Теоретические проблемы становления и формирования правового государства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является выявление основных этапов функционирования правового государства, определение основных принципов, признаков и исследование комплекса проблем правового государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также к работе прилагаются ряд схем.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………… с.7
Глава 1. Основные черты концепции правового государства ……… с.9
История идей правовой государственности …………… с.9
Принципы и признаки правового государства…………….. с.24
Глава 2. Проблемы становления и формирования правового
государства в современном Казахстане …………………………… с.40
2.1. Социально-экономические проблемы…………………………. С.40
Духовно-нравственные проблемы…………………………….. с.47
Политические проблемы…………………………………….. с.60
Заключение ………………………………………………………… с.70
Список использованной литературы……………………………… с.72
Приложение ………………………………

Файлы: 1 файл

дип. Правовое государство.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех  же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенно правонарушения.

  Таким  образом, отношения между государством  и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в виде самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип-— последовательное связывание с помощью права государственной власти.

  Кроме  двух основных можно выделить  и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это — высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т.п.

    Идея  правового государства есть идея  взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополий государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности..

   При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо оба они выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второй (формально-юридической, олицетворяющей собой средства достижения названных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав свобод человека. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни одной из своих функций. И тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет. В условиях правового государства право (как формальная система)

может выступать  в ряде случаев и как тормозящий фактор (препятствие, помеха) социально ценным действиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенных позитивных

По сравнению с негосударственными организациями ему, как и любому другому государству присуща публичная власть. То есть оно выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.

Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.

Правовое государство в отличие  от других негосударственных организаций  – составных частей политической системы общества- располагает разветвленной системой юридических средств. Это является вторым общеродовым признаком государства, так как именно данные средства дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями рыночной или плановой экономики, оказывать эффективные воздействия на все общественные отношения.

Обладая государственно-властными  полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию путем применения мер воспитания, поощрения или убеждения. Государственные органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением, применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.

Однако обязательно необходимо отметить, что в отличие от юридических  средств воздействия, находящихся  в распоряжении различных государственных органов, последние имеют весьма ограничительный характер. Потому как они возникают у общественных организаций не в силу природы данных объединений, а в силу предварительной или последующей санкции самого государства. Иными словами – в результате наделения общественных организаций правом издания юридических актов уполномоченными на то государственными органами

Правовое государство, так же как  и все другие государства, обладает суверенитетом. Как и у каждого государства, суверенность государственной    власти правового государства заключается в ее верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственными организациями внутри страны и независимости (самостоятельности) государства во вне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.

Обладая суверенитетом, правовое государство организует само себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения. Другими словами, государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый на 21 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1996 года.

Перечень прав и свобод, провозглашенных  в указанных актах закреплен  и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел, по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Конституции Казахстана это право отражено в ст.75.

Всеобщая декаларация прав и  свобод гражданина, принятая в 1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.8». Далее в ней указывается на недопустимость жестокого, унижающего человеческое достоинство обращение и наказание. В ст.6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, то есть предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством.

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или  изгнанию, что каждый человека имеет право на равную защиту, на гласный, справедливый и беспристрастный суд, что не допустимо произвольное вмешательство в личную, семейную жизнь граждан, посягательство на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции и т.д. Она закрепляет и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны т уважаться всеми государствами. Политически  и идеологический плюрализм – отличительный признак правового государства. Без этого оно просто не мыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им  возможность проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации и идеологической  пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации.

Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается прежде всего принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере. В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, конвенцию о правах ребенка.

Права и свободы человека и гражданина также закрепленные в Конституции Республики Казахстан, принятой всенародным голосованием 30 августа 1995 года (ст.ст. 90, 3, Указы Президента РК «О Конституции Республики Казахстан» и «О проведении 30 августа 1995 года республиканского референдума», а также полностью раздел 2 – права и свободы человека и  гражданина). Ст.39 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».  А ст.39 п.3 Конституции РК не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения, а именно право на гражданство, право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами.

Ст.12 закрепляет положение о том, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы гражданина согласно общепризнанными принципам и нормам международного права. Пункт 2 ст.12 гласит: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании ст.40 Конституции Президент РК является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции РК, прав и свобод человека и гражданина. Президент РК обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

В Республике Казахстан все равны  перед законом и судом. Конституцией провозглашается недопустимость использования  прав и свобод для посягательства на конституционной строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения.

Значительное внимание уделено  в Конституции личным, гражданским  и политическим правам, а также  гарантиям этих прав. Прав частной  собственности охраняется законом (ст.6). Закрепляется право частной собственности на землю (ст.ст. 21, 25), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности 9ст.ст. 24,26), что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики. Пункт 2 ст.13 Конституции гласит: «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод».

Пункт 3 ст.13 Конституции провозглашает  право на получение квалифицированной юридической помощи, право обвиняемого отказаться от дачи показаний в суде; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом. А также право просить о  помиловании или смягчении наказания (ст.15). Существуют и другие декларируемые Конституцией РК гарантии прав и свобод человека.

Среди ряда уже ранее названных  особенностей права современного гражданского общества я считаю нужным выделить то, что права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международных судебных органах, в случаях, когда по мнению заявителя ущемляются права человека.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и  свобод. Эта защита обеспечивает не только наличие в  Конституции общего положения (ст.13), но и специальным закреплением в  ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод.

В Республике Казахстан гарантируется  государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.13). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. При этом Конституция впервые вводит в судебную практику новый институт присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (п.2 ст.75)

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и  не только в нашей стране, но и  во всем мире), это выражается в: нарушении  международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В Казахстане отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы казахстанских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но в жизни нередко происходит вопиющее нарушение элементарных прав и свобод.

Информация о работе Теоретические проблемы становления и формирования правового государства в Республике Казахстан