Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – проблемы регулирования государственного долга в России.
Задачи работы: Определить понятие и сущность государственного долга; Рассмотреть взаимосвязь бюджетного дефицита и госдолга, принципы управления госдолгом; Изучить динамику и проанализировать текущее состояние государственного долга России; Исследовать проблемы и особенности российского государственного долга; Выявить пути совершенствования управления государственным долгом РФ.
В работе использовали анализ и обработку материалов Министерства финансов, методы формальной логики, агрегирование, абстрагирование, экономику, математическое моделирование и системный поход.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга
1.1. Сущность и значение государственного долга. Роль кредита в финансовой системе
1.2. Классификация видов госдолга, источники и причины его возникновения
1.3. Взаимосвязь бюджетного дефицита и госдолга. Эффект вытеснения
1.4. Система государственного управления государственным долгом
Глава 2. Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ
2.1. Динамика и текущее состояние государственного долга России
2.2. Проблемы и особенности российского государственного долга
2.3. Пути совершенствования управления государственным долгом РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

- объем накопленного долга по обращающимся ценным бумагам (номинальная стоимость ценных бумаг в обращении);

- рыночная стоимость ценных бумаг в обращении (капитализация рынка);

- объем эмиссий долговых обязательств;

- объем торговли ценными бумагами.

Значение рынка государственных и муниципальных долговых обязательств определяется соотношением его емкости и емкости рынка акций, который имеет наиболее показательное значение в развитии экономики страны. Сравнение осуществляется также с емкостью рынка корпоративных облигаций страны и с общим объемом облигационного рынка различных стран.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений государства в лице его органов власти и управления с юридическими и физическими лицами, перед которыми государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. При этом преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций, где государство выступает в качестве кредитора, т.е. предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим долговым обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков, что влечет за собой рост расходов централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений -финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов государственный кредит имеет добровольный характер, хотя в некоторых исторических моментах при размещении займов он не являлся добровольным. Если налоги действуют в одном направлении - при формировании бюджета и внебюджетных фондов, а обратное движение возможно только в случае возврата излишне начисленных или ошибочно перечисленных сумм, то государственный кредит всегда характеризуется возвратностью, платностью и срочностью.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера, тогда как заимствование на более низких уровнях власти достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность (займы на строительство дорог, жилья и пр.).

Как любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее установленный срок. Для привлечения внутренних государственных займов установлен максимальный срок в 30 лет.

Таким образом, принципами государственного кредита являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность (всем имуществом государства).

Как экономическая категория государственный кредит выполняет три функции:

- распределительную;

- регулирующую;

- контрольную.

Распределительная функция выражается в формировании централизованных государственных фондов и их использовании на условиях указанных принципов. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях государственные займы являются вторым после налогов способом финансирования расходов государственного бюджета.

Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги становятся не только источниками погашения кредита, но и используются для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от способа использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный за счет этих средств объект в дальнейшем приносит прибыль, за счет которой и погашается заем. Усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов единственным источником их погашения становятся либо налоги, либо новые займы (это связано с финансированием военных расходов и расходов, связанных с социальным обеспечением населения).

Тяжесть налогового бремени, вызванная государственными заимствованиями, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемых на его обслуживание при прочих равных условиях.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Регулирующая функция. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируйте производственные затраты, например, в виде инвестиций, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджетной сферы количество наличной денежной массы в стране останется неизменным, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог со стороны центрального банка являются инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время стимулируются накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что в случае их банкротства государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным предпринимателям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые но низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Контрольная функция государственного кредита характеризуется следующими особенностями, а именно тем, что она:

- тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованных фондов денежных средств;

- охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, предполагает возвратность и платность получаемых средств;

- осуществляется не только финансовыми, но и кредитными институтами.

В основном контролю подлежат целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Долгое время для России преобладающей формой внешних заимствований оставались кредиты и займы со стороны международных финансовых организаций. На внутреннем рынке данная форма используется гораздо реже.

Кредиты и займы классифицируют как несекьюритизированную форму заимствований. Это означает, что при осуществлении заимствований не предполагается эмиссия ценных бумаг.

Секьюритизация представляет собой замену соглашений о займах и кредитных договоров на ценные бумаги должника (реципиента). Секьюритизация в мировой практике применяется для повышения инвестиционной привлекательности долговых обязательств, расширения базы потенциальных инвесторов, служит инструментом реструктуризации долгов как одного из приемов управления государственным долгом.

Несекьюритизированные кредиты и займы классифицируются следующим образом (рис. 5.2).

Синдицированные кредиты предоставляются заемщику не одним финансовым (банковским) учреждением, а несколькими. Такое кредитование значительно сокращает вероятность большой потери финансовых ресурсов для кредиторов при наступлении риска невозврата обязательств, предполагает удобную и гибкую систему взаимоотношений, осуществляется, как правило, в виде средне- и долгосрочного кредитования. Синдицированные кредиты получили широкое распространение на рынке внешних заимствований.

Особой привлекательностью такого вида кредитования является многообразие форм, а именно: заключение срочного договора; автоматически возобновляемый кредит; кредит с правом досрочного погашения; кредитная .шипя: кредит, предусматривающий амортизационное погашение основной части долга и т.д.

Двусторонние кредиты используются при кредитовании правительства со стороны центрального банка, а также при кредитовании государства другим государством или международным финансовым институтом.

Рис. 5.2. Классификация несекьюритизированных кредитов и займов

Данные кредиты носят индивидуальный характер, и условия кредитования для каждого конкретного случая выбираются отдельно.

Целевые займы являются наименее распространенной форой финансирования государств. Предоставление их предусматривает решение конкретной задачи в области экономического и социального развития территории и государства.

Цели государственных заимствований в современной литературе классифицируют по следующим признакам:

1) фискальные цели, или цели распределения  дохода;

2) экономическая стабилизация и  экономическое стимулирование;

3) оптимизация распределения общественных  ресурсов. Первый признак означает, что правительство, привлекая займы, преследует, как минимум, две цели: во-первых, обеспечение финансовыми ресурсами реализации необходимых государственных социальных программ и, во-вторых, достижение наиболее выгодных условий привлечения заимствований, формирование оптимального портфеля государственных займов.

Второй признак означает воздействие государства через заимствования на различные макроэкономические показатели.

Третий признак показывает приоритет государства в распределении и перераспределении финансовых ресурсов в тех случаях, когда рыночный механизм является наименее эффективным.

Более поздней формой привлечения заимствований, по сравнению с кредитованием без оформления долговыми цепными бумагами, стало размещение эмитированных государственных и муниципальных ценных бумаг. Объем эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг характеризуется двумя основными показателями:

1) валовой объем эмиссии - представлен  совокупным стоимостным объемом  выпущенных бумаг (рассчитывается по номинальной стоимости);

2) чистый объем эмиссии - показывает  прирост государственного долга  и определяется как разница  между валовым объемом эмиссии  и стоимостью погашенных государственных  или муниципальных бумаг.

Наиболее распространенным видом государственных ценных бумаг являются облигации. Облигация символизирует государственное долговое обязательство и дает право се владельцу в установленный срок получить обратно сумму долга и доход (причитающиеся проценты). Государство устанавливает нарицательную стоимость облигаций, которая обозначается на самой облигации и выражает денежную сумму, взятую в долг государством во временное пользование. На эту сумму и начисляются проценты. Особенностью обращения облигаций является возможность их размещения по цене ниже нарицательной (номинала), равной или выше. Эта стоимость размещения является курсовой. Факторами, влияющими на цену размещения облигаций, являются: насыщенность рынка государственными ценными бумагами, степень доверия правительству, состояние хозяйственной конъюнктуры и размер номинального процента по облигации.

Информация о работе Состояние и перспективы регулирования государственного долга РФ