Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – проблемы регулирования государственного долга в России.
Задачи работы: Определить понятие и сущность государственного долга; Рассмотреть взаимосвязь бюджетного дефицита и госдолга, принципы управления госдолгом; Изучить динамику и проанализировать текущее состояние государственного долга России; Исследовать проблемы и особенности российского государственного долга; Выявить пути совершенствования управления государственным долгом РФ.
В работе использовали анализ и обработку материалов Министерства финансов, методы формальной логики, агрегирование, абстрагирование, экономику, математическое моделирование и системный поход.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга
1.1. Сущность и значение государственного долга. Роль кредита в финансовой системе
1.2. Классификация видов госдолга, источники и причины его возникновения
1.3. Взаимосвязь бюджетного дефицита и госдолга. Эффект вытеснения
1.4. Система государственного управления государственным долгом
Глава 2. Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ
2.1. Динамика и текущее состояние государственного долга России
2.2. Проблемы и особенности российского государственного долга
2.3. Пути совершенствования управления государственным долгом РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга

1.1. Сущность и значение государственного долга. Роль кредита в финансовой системе

1.2. Классификация видов госдолга, источники и причины его возникновения

1.3. Взаимосвязь бюджетного дефицита и госдолга. Эффект вытеснения

1.4. Система государственного управления государственным долгом

Глава 2. Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ

2.1. Динамика и текущее состояние  государственного долга России

2.2. Проблемы и особенности российского государственного долга

2.3. Пути совершенствования управления государственным долгом РФ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Введение

 

В настоящее время существование государственного долга является объективно обусловленным явлением для стран с рыночной экономикой. Каждое государство, желая как можно эффективнее использовать свои финансовые ресурсы, активизировать предпринимательскую деятельность, старается привлечь дополнительный капитал, что является предпосылкой возникновения государственного долга.

Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.

Проблема государственного долга наряду с проблемой бюджетного дефицита актуальна для большинства государств на современном этапе и ситуация в России не является исключением. Экономическая безопасность государства приобретает еще большую актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в соседнем государстве, Украине. Основная цель экономической безопасности государства заключается в том, чтобы эффективно использовать государственные ресурсы для предупреждения угроз и гарантировать развитие и стабильное функционирование всей экономики в будущем. Финансовая безопасность как составляющая экономической безопасности государства играет важную роль в формировании финансово – кредитной сферы государства.

Регулирование государственного долга – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.

Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – проблемы регулирования государственного долга в России.

Задачи работы: Определить понятие и сущность государственного долга; Рассмотреть взаимосвязь бюджетного дефицита и госдолга, принципы управления госдолгом; Изучить динамику и проанализировать текущее состояние государственного долга России; Исследовать проблемы и особенности российского государственного долга; Выявить пути совершенствования управления государственным долгом РФ.

В работе использовали анализ и обработку материалов Министерства финансов, методы формальной логики, агрегирование, абстрагирование, экономику, математическое моделирование и системный поход.

Курсовая работа состоит из введения, основной части (2 главы, 7 параграфов), заключения, списка литературы (15 источников), приложения (2 рисунка, 2 таблицы).

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга

 

1.1. Сущность и значение  государственного долга. Роль кредита  в финансовой системе

С возникновением и развитием государств появилось и понятие "государственный долг". В эпоху слаборазвитого денежного хозяйства, недостатка доходов, получаемых от налоговых поступлений, на фоне постоянной необходимости устойчивого функционирования государства (в широком смысле) инструментом перераспределения финансовых ресурсов стали внутренние, а позднее и внешние заимствования.

Государственный долг наряду с бюджетом и налогами является категорией экономической, выполняя общественно необходимые функции. В соответствии со ст. 97 БК РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся: "долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства но государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией..."

К размещению долговых обязательств прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д.

В западной экономической литературе долг классифицируется как общественная и частная задолженность. Общественный долг подразделяется на государственный (суверенный) и муниципальный (долг органов государственной власти более низкого уровня).

В условиях федеративного государства долги субъектов федерации и местных органов власти объединены в понятие "субсуверенный долг". Частный долг включает долги финансового и нефинансового секторов.

Па основании этой классификации схематично задолженность государства может быть представлена в следующем виде (рис. 5.1).

Все долги в рамках национальной экономики можно условно классифицировать следующим образом:

1) государственный долг (долг центрального  правительства);

2) муниципальный долг (долг субъектов  местной власти);

3) долг нефинансовых организаций;

4) долг финансового сектора (финансовых организаций).

В соответствии с оценкой экономистов развитых стран государственный и муниципальный долг является долгом государственной власти разного уровня перед другими секторами экономики. В общую сумму государственного и муниципального долга включается сумма задолженности одного государственного органа перед другим.

Вся сумма непогашенных обязательств государства составляет капитальный государственный долг. Расходы по его обслуживанию и погашение обязательств, срок оплаты по которым наступил, образуют текущий государственный долг.

В мировой практике определено оптимальное соотношение роста государственного долга с ростом экономики. Считается, что чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем свободнее без очевидных проблем государство может использовать займы для финансирования своих расходов.

В случае отрицательного роста экономики образуются значительные трудности в обслуживании государственных долговых обязательств и снижаются возможности привлечения новых займов.

Если доходность государственных облигаций соответствует темпу роста ВНП, то процентное отношение обслуживания долга будет находиться в соответствии с ростом вновь возникающей задолженности.

Если темп роста долга превышает рост ВНП и существует тенденция к его снижению, то государство вынуждено увеличивать налоги с тем, чтобы обеспечить дополнительные доходы бюджета для финансирования обязательств.

Рис. 5.1. Классификация государственного долга

Допустимым считается кратковременное (не более двух лет) превышение темпов роста долга над уровнем ВЫП. В данном случае рост государственной задолженности может явиться стимулирующим фактором развития экономики. При этом в дальнейшем необходимо добиваться снижения темпов роста долга на фоне роста экономики.

В современной экономической науке выделено четыре основные теории сбалансированности бюджета и государственного долга:

1) теория ежегодно балансируемого бюджета. Суть ее - ежегодное балансирование бездефицитного бюджета;

2) теория циклического балансирования бюджета. Характеризуется достижением сбалансированности не в определенном финансовом году, а на протяжении всего экономического цикла. При этом государственные заимствования служат инструментом финансирования бюджетного дефицита в депрессивной фазе экономического цикла;

3) теория автоматически стабилизирующейся экономической политики. Предполагается балансировка на протяжении всего экономического цикла с использованием встроенных стабилизаторов;

4) теория компенсирующегося бюджета. Здесь обосновывается невозможность ухода от дефицита бюджета и отказа от государственных заимствований для стран, находящихся в постоянно растущей стагнации.

Рассматривая взаимосвязь и взаимозаменяемость долга и налогов, экономисты считают, что государственный долг является альтернативой налогам в области финансирования расходов государства. При этом все другие доходы государства - неналоговые - предполагаются либо очень незначительными, либо отсутствующими вовсе. Заметим, что в последнее десятилетие в России доходы государства, не связанные с фискальной политикой, имеют достаточно высокие показатели.

Государственный долг является наиболее часто используемым инструментом финансирования государственных расходов (либо когда сокращаются налоговые поступления, либо когда сам по себе уровень расходов бюджета достаточно высок). Однако злоупотребление таким способом финансирования расходов государства может привести к негативным последствиям. Среди них можно выделить:

- вытеснение частного сектора государственным на рынке инвестиций (в России это особенно наглядно происходило в период бурного разрастания рынка ГКО - с 1995 по 1998 г.);

- рост государственных расходов;

- повышение волатильности государственного долга, при которой государство сталкивается с ограничением финансирования расходов за счет роста долга;

- повышение инфляции па фойе роста эмиссии долговых обязательств (многие экономисты считают, что это имеет гораздо более тяжелые инфляционные последствия, чем прямая эмиссия денег).

Размер государственного долга считается приемлемым, если имеются источники погашения как основного долга, так и процентов но нему.

Для определения оптимальной величины государственного долга его размер сопоставляют в разных вариантах с такими показателями, как:

- ВВП;

- доходы бюджета, поступающие в денежной форме;

- объем экспорта товаров и услуг;

- валютные (или золотовалютные) резервы государства;

- уровень монетизации экономики.

Считается, что размер ВВП, уровень экспорта и резервы относятся к источникам погашения основной суммы государственного долга, а налоговые доходы и уровень монетизации экономики служат источниками обслуживания долга (выплаты процентов по долгу). Оценивая обеспеченность государственного внешнего долга, наиболее часто используют такие показатели, как соотношение размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг; соотношение размера внешнего долга и ВВП, соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг.

Определяющими в оценке обеспеченности источниками погашения внутреннего долга являются доходы бюджета и уровень монетизации экономики.

При этом необходимо учитывать приближение к так называемой границе опасности, за пределами которой наступает риск невыполнения обязательств. Считается недопустимым превышение внешнего долга над ВВП на 50%, превышение обязательств по обслуживанию (включая погашение) - на 30% но отношению к экспорту, превышение процентных платежей - на 20% по отношению к экспорту. При таком превышении страна-заемщик не может получить кредитный рейтинг, позволяющий привлекать заимствования менее чем под 10% годовых. Несмотря на предельно высокие суммы государственных долгов развитых стран, таких как США (100% ВВП, причем сумма долга стремительно приближается к 16 трлн долл.!) и Япония (220% ВВП, из них около 180% - это внутренний долг), параметры их долговой нагрузки в целом не превышают допустимые границы, что позволяет им по-прежнему занимать особое положение в мировой экономике. Япония, занимающая второе место в мире по уровню долга, имеет колоссальный объем золотовалютных резервов, а в случае ухудшения ситуации, у страны есть возможность девальвировать свою валюту. Такая стратегия неприемлема для стран еврозоны, находящихся фактически в состоянии дефолта. Мы наблюдали в марте 2012 г. неудачные попытки размещения государственных долговых обязательств Германией и Испанией. Размещение было почти вдвое меньше заявленных к реализации бумаг, да и рынок способствовал достаточно серьезному росту доходности но этим бумагам, т.е. фактору, определяющему увеличение будущей нагрузки на бюджеты этих стран. Греции на сегодняшний день вообще запрещено выходить на открытый рынок заимствований.

Емкость рынка государственных и муниципальных ценных бумаг является важнейшей характеристикой рынка государственных долговых обязательств.

Среди показателей, характеризующих емкость рынка, наибольшее значение имеют:

Информация о работе Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ