Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:35, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является выявление основных этапов функционирования правового государства, определение основных принципов, признаков и исследование комплекса проблем правового государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также к работе прилагаются ряд схем.
Введение ………………………………………………………………… с.7
Глава 1. Основные черты концепции правового государства ……… с.9
История идей правовой государственности …………… с.9
Принципы и признаки правового государства…………….. с.24
Глава 2. Проблемы становления и формирования правового
государства в современном Казахстане …………………………… с.40
2.1. Социально-экономические проблемы…………………………. С.40
Духовно-нравственные проблемы…………………………….. с.47
Политические проблемы…………………………………….. с.60
Заключение ………………………………………………………… с.70
Список использованной литературы……………………………… с.72
Приложение ………………………………
В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение, появились богатые и бедные. В елях получения остаточного продукта стал широко использоваться труд не только военнопленных, но и своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.3
Естественно-правовая
теория происхождения
Вопрос о естественном праве и его теории, писал еще в начале XX в. известный российский юрист Е.Н. Трубецкой, «есть центральный, жизненный вопрос философии права, о котором философы и ученые спорят с самого момента его зарождения»4. Таким же в значительной мере этот вопрос остается и поныне.
Нескончаемые споры, в частности, велись и ведутся вокруг самого понятия и содержания естественного права, его реальности или надуманности, его практической значимости и применимости.
Характерными развития государс
Софисты в своих учениях исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется «правом или правдой», составляет результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Люди, по их мнению, первоначально жившие врозь и не придерживавшиеся во взаимных отношениях никаких правил, позднее вынуждены были в интересах безопасности всех и каждого объединиться между собой и «установить законы — нормы права и правды», которыми они устраняли царивший беспредел, защищали слабых и «сковывали произвол сильных».
Против
подобного рода учений и
Подобные взгляды особенно четко прослеживались в учении Аристотеля. Все право он рассматривал как право политическое, означающее невозможность его существования в неполитических (деспотических — по автору) формах правления, и делил его на две составные части, а именно— на естественное и условное (волеустановленное) право.
Разнобой во мнениях римских юристов по поводу сущности и характера естественного права был связан также с разным пониманием и толкованием «природы», лежащей в основе естественного права. Согласно множеству указаний римских юристов наличие юридических норм, якобы не зависящих от воли человека и порожденных самой природой, последняя трактовалась далеко не одинаково. В одних случаях она воспринимается как природа самого человека. В других— как природа вещей, служащих объектом его прав. В третьих же случаях она трактуется как природа возникающих в обществе правовых отношений.
Применительно
к каждому из этих случаев
понимания «природы» вырабатыва
Например, основываясь на природе человека, римские юристы указывали на необходимость выработки норм права, признающих недействительными обязательства несовершеннолетних, а также на необходимость установления над ними опеки или попечительства.
Со ссылкой
на природу вещей доказывалась
необходимость общего пользован
Наконец,
апеллируя к природе отношений,
В оппозицию
к естественному праву в
В Германии
школу естественного права
Однако самый сильный удар по идее естественного права, по мнению исследователей, был нанесен научным духом XIX в., его исторической социологической и эволюционной точкой зрения. «Все давало основание думать, что естественное право окончательно умерло. Уже готовились ставить ему надгробный памятник, когда «совершенно неожиданно, на исходе XIX столетия, оно вдруг проявило все признаки жизни». Это оживление обнаружилось одновременно в разных местах Западной Европы и с особенной яркостью в России.
С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени теория естественного права переживает новый период в своем развитии — так называемый период возрожденного естественного права.
С помощью различных
положений теории
Данный
мотив достаточно четко
Само собою
разумеется, и это было множество
раз доказано самой жизнью, что
глубокое материальное и иное
неравенство людей является
В прежнем, советском
государстве степень обеспеченн
Наиболее видными
представителями договорной
В работах
многих отечественных и зарубеж
Необходимость же их отдельного рассмотрения обусловливается прежде всего тем, что при всей их общности договорная теория и теория естественного права имеют определенные различия. Первая акцентирует основное свое внимание на государстве, тогда как вторая— на праве. Отнюдь не случайно теорию естественного права называют, как правило, теорией происхождения права, тогда как договорную теорию — теорией происхождения государства.
Разумеется, имея в виду неразрывную связь государства и права, четкое разумение теории происхождения государства и теории происхождения права весьма проблематично, условно. Тем не менее оно проводится и должно проводиться, поскольку для этого есть объективные причины (необходимость их более глубокого и разностороннего исследования не только во взаимосвязи и взаимодействии, но и самих по себе) и обстоятельства. Нельзя, в частности, не учитывать тот факт, что договорная теория происхождения права возникла и развилась на основе теории естественного права. Это следует из содержания на-
ручных исследований и трактатов как отечественных, так и зарубежных ^авторов, в особенности А. Радищева, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.
Оспаривая
идеи божественного
Так же как и другие просветители, в частности Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев связывал образование государства с возникновением частной собственности. Он писал: «Как скоро сказал человек: сия пядь земли моя — он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверообразному самовластию, когда человек повелевает человеком».
Вопросы,
что собою представляет
Основные положения и статьи Договора должны быть настолько определенны и зависимы от его природы, чтобы их малейшее видоизменение сделало бы их пустыми и недействительными. Поэтому, согласно Руссо, не будучи никогда в формальном плане отдельно выражены, они везде одинаковы, везде молчаливо допускаются и признаются. Так продолжается вплоть до момента нарушения Общественного договора. Если таковое совершается, то каждый человек «вновь вступает в свои первоначальные права и возвращает себе вновь свою естественную свободу, утратив свободу условную, для которой он отказался от
Государство рассматривается
Руссо как «условная личность»,
Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления. Ибо, согласно Общественному договору, «только общая воля может управлять силами государства и в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо».
Народ, рассуждает мыслитель, не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда являются актами общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.