Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:56, курсовая работа
Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – проблемы регулирования государственного долга в России.
Задачи работы: Определить понятие и сущность государственного долга; Рассмотреть взаимосвязь бюджетного дефицита и госдолга, принципы управления госдолгом; Изучить динамику и проанализировать текущее состояние государственного долга России; Исследовать проблемы и особенности российского государственного долга; Выявить пути совершенствования управления государственным долгом РФ.
В работе использовали анализ и обработку материалов Министерства финансов, методы формальной логики, агрегирование, абстрагирование, экономику, математическое моделирование и системный поход.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга
1.1. Сущность и значение государственного долга. Роль кредита в финансовой системе
1.2. Классификация видов госдолга, источники и причины его возникновения
1.3. Взаимосвязь бюджетного дефицита и госдолга. Эффект вытеснения
1.4. Система государственного управления государственным долгом
Глава 2. Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ
2.1. Динамика и текущее состояние государственного долга России
2.2. Проблемы и особенности российского государственного долга
2.3. Пути совершенствования управления государственным долгом РФ
Заключение
Список использованной литературы
На практике возможно совмещение конверсии и консолидации.
Унификация займов представляет собой объединение нескольких займов в один. При этом облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов одновременно обращающихся ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.
В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в СССР в послевоенный период (1947 г.) в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавил государство от необходимости погашать и выплачивать проценты в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера применима и к внешней задолженности. Соглашение об отсрочке подписывается в двустороннем порядке. При этом рассматриваются варианты выплат процентных доходов.
Рефинансирование представляет собой выпуск новых займов с целью привлечения финансовых ресурсов для погашения имеющейся задолженности. Данная мера при чрезмерном использовании может привести к разрастанию финансовой пирамиды, которая впоследствии может стать неуправляемой и явиться причиной дефолта.
Реструктуризация займов предполагает такое изменение параметров долга, при которых повышается возможность исполнения обязательств заемщиков. В то же время ужесточаются условия займа, кредитор несет наименьшие потери, предоставляется расширение возможности экономического развития страны или региона. Различные варианты реструктуризации нашли отражение в механизмах управления долгами Парижского и Лондонского клубов кредиторов.
Кроме этого, в зарубежной практике широко используется так называемая схема преобразования долгов (ПД). Типичная схема ПД включает три этапа:
1) покупка государственного
2) ликвидация долга в обмен
на его выплату со скидкой
или передачу покупателю долга
правительством-должником в
3) использование полученных в местной валюте средств ЛР/НПО или инвестором для финансирования инвестиционного или социально-экономического проекта в стране-должнике. В рамках реализации таких преобразований используют следующие варианты управления долгами:
- обмены "долги на финансовые инструменты";
- обмены "долги на проведение законодательных, экономических и других реформ";
- обмены "долги па создание фондов в местной валюте";
- обмены "долги на выполнение проектов развития";
- обмены "долги па проведение природоохранной деятельности";
- выкуп долгов.
Отсрочка погашения и аннулирование займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии нс были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот круг, правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается сама выплата доходов.
Аннулирование государственного долга предполагает отказ со стороны государства от обязательств по выпущенным займам (либо внутренним, либо внешним, либо по всему государственному долгу). Аннулирование государственных ценных бумаг может происходить по двум причинам: первая причина - объявление о финансовой несостоятельности государства, фактически признание его банкротом; вторая причина - приход к власти новых политических сил и их отказ признать финансовые обязательства предыдущих властей. Так, после революции 1917 г. советская власть не признала долгов царской России, которые были направлены на подготовку и ведение боевых действий, а также на подавление революционного восстания.
Особое внимание в области управления государственным кредитом уделяется вопросам изучения и определения условий и выпусков новых займов. При этом необходимо учитывать не только интерес достижения эффективности финансовых займов, но и реальное положение дел на финансовом рынке, состояние денежного обращения и кредита, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы и прочие факторы.
Глава 2. Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ
2.1. Динамика и текущее
состояние государственного
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 19 декабря 2013 года составил 55,8 млрд долларов[1], что является одним из самых низких показателей в Европе[2]. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны[3][4]. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012)[5]. В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр[6], США и т. д.)
Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны.
Наименование |
Сумма, млн. долларов США |
Эквивалент, млн. ЕВРО |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
55834,6 |
41012,7 |
Задолженность перед членами Парижского клуба |
161,8 |
118,8 |
Задолженность перед кредиторами — не членами Парижского клуба |
1061,2 |
779,5 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
943,6 |
693,1 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
22,1 |
16,2 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
1587,2 |
1165,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
40658,3 |
29865,1 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
5,5 |
4,1 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
11394,9 |
8370 |
В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный с улучшением налогового законодательства и ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г.,
государственный долг Германии составлял
68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 100 %, Великобритании —
43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана —
10 %, Гонконга — 2 %.[источник не указан 1536
Дата |
Сумма, млрд долл. США |
1991, 25 декабря |
67,9 |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158,7 |
2001, 1 января |
143,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января[7] |
114,1 |
2006, 1 января[8] |
76,5 |
2007, 1 января[9] |
52,0 |
2008, 1 января[10] |
44,9 |
2009, 1 января[11] |
40,6 |
2010, 1 января[12] |
37,6 |
2011, 1 ноября[1] |
36,0 |
2012, 1 января[13] |
34,7 |
2013, 1 января[14] |
54,4 |
2013, 1 октября[15] |
62,7 |
2014, 1 января[16] |
61,4 |
Внешний долг России вырос за первый квартал 2013 года с 632 до 684 миллиардов долларов. Увеличение объёма задолженности составило 52 миллиарда долларов, или около 8,3 процента.
Этот рост был обеспечен в основном нефинансовым сектором, чьи долги увеличились с 366 до 412 миллиардов долларов. Задолженность банков поднялась с 201 до 205 миллиардов, обязательства государства уменьшились с 47,8 до 46,4 миллиарда долларов.
Общий внешний долг России постоянно увеличивается в последние годы. Так, в 2012 году он вырос на 92 миллиарда долларов, а в 2011-м — на 50 миллиардов.[17][18
Дата |
Сумма, млн[19]. долл. США. источник ЦБРФ |
1994, 1 января |
117,8 |
1995, 1 января |
125.4 |
1996, 1 января |
132,7 |
1997, 1 января |
153,0 |
1998, 1 января |
182,8 |
1999, 1 января |
188,4 |
2000, 1 января |
178,2 |
2001, 1 января |
160,0 |
2002, 1 января |
146,3 |
2003, 1 января |
152,3 |
2004, 1 января |
186,0 |
2005, 1 января |
213,5 |
2006, 1 января[20] |
257,2 |
2007, 1 января[21] |
313,2 |
2008, 1 января[22] |
471,0 |
2009, 1 января[23] |
479,9 |
2010, 1 января[24] |
467,2 |
2011, 1 января[24] |
488,9 |
2012, 1 января[24] |
545,3[25] |
2013, 1 января[24] |
636,4 |
2014, 1 января[26] |
727,1 |
2.2. Проблемы и особенности
российского государственного
Российское законодательство гласит: «Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией». [2] Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях.
Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
Информация о работе Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ