Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – проблемы регулирования государственного долга в России.
Задачи работы: Определить понятие и сущность государственного долга; Рассмотреть взаимосвязь бюджетного дефицита и госдолга, принципы управления госдолгом; Изучить динамику и проанализировать текущее состояние государственного долга России; Исследовать проблемы и особенности российского государственного долга; Выявить пути совершенствования управления государственным долгом РФ.
В работе использовали анализ и обработку материалов Министерства финансов, методы формальной логики, агрегирование, абстрагирование, экономику, математическое моделирование и системный поход.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга
1.1. Сущность и значение государственного долга. Роль кредита в финансовой системе
1.2. Классификация видов госдолга, источники и причины его возникновения
1.3. Взаимосвязь бюджетного дефицита и госдолга. Эффект вытеснения
1.4. Система государственного управления государственным долгом
Глава 2. Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ
2.1. Динамика и текущее состояние государственного долга России
2.2. Проблемы и особенности российского государственного долга
2.3. Пути совершенствования управления государственным долгом РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Государственные облигации классифицируют по следующим признакам:

- по субъектам заемных отношений - облигации, выпущенные центральными или территориальными органами управления;

- по месту размещения - внутренние и внешние;

- по обращению па рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные облигации свободно продаются и покупаются, нерыночные обычно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, интересам которых они отвечают;

- по сроку привлечения средств - краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (от пяти до 30 лет);

- по обеспеченности обязательств - закладные и беззакладные. Закладные обычно эмитируются местными органами власти и обеспечиваются определенным залогом. Беззакладные обеспечены всем государственным имуществом;

- по характеру выплачиваемого дохода - выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выигрышные облигации приносят доход инвестору па основе проводимых тиражей выигрышей. Такие облигации не получили широкого распространения, так как фактически кредитор может остаться без дохода, что противоречит самому принципу предоставления в долг каких-либо средств. Процентные облигации являются основным видом привлечения ресурсов. Доход по ним выплачивается с определенной периодичностью один, два или четыре раза в год па основе рассчитываемого купонного дохода. Каждая процентная облигация имеет отрезной купон (купоны), на котором указана ставка дохода (купонная ставка). Выплачиваемый доход рассчитывается произведением купонной ставки и номинала облигации. Облигациями с нулевым купоном являются бумаги, размещаемые среди инвесторов со скидкой от номинала, т.е. с дисконтом. При погашении владельцу облигации выплачивается сумма, равная номинальной стоимости облигации. Доходом в данном случае является разница между ценой погашения и ценой приобретения облигации;

- по методу определения дохода - с твердым или плавающим доходом. Здесь фиксированная ставка дохода либо установлена, либо рассчитывается исходя из среднерыночных ставок межбанковского кредитования. Облигация с плавающим доходом, безусловно, наряду с возможностью получения большего дохода является высокорисковой - в случае падения ставок на рынке инвестор несет убытки;

- по праву погашения обязательств - с правом досрочного погашения и без такого права. Досрочное погашение облигаций становится актуальным в том случае, если па финансовом рынке происходят существенные изменения и заемщик может понести непредвиденные расходы по выполнению своих обязательств перед инвесторами (например, изменение ставки доходности).

Теоретически существует два способа погашения задолженности: единовременно или частями. Выплата частями может осуществляться в следующих вариантах:

1) заем погашается равными долями в течение определенного времени;

2) заем погашается возрастающими  долями (такой вариант удобен  при увеличении доходов заемщика, например при усилении деловой  активности прогнозируется рост  налоговых поступлений и сборов; при наращивании мощности объекта, под строительство или развитие которого привлекались средства, - рост приносимой им прибыли);

3) заем погашается пропорционально  сокращаемыми долями.

В последние десятилетия достаточно широкое распространение получили эмиссия и размещение еврооблигаций. Еврооблигация - долговой инструмент, обеспечивающий своему владельцу регулярный фиксированный процентный доход. Еврооблигации - это ценные бумаги, выпущенные в валюте, являющейся иностранной для эмитента. Размешаются еврооблигации среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта, как правило, тоже является иностранной. Типичная еврооблигация - предъявительская ценная бумага в форме сертификата с фиксированной процентной ставкой, по которой доход выплачивается один раз путем предъявления купонов к оплате. Погашение может производиться из фонда погашения в конце срока единовременным платежом или в течение определенного срока.

Доходность еврооблигаций, особенно на начальном этапе, определяется в виде спреда, т.е. величины превышения доходности еврооблигаций над текущей доходностью государственных ценных бумаг в данной валюте, срок обращения которых сопоставим со сроком обращения еврооблигаций. Основное условие выхода на рынок еврооблигаций - получение рейтинга. Эта процедура представляет собой выработку мнения и оценку способности и юридической обязанности эмитента производить своевременные выплаты по основной части и процентам по цепным бумагам долгового характера. Рейтинг должен справедливо отражать кредитную и финансовую надежность компании, ее способность расплачиваться по своим долгам. Величина рейтинга является важным фактором при определении цены еврооблигаций и годовой процентной ставки. Основными рейтинговыми агентствами, оценка которых является общепризнанной для кредиторов, являются Moody's, Standard & Poor's и The Fitch I ВС А. Преимущество еврооблигационных займов - возможность привлечения денежных ресурсов на продолжительные сроки (до 10 лет), причем по ставкам значительно ниже внутренних. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых регионах России рынок еврооблигаций используется как один из источников финансирования.

Правительство США, как и любое другое правительство, также привлекает ресурсы в свою экономику. Долговые расписки правительства США называются казначейскими обязательствами (Treasuries). На сегодняшний день известны три основных вида казначейских обязательств США:

1) бумаги T-bill - выпускаются всегда  с дисконтом;

2) T-note - выпускаются сроком от  одного года до 10 лет;

3) T-bond - являются долгосрочными  и выпускаются на срок от 10 до 30 лет.

Эти бумаги признаны мировым сообществом эталоном надежности. Россия также достаточно охотно приобретает такие бумаги. Например, средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния вложены именно в казначейские облигации США. Часть золотовалютных резервов нашей страны также размещена в этих бумагах.

В тесной связи с государственными займами применяется такая форма государственного кредита, как обращение части вкладов населения в государственные займы. Данная форма обеспечивается функционированием системы Сберегательного банка РФ.

В отличие от такой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству, без ведома их реального владельца, позволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита.

Обращение части вкладов в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита способствует развитию инфляционных процессов. Поэтому в отношениях между государством и кредитной системой нежелательны прямое заимствование ссудных средств и покрытие бюджетного дефицита. В СССР при планово-административном хозяйствовании и отсутствии механизмов банковской системы подавляющая часть государственного долга (почти 90%) складывалась именно за счет привлечения правительством средств общегосударственного ссудного фонда для финансирования бюджетных расходов, что негативно сказалось па состоянии государственных финансов и денежного обращения, отучило правительство заботиться об укреплении и развитии естественных источников формирования доходов государственного бюджета.

Казначейские ссуды как форма государственного кредита - это оказание финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется. Однако требования времени все настойчивее ставят вопрос о возрождении института казначейских ссуд. Объясняется это реформой отношений собственности, сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур. Государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Однако при необходимости государственные органы оказывают финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях срочности, платности и возвратности.

Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на иных условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Они могут предоставляться в случае финансовых затруднений у предприятий и хозяйственных организаций, занимающих особое положение на рынке, или ухудшения экономической ситуации в стране. Казначейские ссуды не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для хозяйства экономических структур.

В отдельных случаях правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему. В этих случаях речь идет об условном государственном кредите - гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности заемщика.

1.2. Классификация видов  госдолга, источники и причины  его возникновения

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации; во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные отличия: Внешний долг – это совокупный объем финансовых средств, взятый в долг у кредитно-финансовых организаций других стран. Внутренний долг государственный – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.

Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределение по категориям владельцев определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).

Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:

- долг органам кредитно-денежного  регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям;

- долг международным организациям, органам управления зарубежных  государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и  авансы, кредиты поставщиков.

Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы/

Внутренний долг включает в себя: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям; внешний долг включает в себя аналогичный список.

Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг (текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг – это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Информация о работе Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ