Социологическая школа права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: Социологическая Школа Права, одно из направлений науки права XX в. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. В этой связи они придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРАВА…………………………………………………………………………….5
1.1 Социология права как наука и учебная дисциплина………………..5
1.2 История становления социологии права……………………………..17
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ ПРАВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………22
2.1 Основные научные школы социологии права………………………22
2.2 Социология права в Европе: генезис и эволюция развития……….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………43

Файлы: 1 файл

социологическая школа права.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Для социологии, как и для криминологии, существенное значение, особенно в обществах переходного типа, переживающих глубокий социально-экономический кризис, сопровождаемый резким ростом правонарушений, приобретает понимание того, какими характерными признаками обладает правовое поведение. Таких признаков несколько:

1. Социальная значимость поведения.

2. Наличие актуального или потенциального контроля сознания и воли личности над своим поведением.

3. Наличие регламентируемости поведения правовыми средствами, в частности, нормами права - предписывающими, разрешающими или запрещающими.

4. Подконтрольность правового поведения государству в лице его правоприменительных и правоохранительных органов.

5. Способность поведения повлечь юридические последствия для индивида или группы, его совершающих, выражающихся в возникновении, изменении или прекращении правовых отношений.

Правовое поведение можно в самой общей форме определить как социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия.

Социология права концентрирует свое внимание на выявлении причин, особенностей и социальных механизмов воспроизводства и функционирования различных видов асоциального и противоправного поведения (преступности, алкоголизма, наркомании, проституции), их связи с социально-экономическими и другими общественными процессами.

а) резко обострились все виды объективных социальных противоречий,

б) резко снизилось благосостояние большинства населения,

в) обнаружились многие дисфункции социальных институтов,

г) снизилась эффективность норм правового регулирования.

Это привело к широкому распространению нарушений социальных норм, к резкому возрастанию масштабов правонарушений и преступного поведения.[9]

Обобщение материалов социологических исследований дает основание для вывода о том, что важнейшие причины нарастающей криминализации постсоветского общества заключены в следующем:

1. Социально-экономический кризис, сопровождаемый разгосударствлением собственности, ее приватизацией, привел к широкому распространению в различных слоях населения жажды финансового успеха, которая удовлетворяется чаще всего способами, связанными с правонарушениями, в том числе с преступной деятельностью.

2. Снижение жизненного уровня большинства населения приводит к тому, что далеко не все оказываются в состоянии достичь сносного жизнеобеспечения законными способами, создавая тем самым более высокий, чем в прежние годы, социальный потенциал правонарушений.

3. Произошедшая в силу развития кризисных процессов и трансформации общества деформация его социальной структуры, выразившаяся в непомерно большой доле населения, официально относимого к категории «бедных», наличие обширного числа нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, лиц, вышедших из тюрем, не устроившихся в жизни посредством правового поведения, нарастающая численность беженцев из «горячих точек» бывшего СССР и др., сходные с ними, социальные процессы приводят к усилению криминализации постсоветского общества.[10]

В социологии права существует еще одно, очень важное направление исследований, которое порой, особенно в условиях роста преступности, недооценивается. Это выяснение путей и способов формирования высокого правового сознания, правовой культуры личности и социальной группы, привитие индивидам привычки и потребности соблюдать правовые нормы во всех сферах общественной жизни.

Осознание индивидом желательности, необходимости и благотворности для него самого и его окружения соблюдения правовых норм связано с переводом внешнего воспитательного воздействия во внутренне осознанное. Это является коренной проблемой правового воспитания.

Правовое воспитание достигает своей цели - помогает сформировать законопослушного гражданина - двумя основными путями.

Первый из них - широкое распространение юридической информации, усвоение индивидом правовых установлений общества, формирование у него устойчивой привычки следовать правовым ценностям. Этот путь - основной и решающий.

Но он может, а в некоторых случаях и должен дополняться другим, второстепенным, дополнительным. Суть его состоит в том, чтобы не очень последовательный в соблюдении правовых норм человек уяснил себе возможность кары со стороны общества, действующих в нем правоохранительных органов за допущенные правонарушения. Этот путь ни в коем случае нельзя недооценивать. Ибо принуждение было и остается важным средством становления законопослушного гражданина. Ведь именно боязнь правовой ответственности часто выступает сдерживающим фактором.

В связи с развернувшимся процессом формирования правового государства, возрастающий интерес вызывает проблема прав и свобод человека, соблюдение гарантий свободы и достоинства личности, ее защиты от произвола управленческих структур. Социология права исходит из того, что каждому человеку от рождения принадлежит правоспособность, т.е. гарантируемая государством способность иметь определенный круг прав и обязанностей. С возрастом, а в полном объеме - с наступлением совершеннолетия человек становится обладателем дееспособности, т.е. способности своими действиями приобретать права и обязанности.[11]

Что же такое права человека? Это обеспечение каждой личности законом возможности пользоваться и распоряжаться материальными, социальными и духовными благами, ценностями, пользоваться существующими в обществе свободами и определять на основе правовых норм свои действия и действия других людей.

Но чтобы действовать в обществе в соответствии с существующими в нем правовыми нормами, гражданин должен знать свои права. К сожалению, правовая информированность, правовая культура граждан еще не соответствуют условиям формирования правового государства.

В настоящее время резко возрастает значимость эффективности правовых норм, их регулирующей роли в обществе. [12]

Основным и условиями эффективности права являются:

-                               правильная оценка взаимозависимости между нормой права и объективной действительностью,

-                               правильная оценка взаимозависимости между нормой права и человеческим поведением,

-                               верная оценка особенностей правовой нормы как средства воздействия.

Общество под влиянием социальной структуры и исторических факторов само формирует человеческое поведение. Т.е. общество представляет собой формирующую среду для правовой нормы. Взаимосвязь интересов в политике, ее особенности, различия и противоречия, вытекающие из структуры общества, определяют роль нормы права. Если в процессе правотворчества была дана правильная оценка этих факторов, то у нормы права больше шансов найти отражение в человеческом поведении. Это и является важным признаком эффективности права.[13]

Наиболее дифференцированной структурой социологии права является та, которая связана с системой права и структурой правоведения. Это - социология государственного (конституционного) права, социология административного права, социология уголовного права, социология гражданского права, социология семейного права, социология процессуального права, социология международного права и др.

Не все из этих и других отраслей социологии права получили одинаково серьезную разработку. Обычно особенно большое внимание уделяется социологическим проблемам семейного и уголовного права. [14]

Важно при этом иметь в виду, что социологию уголовного права было бы неверно отождествлять, как это иногда делается, ни с социологией преступности, ни с криминологией при всей их взаимосвязи и даже взаимопроникновении. В первом случае речь идет о хотя и взаимно пересекающихся, но все, же различных отраслях социологии. Во втором - о различных, хотя и очень близких, частично совпадающих областях научного знания, поскольку криминология включает в себя не только социологическое, но и правоведческое, психологическое, антропологическое и иное знание о преступнике и преступности.

Социология права как учебная дисциплина дополняет и конкретизирует современную теорию государства и права в части изучения вопросов социального механизма правового регулирования, а также методов сбора эмпирической информации о социальном действии права, его воплощении в конкретных правоотношениях. Значительное внимание в социологии права уделяется методике проведения конкретных социально-правовых исследований.[15]

Изучение курса социологии права преследует три основные цели:

1. Вооружить обучающихся научными представлениями о социальном действии права, механизмах и процессах его воплощения в конкретных правоотношениях, социальных факторах, которые наиболее активно влияют на реализацию современного права. Важнейшей задачей курса является также раскрытие социально-психологических механизмов принятия юридически значимых решений личностью, как частным, так и должностным лицом;

2. Ознакомить обучающихся с современными методами сбора и изучения социально-правовой информации, применяемыми как учеными-юристами, так и практическими работниками при изучении эффективности действия отдельных норм права, обобщении судебной, арбитражной и иной юридической практики правоохранительных и правоприменительных органов;

Таким образом, социология права, способная в своем развитии учитывать все стороны возникновения и решения законодательных проблем современного общества, может и должна стать мощным фактором формирования правового государства, обеспечения реализации прав и свобод личности, улучшения правового регулирования и управления всеми сферами общественной жизни.[16]

 

1.2 История становления социологии права

 

Становление социологии права как науки обычно связывают с именами французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917) и австрийского юриста Евгения Эрлиха (1862-1922). В своих исходных посылках авторы руководствовались трудами О. Конта, который впервые обосновал необходимость социологии (социальной физики) как самостоятельной науки об обществе.[17]

О. Конт сыграл заметную роль в зарождении социологии права как науки. Во-первых, он обосновал один из основных принципов данной науки, согласно которому законы должны выводиться из опыта социальной жизни, а не из априорно сформулированных законодателем понятий. Во-вторых, О. Конт справедливо заметил, что социальное научное познание, в том числе и познание права, надлежит осуществлять с использованием методологии точных наук.[18]

Основы социологии права получили дальнейшее развитие в работах Э. Дюркгейма, внесшего значительный вклад в разработку ее основополагающих идей, систему понятий и методов социологического исследования.

Э. Дюркгейм предложил рассматривать соотношение общества и личности как целого и части. Он имел в виду, что не все социальные факты могут быть сведены к свойствам личности, поскольку «группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены».

Среди социальных фактов, определяющих поведение людей в обществе, он называл моральные и юридические нормы, а также типы общественных связей: семейные, государственные и др. [19]

Э. Дюркгейм рассматривал право как социальный факт, т.е. правило, выработанное коллективом людей, ставшее для них привычным и опирающееся на государственное принуждение. Организованный характер санкций автор считал главным признаком права, отличающим его от морали и иных социальных норм.

и личность предпринимает попытки выйти за пределы социальной солидарности, совершать противоправные деяния. Состояние общества, в котором действующие нормы устарели, а новые обществом еще не созданы, Э. Дюркгейм называл аномией. Одним из ярких показателей такого состояния общества является рост числа самоубийств. В капиталистическом мире, полагал Э. Дюркгейм, кризис и состояние аномии - явление не только нормальное, но и постоянное.[20] Если общество приходит в упадок, находится в кризисном состоянии, то

В отличие от большинства ученых-юристов и социологов, Э. Дюркгейм не считал преступления социальным злом. Наоборот, он видел в них «фактор общественного здоровья», поскольку функционирование общества без преступлений вообще невозможно. Патология преступности видится лишь в ситуациях, когда данное явление выходит за свои пределы и «достигает чрезмерного роста» либо опускается ниже среднестатистического показателя, характерного для определенного общества, отдельной страны.

Появление социологии права как самостоятельной науки обычно связывается с именем Е. Эрлиха и его работой «Основы социологии права», изданной в 1913г. [21]

Заслуга автора состоит в том, что он внес значительный вклад в обоснования значимой для социологии права идеи «живого права».

По мнению Е. Эрлиха, «живая норма» может быть результатом:

1. спонтанного правотворчества, осуществляемого общественными союзами (семья, производственные объединения, корпорации, хозяйственные союзы и др.)

2. нормотворческой деятельности отдельных представителей государственной власти, осуществляющих правоприменительную деятельность. Это могут быть судьи либо чиновники.

Таким образом, «живое право» находится не в статьях закона, а в конкретных, фактических отношениях.

Возникающие в обществе конфликты также в основном разрешаются самими заинтересованными лицами либо избранными ими арбитрами и судьями с позиций справедливости. Конечно, применяются и абстрактные нормы государства, но они не играют сколько-нибудь существенного значения в разрешении конфликта.

Информация о работе Социологическая школа права