второй мировой войны по поощрению и созданию
национальных независимых учреждений
по защите прав человека, демократизации
общества. Важно осознание того, что данный
институт не стоит над всеми государственными
правозащитными органами, а является важным
дополнительным (субсидиарным) механизмом
правообеспечения, действующего в государстве.
- Главная задача деятельности омбудсмена – охрана прав граждан. Это определяет его как элемент системы
охраны правопорядка в широком смысле,
существующий наряду с парламентом, судебным,
административным, и иными формами контроля
и надзора.
- Институт омбудсмена создается в соответствии с Конституцией или специальным законом. Так, например, в 1996 году были приняты:
в Грузии 16 мая закон «О народном защитнике
Грузии», в России 25 декабря Федеральный
Конституционный закон «Об Уполномоченном
по правам человека в РФ». В Казахстане
институт омбудсмена был введен Указом
Президента «Об учреждении должности
века» 19 сентября 2002 года, но в плане
законопроектных работ правительства
в 2002 году предусмотрено внесение в парламент
проекта закона «Об Уполномоченном по
правам человека». Свою деятельность омбудсмен
РК осуществляет в соответствии с Положением
об Уполномоченном по правам человека.
- В основную функцию омбудсмена входит контроль за деятельностью государственной администрации.
- Все омбудсмены в странах СНГ избираются парламентом. Народного защитника Грузии сроком на 5 лет избирает парламент большинством голосов
от его полного состава. В России уполномоченный
по права человека назначается на должность
и освобождается от должности Государственной
Думой большинством голосов от общего
числа депутатов тайным голосованием.
Каждая кандидатура, выносимая на тайное
голосование, при назначении уполномоченного
включается в список для тайного голосования
двумя третями голосов от общего числа
депутатов. В Казахстане в соответствии
с Указом уполномоченный по правам человека
назначается на должность президента
после консультаций с комитетами Палат
Парламента, перечень которых определяется
президентом. Омбудсмен в соответствии
с п.17 ст.14 в любой момент может быть досрочно
освобожден от занимаемой должности, будучи
назначенным на другую должность.
- Существенной характеристикой правового
статуса омбудсмена является независимость
при проведении расследования, что должно
быть подкреплено гарантиями иммунитета
от уголовного и судебного преследования.
Почти все омбудсмена СНГ независимы в
своей деятельности и неприкосновенны.
Омбудсмен России обладает неприкосновенностью
в течение всего срока полномочий. Он не
может быть привлечен к уголовной или
административной ответственности, налагаемой
в судебном порядке, без согласия Государственной
Думы, задержан, арестован, подвергнут
обыску, за исключением случаев задержания
на месте преступления, а также подвергнут
личному допросу, за исключением случаев,
когда это предусмотрено федеральным
законом для обеспечения безопасности
других лиц. Омбудсмен Азербайджана имеет
определенный иммунитет, который выражается
в том, что при исполнении служебных обязанностей
он не может быть объектом уголовного
или административного преследования.
Орган, который осуществляет арест, должен
в течение 24 часов сообщить об этом Мили
Мажилису и генеральному прокурору. Омбудсмен
Казахстана, к сожалению, не имеет судебного
и административного иммунитета.
- Должность омбудсмена относится к высшим должностям государства. Анализ законодательства стран мира показывает, что преимущественно должность омбудсмена приравнивается
либо к должностям председателя или членов
Конституционного суда, либо председателя
или судей Верховного суда, либо к должности
заместителя председателя правительства.
В России он был приравнен к должности
заместителя председателя правительства.
В Азербайджане к должности первого заместителя
Мили Мажилиса. В Казахстане омбудсмен
на уровне председателя агентства, непосредственно
подчиненного Президенту.
- Необходимым условием деятельности уполномоченного по правам человека является его политическая
нейтральность. Он должен быть объективен
и беспристрастен. Законодатели многих
стран запретили заниматься политической
деятельностью омбудсмену (Россия,
Молдова, Грузия и т.д.)
- Весь опыт развития этого института во многих странах мира показывает, что для эффективной работы
омбудсмена он должен обязательно иметь
высшее юридическое образование. Юристами
являются омбудсмены Грузии, России, Балтии.
Не являются ими омбудсмены Казахстана.
- Для укомплектации аппарата омбудсмена опытными сотрудниками важно в законах определить должный
уровень материального обеспечения, который
в разных странах приравнивается либо
к уровню аппаратов верховных судов, либо
к парламенту. В России и РК они приравнены
к аппаратам правительства. Количество
сотрудников неодинаково: в Украине и
России около 200, в РК – 14, в Азербайджане
около 30 и т.д.
В заключение отмечу, что на сегодняшний
день данный институт функционирует
во многих государствах и быстро развивается,
демонстрируя многообразие путей приспособления
к конкретным социально-политическим
условиям.
И, несмотря на то, что сфера компетенции
омбудсменов определяется прежде всего
национальной правовой системой страны,
Казахстану все же может быть полезна
практика других государств.
Эффективное решение вышеуказанных
ключевых проблем в современном Казахстане,
на мой взгляд, является отправной точкой
в достижении правовой государственности.
Заключение
Права человека и правовое
государство характеризуется общими
закономерностями возникновения и
функционирования. Оба феномена имеют
в своей основе право. Именно в связанности,
ограничении правом государства и заключается
сущность правового государства.
Правовые ограничения в Республике
Казахстан необходимы для того,
чтобы недостатки властной личности не
трансформировались в пороки государственной
власти. Проводя глубокие социально-экономические,
политико-правовые и иные преобразования
и реформы, молодое государство мобилизует
все имеющиеся в его распоряжении нормативно-правовые
средства управления, регулирования и
воздействия, среди которых важное место
занимают Конституция РК и непосредственно
связанные с ней институты.
Вот почему можно сказать, что правом
ограничиваются не собственно управляющие
воздействия со стороны государственных
структур на личность, а лишь необоснованные
и противоправные ущемления интересов
граждан.
В условиях демократии
право как бы «меняется местами»
с государством- утверждается верховенство
первого и право возвышается
над государством.
Таким образом,
правовое государство-это организация
политической власти, создающая условия
для наиболее полного обеспечения прав
и свобод человека и гражданина, а также
для наиболее последовательного связывания
с помощью права государственной власти
в целях недопущения злоупотреблений.
Становление правовой государственности
любой страны сопровождается длительным
процессом эволюции общества и самого
государства, в результате которого происходит
создание наиболее гуманных и справедливых
условий существования каждой личности.
Для достижения этой цели в современном
Казахстане необходимо доскональное рассмотрение
и решение политических, социально-экономических
и ряд духовно-нравственных проблем проблем,
к числе которых относятся: правовой нигилизм,
слабая социальная защищенность населения,
активизация народного волеизъявления,
реформирование пенитенциарной системы.
Решение названных проблем поднимет
коэффициент полезного действия
различных институтов правового
регулирования, что в свою очередь
усилит их роль в продвижении общества
к рубежам правового государства.
Список использованной
литературы.
1. Нормативные
акты
- Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г., с изм. и доп. От 7 октября 1998 г. № 284-1
2. Уголовный Кодекс
Республики Казахстан.Алматы,”Жеті
Жаргы”.,2000г.
3. Уголовно-процессуальный
кодекс Республики Казахстан. Алматы.,2002г.
4. Уголовно-исполнительный
кодекс Республики Казахстан. Алматы.,1999г.
5.Конституционный закон Республики
Казахстан «О государственной
независимости Республики Казахстан»
от 16 декабря 1991 г. Ведомости ВС КазССР,
1991 г., №51, ст.622
6.Конституционный закон
Республики Казахстан «О судебной
системе и статусе судей Республики
Казахстан» от 25 декабря 2000 г. №132-II.
7.Конституционный закон Республики
Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»
от 28 сентября 1995 г. №2462
8.Исламский уголовный
кодекс. Иран.,1989г.
9.Закон Республики Казахстан
«О борьбе с коррупцией» от
2 июля 1998 г. №267-1
10.Закон «О местном государственном
управлении в Республике казахстан»
от 23 января 2001 г. №148-I.
11.Закон «О труде в Республике
Казахстан» от 10 декабря 1999 г.
№ 493-1.
12.Закон Республики Казахстан
«О занятости населения»//Казахстанская
правда. 31 декабря 2001 г.
13.Закон Республики Казахстан
«О свободе вероисповедания и религиозных
объединениях» от 15 января 1992 г. №1128-ХII.
14.Закон «О пенсионном обеспечении
в Республике Казахстан» июль1997
г.
15 Всеобщая декларация прав человека
от 10 декабря 1948 г.
16. Международный пакт о гражданских
и политических правах от 16 декабря
1966 г.
2.Монографии, пособия и статьи
1. Аврамов
В.П. Назарбаев о смертной казни.//Фемида
, 05.12.2003г.
- Анашкин Г.З.Смертная казнь в капиталистических государствах. М.1971г.
- Баймаханов М.Т., Аюпова З.К., Ибраева А.С. Становление правового государства
и конституционный процесс в Республике
Казахстан: монография. – Алматы: КазГЮА,
2001.
- Башимов М. Институт омбудсмена в странах СНГ и Балтии.//Правовая реформа в Казахстане. №4 (15-23), 2002
- Бекбергенов Н.А. Правоохранительная система в Республике Казахстан:
учебное пособие для юридических факультетов.
– ИКФ «Фолиант», 2000.
- Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология. Учебное пособие. Алматы: Данекер, 200.
- Булгакова Д.А. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. – Алматы: Данекер, 2002
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: часть 2 Теория права. Т.2 – М.:Юристь, 1997.
- Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Право социального обеспечения: схемы. Комментарии: учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 1999.
- Дулатбеков Н.О., амандыкова С.К., Турлаев А.В.
Основы государства и права современного
Казахстана: учебное пособие. – Астана:
ИКФ «Фолиант», 2000.
- Зеркин Д.П. Основы политологии: курс лекций. – 2-е изд., доп. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 .
- Зимина Л.В., Лахтина Т.Л. Основы теории государства и права.
Учебное пособие. – Петропавловск, 1999.
- Зинченко Э.Л. Лучшие рефераты по истории государства и права. Серия «Банк рефератов». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
- Исаев И.А. Метафизика Власти и Закона: у истоков политико-правового сознания. – М.:Юристь,
1998.
15. Карпец И.И. Высшая
мера: за и против.//Советское государство
и
право.1991г.№7.
16. Квашис В.Е. Смертная казнь
и общественное мнение.// Государство
и
право. 1997г.№4.
17. Кистеловский А.Ф.Иследования о
смертной казни. Киев.,1967г.
18. Кузембайулы А., Абиль Е. История
Республики Казахстан: учебник
для вузов. – 4-е изд., перераб.
и доп. – Астана: ИКФ «Фотиант»,
1999.
19. Кусаинов Ш. Правовые проблемы
занятости населения. №10 (43-44),
2001.
20. Кутафин О.Е. Основы государства
и права: учебное пособие. –
5-е изд., перераб. и доп. –
М.: Юристь, 1997.
21.Лазарев В.В. Общая теория
государства и права: учебник.
– 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
Юристь, 1999.
22. Лазарев В.В. Теория государства
и права. Учебник. – М.: Новый Юристь, 1997.
23. Мами К. Становление и развитие
судебной власти в Республике
Казахстан. – Астана: Елорда, 2001.
24. Марченко М.Н. Общая теория
государства и права. Академический
курс в 2-х томах. – т.1 Теория
государства. – М.: «Зерцало», 1998.
25.Марченко М.Н. Политология.
Курс лекций. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательство Зерцало,
1999.
26.Марченко М.Н. Теория государства
и права. Курс лекций. – М.: «Зерцало»,
1998.
27. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права. Курс лекций. М.: Юристь,
1999.
28. Михин А.С.
Понятие смертной казни.//Государство
и право.,1996г.№7
29. Михин А.С.
Пределы ограничения смертной
казни.// Государство ипра во.1995г.№10.
30 Мухаев Р.Т. Теория
государства и права. Хрестоматия:
пособие для вузов, юридических и гуманитарных
факультетов. – М.: «ПРИОР», 2000. –
31 Назарбаев Н.А. В
потоке истории. – Алматы: Атамура,
1999.
32. Назарбаев Н.А. На пороге
ХХI века. – Алматы: Онер, 1996, илл.
33. Никифоров А.С. О смертной
казни.М.Юрид.лит.2000г.
34. Омаров Н. Суды присяжных
как дело будущего.// Фемида. №12 (6-12),
2002
35.. Познышев С.В. Основные
вопросы о смертной казни.М.,1904г.
36. Права человека . Сборник
международных договоров ООН.
Нью-йорк.,1989г.
37. Сапаргалиев Г. Конституционное
право в Республике Казахстан:
учебник – Алматы: Жети Жаргы,
1998.
38..Сборник «Смертная казнь:за
и против».М.,1994г.
39. Степняк – Кравински
С.М. Россия под властью царей.М.,1964г.
40. Сергиевский Н.Д. Наказание в русском праве 7 века.СПб.1987г.
41. Смертная казнь:
за и против./Под.ред. Келиной
С.Г. М.,1996г.
42. Стружов Н.А.
Курс исполнительно-трудового права.
Проблемы общей части. М., 1984г.
43.Сейсенова А. Налоговая политика
Республики Казахстан и социальная
защита населения. // Саясат. №1 (64-68), 2003.
44. Сулейменов Г.Ж. Суд и судебная
власть в Республике Казахстан.
Ч.1. – Алматы, 1999.
45. Сухарев А.Я., Крутских В.Е.
Большой юридический словарь.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2002.
46. Таганцев Н.С. Смертная казнь.
Сборник статей. М.,1913г.
47. Толстик В.А., Никитин А.В. Теория
государства и права. Обучающие
тесты: учебно-методическое пособие.
– М.: Юристь, 2001.
48. Турисбеков З.К. Государственная
служба в Республике Казахстан.
Сборник нормативных правовых актов. –
Астана: ИКФ «Фолиант», 2001. –
49.Уголовное право.
Общая часть./Под.ред. Здравосмыслова
В.Б. М.,1996г.
50. Уголовное право. Общая часть./Отв.ред.
Казаченко И.Я. М.,1998г
- Хан И.Г. Политология. Учебное пособие. Алматы, 2000
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., доп. и исправл.. – М.: «Интерстиль», 1998
- Шишов О.Ф. Смертная казнь в истории России. М.,1989г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права:
Учебное пособие (по изданию 1910—1912 гг.).
Т. 1. Вып. 1 /Вступ ст. М.Н. Марченко. М., 1995.
С. 121, 213.
22 Лазарев В.В. Теория государства и права.
Учебник. – М.: Новый Юристь, 1997.
3 Лазарев В.В. Теория государства и права.
Учебник. – М.: Новый Юристь, 1997. с.78
4 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия. С. 44.
5 Лазарев В.В. Теория государства и права.
Учебник. – М.: Новый Юристь, 1997. с.88
6
Хропанюк В.Н. Теория государства и права:
учебное пособие для вузов. – 2-е изд., доп.
и исправл.. – М.: «Интерстиль», 1998 с.78
7
Хропанюк В.Н. Теория государства и права:
учебное пособие для вузов. – 2-е изд., доп.
и исправл.. – М.: «Интерстиль», 1998 с.79
8
Ст.1 Всеобщая декларация прав человека
от 10 декабря 1948 года
9
Сапаргалиев Г.С. Конституционное право
Республики Казахстан. Алматы,1998, с.277