Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 17:57, реферат
Формирование менеджмента как научной дисциплины начинается во второй половине 19 века. Признание же в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности управление получило только в начале 20 века. Между тем практика управления насчитывает тысячелетия. Потребность в нем возникла с момента объединения людей в группы и осуществления совместной деятельности.
|
Формирование
менеджмента как научной
ХХ век - это время возникновения и эволюции
науки управления. Необходимость решения
практических проблем, и прежде всего
в производственной сфере, привела к их
научному изучению, поиску и выделению
профессии руководителя (менеджера) в
особый вид деятельности, требующей соответствующих
знаний, навыков и умений.
В зарубежной науке управления сложились
важнейшие концепции, так называемые школы
управления, которые внесли существенный
вклад в развитие современной теории и
практики управления.
1. Школа научного управления (1885-1920)
получила развитие в США в начале 20 в. ее
основоположником был Ф.Тейлор, книгу
которого «Принципы научного управления»
считают началом признания менеджмента
наукой и самостоятельной областью исследований.
Авторы концепции научного управления
посвящали свои исследования в основном
проблемам управления производством,
и в частности, вопросам повышения эффективности
производства. Тейлор разработал и внедрил
сложную систему организационных мер:
хронометраж, инструкционные карточки,
методы переобучения рабочих, сбор социальной
информации. Немалое значение он придавал
стилю руководства, стимулированию труда.
Основными принципами, положенными в основу
системы Тейлора являются:
- принцип разделения труда. (разделение
выполняемой работы на отдельные операции);
- принцип измерения труда;
- принцип инструктирования ( установление
стандртов);
- принцип стимулирования ;
Величайший вклад Ф.Тейлора состоит в
том, что он начал революцию в области
менеджмента.
Другим представителем «организационной
школы» является Г.Форд (1863-1947), названный
в свое время «автомобильным королем».
Специалисты считают, что благодаря изобретению
конвейера при производстве автомобилей
Г.Форд совершил «революцию в цехе».
Он создал систему, где первое место занимали
техника и технология, в которые «вписывали»
человека. Основные принципы системы Г.Форда:
массовое изготовление стандартной продукции
на основе конвейера; непрерывность и
подвижность процесса производства; максимальный
темп работы; точность как стандарт и качество
продукции; экономический эффект системы;
не быть зависимым от человека, его слабостей.
2. Школа административного управления
(1920-1950)
Была направлена на разработку общих проблем
и принципов управления организации в
целом. В рамках данной концепции в 20ые
годы было сформулировано понятие организационной
структуры фирмы как системы взаимосвязей
, имеющих определенную иерархию. При этом
организация рассматривалась как замкнутая
система без учета влияния внешней среды.
Основоположником данного направления
является А.Файоль- французский предприниматель
и администратор , который рассматривал
управление как совокупность принципов,
правил, приемов, направленных на осуществление
предпринимательской деятельности. Главный
вклад А.Файоля в теорию управления в том,
что он рассматривал управление как универсальный
процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных
функций. (планирование, организация, мотивация,
координация, контроль). Кроме того, А.Файоль
сформулировал 14 наиболее общих принципов
управления организацией:
- разделение труда;
- власть;
- дисциплина;
- единство распорядительства;
- единство руководства;
- подчинение частных интересов общим;
- вознаграждение;
- централизация;
- скалярная цепь.
- Порядок;
- Равенство;
- Устойчивость должностей личного состава;
- Инициатива;
- Единение персонала.
3. Школа управления с позиции человеческих
отношений (1930-1950)
Получила распространение в 30-50 ые годы
, была основана на использование моральных
и психологических факторах воздействия
на работников.
Основоположником является Элтон Мэйо
(1880-1949), считавший , что управление должно
основываться на достижениях научной
психологии.
Для доказательства своих идей Э.Мэйо
в 1927-1932 гг. проводит ставший впоследствии
знаменитым Хоторнский эксперимент , который
считают одним из самых значительных .
объектом исследования стала бригада
работниц по сборке телефонных реле. В
течении многих лет вводились изменения
в режим работы, отдыха, питании. И на протяжении
всего времени работникам внушали, что
их труд важен для страны, для общества.
В результате, при отмене всех существующих
льгот, производительность не только не
уменьшилась, но продолжала увеличиваться.
В соответствии с данной концепцией важнейшая
обязанность менеджера состояла в формировании
сплоченного трудового коллектива, создании
в нем благоприятного микроклимата, заботе
о подчиненных, помощи им в повседневных
делах ,в том числе и личного характера.
К основным достижениям школы человеческих
отношений относятся:
- необходимость внимательного отношения
к социальным и групповым потребностям
работников;
- методика изучения особенностей взаимодействия
формальной и неформальной сторон работы
предприятия;
- определение роли психологических факторов
производительности труда, оказывающих
существенное воздействие на трудовое
поведение работника.
Идеи школы человеческих отношений получили
развитие в дальнейших исследованиях
трудового поведения человека.
4.Школа управления с позиции науки о
поведении -
Это современная теория, получившая развитие
в 60-ые годы. В теории менеджмента формируется
новое направление, получившее название
бихевиоризм.
Основоположником данного направления
является известный американский психолог
А.Маслоу. (сам.- теория потребностей).
Основной целью этой концепции является
стремление оказать помощь работнику
в создании своих возможностей на основе
применения положений поведенческих наук
к управлению. К крупным исследователям
этой концепции относятся Ренсис Лайкерт,
Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг
и др. Они разработали ряд теорий мотивации.
В основу данной концепции положены достижения
психологии и социологии. Основное внимание
сосредотачивается на работнике. Цель
, которую ставили перед собой исследователи
данного направления- добиться повышения
эффективности работы организации за
счет повышения ее человеческих ресурсов.
Таким образом, рассмотренные направления
научного менеджмента внесли существенный
вклад в теорию менеджмента и ее практическое
воплощение. Творческое использование
достижений каждой школы, их развитие
с учетом специфики страны, основанное
на методологии системного и ситуационного
подхода, обеспечивает современному менеджменту
эффективное решение поставленных перед
ним задач.
Наряду с перечисленными школами управления,
выделяют четыре научных подхода к управлению,
ориентированных на решение проблем в
управлении.
1. Количественный подход к управлению:
Возник с появлением и широким распространением
кибернетики и различных математических
методов. В основе подхода лежит применение
в управлении теории исследования, т.е.
применение точных инженерных наук, математики,
статистики, компьютерной техники и современного
программного обеспечения.
2. Процессный подход к управлению.
Определяет управление как процесс, в
котором деятельность , направленная на
достижение целей организации, рассматривается
как серия непрерывных взаимосвязанных
действий - функций управления. Кроме известных
стандартных функций управления (планирование,
организация, мотивация, контроль) отмечаются
процессы передачи и обмена информации
, а также процессы принятия решений и
процессы непосредственного исполнения
управленческих решений.
3. Системный подход к управлению
Предполагает рассмотрение организации
как совокупность взаимосвязанных элементов,
таких, как люди, структура, задачи, технология,
которые ориентированы на достижение
различных целей в условиях меняющейся
внешней среды. При системном подходе
объект рассматривается в динамике. Поэтому
системный подход предполагает необходимость
изучения всех возможных вариантов развития
и нахождение оптимального.
4. Ситуационный подход к управлению.
Предполагает, что использование различных
методов управления определяется ситуацией.
Поскольку существует обилие факторов
как в самой организации, так и в окружающей
среде, не существует и единого лучшего
способа управления организацией. Самым
эффективным в конкретной ситуации является
метод, наиболее соответствующий данной
ситуации.
· Основные функции и принципы организации менеджмента в социально-культурном ...
· Основные школы управления: научного управления, административная, школа чел ...
· Понятие, сущность, цели, задачи и основные категории менеджмента
· Системный подход к управлению организацией
· Основные функции менеджмента
Управление
было признано самостоятельной областью
знаний, подлежащей изучению и рассмотрению
с разных точек зрения, только в XX в.
Основополагающие
школы управления.
1. Научная
школа управления (1885-1920
гг.).
Школа связана с именем Фредерика
Уинслоу, Тейлора. Представители
этой школы обосновали необходимость
подбора конкретных работников для выполнения
определенной работы (расстановки кадров),
обосновали необходимость обучения работников,
их подготовку и переподготовку как внутри
предприятия, так и в сторонних организациях,
рационализации труда и ее мотивации.
В рамках данной школы были разработаны 12
основных принципов
управления, которые не потеряли своего
значения до сих пор:
2. Классическая,
или административная, школа (1920-1950
гг.).
Это направление связано с именем Анри
Файоля (отца менеджмента). Специалисты
этого направления исследовали эффективность
работы всей организации. Представители
данной школы свели всю работу предприятия
к следующим основным видам деятельности:
технической; коммерческой; финансовой;
защитной; бухгалтерской; администрированию.
Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является
созданиепринципов
управления всей организацией:
3.
Школа человеческих отношений (с
начала 1950-х гг. до настоящего
времени).
Основной целью этой школы было повышение
эффективности работы
организации за счет
лучшего использования
человеческих ресурсов. Представители
этой школы провели множество исследований
и экспериментов по вопросам мотивации
людей, характера власти, лидерства, качества
трудовой жизни и т. д.
В результате были сделаны выводы, что система
человеческих отношений
влияет на результативность
труда не меньше, чем
рационализация труда.