Теоретические проблемы становления и формирования правового государства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является выявление основных этапов функционирования правового государства, определение основных принципов, признаков и исследование комплекса проблем правового государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также к работе прилагаются ряд схем.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………… с.7
Глава 1. Основные черты концепции правового государства ……… с.9
История идей правовой государственности …………… с.9
Принципы и признаки правового государства…………….. с.24
Глава 2. Проблемы становления и формирования правового
государства в современном Казахстане …………………………… с.40
2.1. Социально-экономические проблемы…………………………. С.40
Духовно-нравственные проблемы…………………………….. с.47
Политические проблемы…………………………………….. с.60
Заключение ………………………………………………………… с.70
Список использованной литературы……………………………… с.72
Приложение ………………………………

Файлы: 1 файл

дип. Правовое государство.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека – это преступление геноцида, различные способы  расовой  дискриминации, преступления против человечества и военные преступления.

Судебная власть – это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения, и возложена она на всю совокупность судебных органов от самых низовых до верховых. Ее социальная роль в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного прежде всего в Конституциях и других законах, международных договорах, а также приравненных к закону подзаконных актах высокого уровня – указах, декретах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п.

Г.С.Сапаргалиев в данном вопросе исходит, прежде всего, из самих положений Конституции. Судебная власть в Республике Казахстан рассматривается им как самостоятельная ветвь государственной власти, осуществляемая от имени Республики независимо от чьей-либо воли и только судом. Подчеркивается также предназначение судебной власти – защищать права, свободы, законные интересы граждан, их объединений, права и законные интересы государственных органов, организаций, обеспечивать исполнение Конституции, законов, иных нормативно-правовых актов9.

М.В.Баглай особо подчеркивает роль судов как независимого звена  государственной власти, призванной своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищать права и свободы людей, утверждать законность и справедливость. «Независимая судебная власть, - отмечаеь он, - становится сердцевиной правового государства и главной гарантией свободы народа»10.

Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей  стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Ныне наиболее высокая ступень  во всей многовековой истории развития государства – правовое демократическое, цивилизованное государство, которое формируется при участии населения и само, прежде всего, должно действовать строго на законе, по праву, которым ограничиваются пределы государственного воздействия. Первейшей обязанностью такого государства является признание, соблюдение и защита естественных прав человека и гражданина. Таковыми провозгласили себя все развитые государства, в том числе и Республика Казахстан.11

Опираясь на положения Конституции  РК, можно выделить следующие основные признаки судебной власти:

    1. эта власть является ветвью единой государственной власти, закрепленной конституционно;
    2. принадлежность судебной власти только специальным государственным органам – судам, учрежденным в порядке, установленном Конституцией;
    3. независимость судебной власти, которая предлагает ее организационную, функциональную и финансовую самостоятельность. Независимость этой власти означает ее не подчиненность другим государственным органам: Президенту РК, Парламенту РК, Правительству РК. В то же время не существует абсолютной, полной независимости судов, т.к. они должны подчиняться требованиям Конституции РК и других законодательных актов. Незаконные решения суда  может отменить только суд, а другие структуры данным правом не обладают;
    4. осуществление судебной власти, провозглашение приговоров и иных решений от имени РК;
    5. осуществление правосудия, т.е. деятельности, связанной с рассмотрением правовых споров и дел;
    6. распространение этой власти только на такие дела и споры, которые возникли на основе Конституции, законов, иных нормативно-правовых актов, международных договоров республики;
    7. характерность для этой власти особого порядка деятельности, т.е. процессуального;
    8. правозащитный характер этой власти, в деятельности которой в связи в этим выделяются как бы два аспекта: обеспечение господства права и закона в целом, а также защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
    9. обеспечение ее решений принудительной силой государства.

С учетом вышеизложенного, судебную власть можно определить как независимую ветвь единой государственности власти, установленной Конституцией, реализуемую т имени государства судами как специальными органами, учреждаемыми в предусмотренном Конституцией порядке, наделенными законом компетенцией по разрешению правовых споров и дел и выполнению других возложенных на них задач в целях защиты прав, свобод, законных интересов граждан, государства, организаций, действующих в особых процессуальных       формах и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории государства, обеспечиваемые его принудительной силой.

Таким образом, утверждение судебной власти как самостоятельной, независимой ветви власти в государственном механизме необходимо не для самоутверждения судебного корпуса и его элитности, а для обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей и защитить права и свободы, как отдельных граждан, так и их объединений, и общества в целом, которые в свою очередь составляют сущность правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы становления  правового государства в современном Казахстане.

 

2.1 Социально-экономические  проблемы

 

ХХ век показал, что  одним из основных направлений внутренней политики любого государства, стремящегося к модели правового государства, выступает социальная политика, которая как система защиты призвана обеспечивать определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Особого внимания в социальной политике заслуживают проблемы занятости населения и социальной защиты безработных. Своеобразие периода, определяющего пути и средства формирования эффективной занятости населения, состоит в коренном изменении отношения к человеку, в осознании необходимости всестороннего учета его интересов.

В настоящее время проблема  в данной области  заключается  в коренном и качественном обновлении правовой, материально-технической базы, в кадровом обеспечении государственной системы трудоустройства, переобучении и профориентации, повсеместном оснащении территориальных служб занятости современными средствами сбора и обработки информации, компьютерной техникой, в том числе индивидуального пользования. Решение этой задачи обеспечит заинтересованность предприятий во внедрении новой техники, оперативное трудоустройство высвобождаемых людей, реальные гарантии занятости.

Также заслуживает внимание проблема безработицы. Ее процентное выражение по РК составляет 8-9 %, по Северо-Казахстанской области – 3%. Кончено же данные цифры оставляют желать лучшего, и желательно, чтобы они вообще сводились к нулю. Но здесь необходимо учесть и то, что ни в одном законодательном акте не говорится о скрытой безработице, хотя во многих странах они существуют. Естественно возникает роль системы социального страхования в системе социальной защиты, еще не имеющей соответствующей правовой базы, создание которой, полагаю, должно стать первоочередной задачей законодателя.

В социальной политике любого государства, в том числе в  РК, важное место занимает пенсионное обеспечение населения, которое  придает чувство защищенности как  тем, кто получает пенсии и пособия, так и тем, кто знает, что со временем также будут получать их.

Как известно, все новое утверждается с трудом, проходя через испытания  недоверием и скептицизмом. Такова человеческая психология. И реформа  пенсионной системы, переход к накопительной системе в целом происходят до сих пор довольно болезненно, ломая сложившиеся стереотипы. И проблемы заключаются, в первую очередь, в том, что население, хотя и наслышано о преимуществах новой пенсионной системы, не спешит самостоятельно позаботиться о грядущей старости. На что же будут жить те так называемые самозанятые? Сегодня большинство из занятых шоп-турами, имеют свои «точки» на базарах и барахолках, работают там же продавцами, грузчиками, разносчиками. Проблема касается и сельских жителей, имеющих свои хозяйства, небольшие фермы и цеха по переработке молока, мяса, шерсти. Немногие из них знают, что могут самостоятельно пойти в отделения любого пенсионного фонда и заключить договор, а в филиалах Государственного центра по выплате пенсий (ГЦВП) попросить присвоить социальный индивидуальный код (СИК).

Таким образом, необходимо проводить  всевозможные мероприятия по информированию общественности о накопительной пенсионной системе, включая статьи в печатных средствах массовой информации республики, передачи и ролики на теле и радиоканалах.

Бюджетом  РК на 2003 год было предусмотрено  повышение до 5000 тенге минимального размера зарплаты и пенсии; введение пособия по рождению ребенка. На эти цели было заложено 3,2 млрд. тенге, на половину месячного расчетного показателя были увеличены пособия инвалидам II группы. 319 и 600 млн. тенге соответственно выделено на адресную помощь пострадавшим от Семипалатинского ядерного полигона и жителям Приаралья. 1 млрд. тенге – на снижение пенсионного возраста горожанок, имеющих 5 и более детей. По 0,5 млрд. тенге дополнительно выделено на дорожное строительство и на улучшение снабжения населения качественной питьевой водой, увеличены расходы на фундаментальную науку, медицину и образование. И даже учитывая такой оптимизм, принятый бюджет не решает все проблемы страны и общества. Остается лишь надеется, что он закладывает хорошую основу для плодотворной и эффективной работы над бюджетом последующих лет.

Наряду с перечисленными возможными путями разрешения наболевших проблем  в области социальной защиты населения  Казахстана необходимо:

- предусмотреть в национальном  законодательстве нормы, устанавливающие возможность обращения граждан в международные органы за защитой своих нарушенных прав в случае исчерпания всех национальных средств защиты;

- в трудовом законодательстве  отразить права работающих женщин  – матерей, молодых специалистов, работающих инвалидов, отсутствие которых дает основание для дискриминации в сфере труда по половому, возрастному и иным признакам;

- в рамках проводимых Правительством  РК мероприятий разработать на  законодательном уровне программу мер по борьбе с бедностью;

- пересмотреть принципиальные положения законодательства о занятости в РК, предусмотрев реальные трудовые гарантии для молодежи, лиц предпенсионного возраста, лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

- рассмотреть вопрос о принятии  единого законодательного акта, регламентирующего условия назначения, выплаты, источники финансирования всех видов пособий в РК и т.д

Скрупулезный анализ существующих на данный момент трудностей в сфере  социального обеспечения и последующее  их устранение будет способствовать стабилизации социальной защищенности населения, которая в свою очередь является немаловажным аспектом в процессе формирования правового государства.

   На современном этапе  в РК задачи реформ – проведение  в жизнь конституционно-правовых норм, в основе которых – идея защиты прав и свобод человека и гражданина. Краеугольным камнем реформ является стремление казахстанского общества построить государство с реальной демократией, основанной на признании принципов свободы и равноправия, активного волеизъявления граждан.

Одним из направлений демократизации общества является становление и развитие местного самоуправления в РК. Для развития истинной демократии местное самоуправление в РК должно стать организационно-правовой формой самостоятельного решения населением вопросов местного значения, из внушительного списка которых можно выделить такую потенциальную прерогативу органов местного самоуправления, как охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Здесь не идет речь о передаче населению указанных полномочий по борьбе с преступностью, пресечению преступных действий и т.д. Бороться с преступностью, налагать взыскания на правонарушителей, а также предупреждения преступлений и профилактика правонарушений – это удел профессионалов, т.е. деятельность органов внутренних дел в узком смысле. Я же говорю об охране общественного спокойствия и правопорядка в более широком смысле слова, т.е. о комплексном подходе к решению данной проблемы, о привлечении всех субъектов общественных отношений к работе в указанном направлении, в том числе и граждан. На мой взгляд, в Казахстане есть все предпосылки для того общество консолидировалось и через органы местного самоуправления или непосредственно осуществляло работу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. При этом необходимо подчеркнуть, что эта работа должна строиться на установленных законодательством принципах самостоятельности и добровольности, Думается, что органы самоуправления, как организационно-правовые формы волеизъявления народа, работая в данном направлении, будут использовать в основном методы убеждения, выполняя превентивную, профилактическую  функцию в поддержании правопорядка на территории местного сообщества.

Дело идет к тому, чтобы функции  обеспечения общественного порядка  и безопасности наряду с такими государственными учреждениями, как полиция, суды ,выполняли параллельно и общественные организации. Когда будут активно действовать общественные товарищеские суды и сама общественность выделит людей для обеспечения общественного порядка, тогда гораздо легче будет бороться с нарушителями. Можно будет разглядеть такого нарушителя не только тогда, когда он совершил проступок или преступление, но и когда в нем обнаружатся отклонения от норм общественного поведения, которые могут привести его к антиобщественным поступкам. Люди могут на него своевременно воздействовать с тем, чтобы пресечь его дурные наклонности.

Информация о работе Теоретические проблемы становления и формирования правового государства в Республике Казахстан