Теоретические проблемы становления и формирования правового государства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является выявление основных этапов функционирования правового государства, определение основных принципов, признаков и исследование комплекса проблем правового государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также к работе прилагаются ряд схем.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………… с.7
Глава 1. Основные черты концепции правового государства ……… с.9
История идей правовой государственности …………… с.9
Принципы и признаки правового государства…………….. с.24
Глава 2. Проблемы становления и формирования правового
государства в современном Казахстане …………………………… с.40
2.1. Социально-экономические проблемы…………………………. С.40
Духовно-нравственные проблемы…………………………….. с.47
Политические проблемы…………………………………….. с.60
Заключение ………………………………………………………… с.70
Список использованной литературы……………………………… с.72
Приложение ………………………………

Файлы: 1 файл

дип. Правовое государство.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Несмотря на несовершенство законодательного обеспечения участия населения в решении таких вопросов местного значения, как охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, не стало препятствием в системе исполнительных органов на пути качественного изменения существующих и внедрения новых, нетрадиционных форм и методов вовлечения широких масс населения в деятельность по наведению порядка на местах.

Так, в соответствии с п.3.3 раздела 2 Плана мероприятий по реализации Программы борьбы с преступностью  в РК на 2000-2002 годы, утвержденного  постановлением Правительства РК № 1641 от 31 октября 2000 года, подразделениями общественной безопасности МВД РК в регионах республики проделана определенная работа по налаживанию сети общественных формирований правоохранительной направленности, их участию в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, взаимодействию с органами внутренних дел.

В результате чего количество общественных формирований правоохранительной направленности в 2000 и 2001 г.г. составило соответственно 3839 и 3883, количество членов общественных формирований правоохранительной направленности – 27479 и 28074, с участием общественных формирований задержано правонарушителей – 63844 и 108847.

Вышеизложенным подчеркивается практическая значимость не противоречащих законодательству различных форм участия граждан в работе по организации охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

На мой взгляд, в целях создания условий для повышения эффективности  реализации норм такого важного социально-правового  института, вышеописанного, необходимо приложить усилия в следующих направлениях:

  • очевидно, что активность населения в решении вопросов местного значения, согласно Конституции, должна регламентироваться Законом РК «О местном самоуправлении в РК», в процессе принятия которого целесообразно предусмотреть нормы, касающиеся участия населения в принятии решений по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
  • назрела практическая необходимость в принятии ряда нормативных правовых актов, нормы которых позволят привести в состояние стабильности и системности общественные отношения, связанные с общественным порядком и общественной безопасностью. К таким нормативным правовым актам можно отнести закон РК «Об участии граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в РК», закон РК «О системе социальной профилактики противоправных деяний в РК» и т.д.

Приведенный выше перечень направлений  по активизации волеизъявления посредством участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности не является исчерпывающим, он лишь акцентирует внимание на тех вопросах, решение которых должно стать объектом усилий как государственных органов, так и общества в целом.

Кроме того, при изучении результатов  проведенного опроса населения (приложение 1) выявилась тенденция, преобладающая в народе, суть которой сводится к тому, что практически вся деятельность судов основана на «отступлениях» от норм законодательства при изучении рассматриваемых материалов  дел, и предвзятости при вынесении приговоров. В приговоры, в свою очередь, зачастую бывают настолько несправедливыми, что общество (69% опрошенных) уверено – улучшение качества судебного разбирательства и предварительного следствия возможно путем введения судопроизводства с участием присяжных заседателей.

Достоинства суда присяжных прежде всего в том, что эти суды предполагают широкую коллегиальность, независимость и меньший риск злоупотреблений и судебных ошибок. Очень важно, что суды присяжных  в сознании граждан олицетворяют надежную гарантию справедливого и гуманного отношения к обвиняемому. Виновность или невиновность человека определяют рядовые граждане, а это важный фактор доверия. Присяжные – непрофессионалы – по сути, независимые представители общества, не обремененные ведомственными и профессиональными интересами, выносят решение в условиях подлинной состязательности и свободы, руководствуясь не нормой закона, а понятием справедливости, своей совестью, житейским опытом, здравым смыслом. Последнее слово в решении главного вопроса виновен или невиновен подсудимый – остается за ними. Суд присяжных, рассматривая в основном дела о тяжких преступлениях, когда речь идет о применении в отношении виновного сурового наказания, выносит вердикт, реально отражающий позицию общественности, которую представляют в суде сами присяжные заседатели.

Таким образом, остается лишь заключить, что конституционная норма, определяющая народ единственным источником государственной  власти, в процессе становления и  развития Казахстана все более востребована в жизнедеятельности государства и общества. Для удовлетворения нужд и реализации волеизъявлений граждан необходимо создать правовую платформу, позволяющую населению непосредственно решать вопросы местного значения, а также создавать атмосферу безопасности и порядка в обществе.

 

                       2.2  Духовно-нравственные проблемы

           По законодательству хана Тауке « Жеті Жаргы» большая часть преступлений наказывались смертной казнью. Так, смертная казнь применялась за воровство, разбой, насилие. Смертная казнь могла быть заменена другим наказанием при выплате откупа. За убийство женщиной своего мужа применяется смертная казнь. При прощении родственниками убитого ее вины, смертная казнь заменялась откупом, а в случае совершения подобного преступления беременной женщиной – она освобождалась от возмездия. Также смертная казнь применялась за умышленное убийство матерью своего ребенка. Если же оба родителя убили своих детей, то к ответственности они не привлекались. Человек, умыкнувший чужую жену без ее согласия , приговаривался к смертной казни и выплачивал выкуп в размере определенном за убийство мужчины, а в случае ,если женщину умыкнули с ее согласия , виновный выплачивает калым – выкуп, а сверх того отдает потерпевшему девушку без выплаты калыма. И наконец, смертная казнь применялась за кровосмесительные браки (в семи поколениях) или предусматривалось другое наказание , которое определялось

           В советский период единственным  уголовно закрепленным способом  применения смертной казни являлся  расстрел, который применяется и  до сих пор.

           Несмотря на то, что Советское государство всегда относилось к смертной казни как к временной и исключительной мере уголовного наказания (она трижды отменялась - в 1917, 1920 и 1947 годах), эта мера ни в 20-е, ни в 30-е годы окончательно отменена не была. Более того, "выдвинутая Сталиным теория усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму влекла за собой ужесточение репрессий"12. Однако, несмотря на это, в 1949 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН СССР вносил предложение об отмене смертной казни во всех странах мира, но тогда это не получило поддержки.

           После смерти Сталина уголовное  законодательство пошло по пути  смягчения наказания, но в дальнейшем список преступлений, караемых смертной казнью был расширен. Таким образом, последний советский Уголовный кодекс предусматривал смертную казнь за более чем 30 деяний.

     Смертная  казнь - вечная тема. Из века  в век обсуждается и из века  в век меняется практической применения в разных странах, при разных режимах. Тема очень сложная. Это - барометр нравственности, экономического положения, психического здоровья нации, всеобщего состояния умов. По всей видимости, не имеет единственного, безусловно, правильного для всех решения.

           Смертная казнь - одно из древнейших  наказаний. Она применялась еще до того, как возникло уголовное право в современном смысле этого слова. «Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее»,- писал один из виднейших российских ученых Н.С.Таганцев.13

           Среди ученых и общественных деятелей уже долгие годы идут споры о том, имеет ли право на существование такое наказание, как смертная казнь. Видимо, эти споры будут продолжаться.

 Несмотря на то, что о смертной казни написано  немало, в теоретической разработке этой проблемы еще имеются белые пятна. В частности не дается понятие смертной казни.

           На  первый взгляд кажется ясным,  что такое смертная казнь. Это  лишение человека жизни. Между  тем человек может быть лишен  жизни по разным причинам. Даже если оставить в стороне случаи естественной смерти, можно назвать и причины, из-за которых наступает насильственная смерть. Например, люди гибнут в результате действия сил природы и от голода, несчастных случае в быту и на производстве и в силу собственной неосторожности. Уходят из жизни люди и в результате самоубийства.

           Они гибнут от различных преступлений, начиная от умышленных убийств  до неосторожных действий, приводящих  к смерти человека таких, как  нарушение правил техники безопасности, дорожного движения, обращения с различными опасными веществами и предметами. Люди убивают друг друга на войнах, во время межнациональных конфликтов. Но все эти случаи лишения жизни в социальном и юридическом отношении не имеют ничего общего со смертной казнью.

           Рассмотрим следующие признаки смертной казни. Наиболее существенный признак смертной казни заключается в том, что она является наказанием. Это значит, что ей присущи те черты, которые характеризуют именно эту меру государственного принуждения.

           Сущность любого наказания - кара. Профессор Н.А. Стручков определяет кару как "комплекс установленных законом правоограничений, конкретно выражающихся при применения того или иного наказания."14

 Таким образом, кара представляет  собой лишение человека его прав или интересов, уменьшение их объема либо введение особого порядка их осуществления, установление обязанностей, которые обусловлены наказанием, и на других граждан обычно не возлагаются. В смертной казни кара проявляется в максимальной степени. У осужденного отнимается самое дорогое, что есть у человека - жизнь. Естественно, что одновременно он лишается и всех других прав и интересов. Однако это происходит только после приведения приговора в исполнение. Данный момент является очень существенным, т.к. до него за осужденным сохраняются многие права.

           Осужденный имеет целый комплекс  специфический прав, которые присущи только ему как осужденному к смертной казни. Речь идет о праве обжаловать приговор в предусмотренным законом надзорном порядке, написать и направить ходатайство о помиловании, иметь свидания с адвокатом без ограничения их продолжительности и количества. При этом поданная жалоба приостанавливает приведение приговора в исполнение до разрешения ее по существу и получения ответа.

           Осужденный вправе подавать жалобы и заявления в связи с действиями администрации того места лишения свободы, в котором он содержится до рассмотрения его жалоб, ходатайств о помиловании и приведения приговора в исполнение. Это могут быть заявления, касающиеся его содержания, например, питания, бытовых и других условий, допустим, обеспечения бумагой, письменными принадлежностями, отношения к нему персонала места лишения свободы, оказания медицинской помощи и т.д.

           В установленном порядке осужденный имеет право на свидание с родственниками, со священнослужителем, получение и отправление писем.

 Лицо, приговоренное  к смертной казни, до последнего  момента своей жизни остается  гражданином Республики Казахстан.  В связи с этим ему присущи  некоторые общегражданские права, например, распорядиться своим имуществом, зарегистрировать или расторгнуть брак и прочее.

   Все исследователи  данного вида наказания отмечают, что смертная казнь вызывает страдания. Это, бесспорно, является признаком любого наказания, но применительно к смертной казни нельзя не отметить весьма существенной особенности. Осужденный к смертной казни ощущает страдания в момент вынесения ему приговора и ожидания результатов рассмотрения поданных им жалоб, ходатайства о помиловании. В этой ситуации у большинства осужденных появляется страх смерти, который нередко сочетается с осознанием безысходности своего положения, иногда с осознанием вины, угрызениями совести и т.д. Хотя эти страдания, видимо, несравнимы с переживаниями осужденным к другим видам наказания, по понятным причинам в момент приведения приговора в исполнение они прекращаются. Страдания преступника уже не нужны обществу, т.к. смертная казнь не ставит своей задачей исправить его, в чем-то убедить, что-то доказать. Общество вычеркивает его из числа своих членов.

           Цивилизованные страны стараются  найти способы приведения в  исполнение приговора к смертной казни, связанные с минимальными страданиями для осужденного. К их числу относятся, в частности, расстрел, применение электрического стула, газа, усыпление.

           В  Казахстане смертная казнь приводится  путем расстрела. Согласно статьи 49 Уголовного Кодекса Республики Казахстан применения наказания – смертной казни в виде расстрела – допускается за умышленное убийство (ч.2 ст. 96), геноцид (ст.160), за государственную измену во время войны или боевой обстановке при отягчающих обстоятельствах (ст.165), за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.167);за посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 340); неповиновение или иное неисполнение подчиненным приказа начальника, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшие тяжкие последствия и совершенные в военное время или в боевой обстановке (ч.3 ст. 367); сопротивление начальнику и принуждение его к нарушению служебных обязанностей, совершенное в военной или боевой обстановке (ч. 3 ст. 368); насильственные действия в отношении начальника, совершенные в военное время или боевой обстановке (ч. 3 ст.369);дезертирство, совершенное в военной или боевой обстановке (ч. 3 ст. 373); злоупотребление властью, превышение или бездействие власти, совершенное в военное время или боевой обстановке (ч. 3 ст. 380); сдача или оставление противнику средств ведения войны (ст. 383). Естественно, что это относится к смертной казни.

Информация о работе Теоретические проблемы становления и формирования правового государства в Республике Казахстан