Основные школы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 17:57, реферат

Краткое описание

Формирование менеджмента как научной дисциплины начинается во второй половине 19 века. Признание же в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности управление получило только в начале 20 века. Между тем практика управления насчитывает тысячелетия. Потребность в нем возникла с момента объединения людей в группы и осуществления совместной деятельности.

Файлы: 1 файл

Основные школы управления.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

 
Основные школы  управления

12-11-2008, 21:19

Статьи

  

 Формирование  менеджмента как научной дисциплины начинается во второй половине 19 века. Признание же в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности управление получило только в начале 20 века. Между тем практика управления насчитывает тысячелетия. Потребность в нем возникла с момента объединения людей в группы и осуществления совместной деятельности. 
 
ХХ век -  это время возникновения и эволюции науки управления. Необходимость решения практических проблем, и прежде всего в производственной сфере, привела к их научному изучению, поиску и выделению профессии руководителя (менеджера) в особый вид деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений. 
В зарубежной науке управления сложились  важнейшие концепции, так называемые школы управления, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. 
 
1.  Школа научного управления (1885-1920) 
 
получила развитие в США в начале 20 в. ее основоположником был Ф.Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследований. Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством, и в частности, вопросам повышения эффективности производства. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, сбор социальной информации. Немалое значение он придавал стилю руководства, стимулированию труда. 
 
Основными принципами, положенными в основу системы Тейлора являются: 
-            принцип разделения труда. (разделение выполняемой работы на отдельные операции); 
-            принцип измерения труда; 
-            принцип инструктирования ( установление стандртов); 
-            принцип стимулирования ; 
Величайший вклад Ф.Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента. 
 
Другим представителем «организационной школы» является Г.Форд (1863-1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г.Форд совершил «революцию в цехе». 
 
Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека. Основные принципы системы Г.Форда: массовое изготовление стандартной продукции на основе конвейера; непрерывность и подвижность процесса производства; максимальный темп работы; точность как стандарт и качество продукции; экономический эффект системы; не быть зависимым от человека, его слабостей. 
 
2.  Школа административного управления (1920-1950) 
Была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организации в целом. В рамках данной концепции в 20ые годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей , имеющих определенную иерархию.  При этом организация рассматривалась как замкнутая система без учета влияния внешней среды. Основоположником данного направления является А.Файоль- французский предприниматель и администратор , который рассматривал управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности. Главный вклад А.Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. (планирование, организация, мотивация, координация, контроль). Кроме того, А.Файоль сформулировал 14 наиболее общих принципов управления организацией: 
-         разделение труда; 
-          власть; 
-          дисциплина; 
-          единство распорядительства; 
-          единство руководства; 
-          подчинение частных интересов общим; 
-          вознаграждение; 
-         централизация; 
-         скалярная цепь. 
-         Порядок; 
-         Равенство; 
-         Устойчивость должностей личного состава; 
-         Инициатива; 
-         Единение персонала. 
 
3. Школа управления с позиции человеческих отношений (1930-1950) 
 
Получила распространение в 30-50 ые годы , была основана на использование моральных и психологических факторах воздействия на работников. 
Основоположником является  Элтон Мэйо (1880-1949), считавший , что управление должно основываться на достижениях научной психологии. 
Для доказательства своих идей Э.Мэйо в 1927-1932  гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент , который считают одним из самых значительных . объектом исследования стала бригада работниц по сборке телефонных реле. В течении многих лет вводились изменения в режим работы, отдыха, питании. И на протяжении всего времени работникам внушали, что их труд важен для страны, для общества. В результате, при отмене всех существующих льгот, производительность не только не уменьшилась, но продолжала увеличиваться. 
 
В соответствии с данной концепцией важнейшая обязанность менеджера состояла в формировании сплоченного трудового коллектива, создании в нем благоприятного микроклимата, заботе о подчиненных, помощи им в повседневных делах ,в том числе и личного характера. 
К основным достижениям школы человеческих отношений относятся: 
 
-            необходимость внимательного отношения к социальным и групповым потребностям работников; 
 
-            методика изучения особенностей взаимодействия формальной и неформальной сторон работы предприятия; 
 
-            определение роли психологических факторов производительности труда, оказывающих существенное воздействие на трудовое поведение работника. 
 
Идеи школы человеческих отношений получили развитие в дальнейших исследованиях трудового поведения человека. 
 
4.Школа управления с позиции науки о поведении - 
Это современная теория, получившая развитие в 60-ые годы. В теории менеджмента формируется новое направление, получившее название бихевиоризм. 
Основоположником данного направления является известный американский психолог А.Маслоу.  (сам.- теория потребностей). 
Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих возможностей на основе применения положений поведенческих наук к управлению. К крупным исследователям этой концепции относятся Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг и др. Они разработали ряд теорий мотивации. В основу данной концепции положены достижения психологии и социологии. Основное внимание сосредотачивается на работнике. Цель , которую ставили перед собой исследователи данного направления- добиться повышения эффективности работы организации за счет повышения ее человеческих ресурсов. 
 
Таким образом, рассмотренные направления научного менеджмента внесли существенный вклад в теорию менеджмента и ее практическое воплощение. Творческое использование достижений каждой школы, их развитие с учетом специфики  страны, основанное на методологии системного и ситуационного подхода, обеспечивает современному менеджменту эффективное решение поставленных перед ним задач. 
 
Наряду с перечисленными школами управления, выделяют  четыре научных подхода к управлению, ориентированных на решение проблем в управлении. 
 
1.      Количественный подход к управлению: 
Возник с появлением и широким распространением кибернетики и различных математических методов.  В основе подхода лежит применение в управлении теории исследования, т.е. применение точных инженерных наук, математики, статистики, компьютерной техники и современного программного обеспечения. 
 
2.      Процессный подход к управлению. 
Определяет управление как процесс, в котором деятельность , направленная на достижение целей организации, рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления. Кроме известных стандартных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль) отмечаются процессы передачи и обмена информации , а также процессы принятия решений и процессы непосредственного исполнения управленческих решений.  
 
3.      Системный подход к управлению 
Предполагает рассмотрение организации как совокупность взаимосвязанных элементов,  таких, как люди, структура, задачи, технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. При системном подходе объект рассматривается в динамике. Поэтому системный подход предполагает необходимость изучения всех возможных вариантов развития и нахождение оптимального. 
 
4.      Ситуационный подход к управлению. 
Предполагает, что использование различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, наиболее соответствующий данной ситуации.

·  Основные функции и принципы организации менеджмента в социально-культурном ...

·  Основные школы управления: научного управления, административная, школа чел ...

·  Понятие, сущность, цели, задачи и основные категории менеджмента

·  Системный подход к управлению организацией

·  Основные функции менеджмента

Школы менеджмента

Управление  было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с разных точек зрения, только в XX в. 
 
Основополагающие школы управления
 
1. 
Научная школа управления (1885-1920 гг.)
 
Школа связана с именем Фредерика УинслоуТейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации. 
 
В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:

  1. отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
  2. здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;
  3. компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
  4. дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;
  5. справедливое отношение к персоналу;
  6. быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
  7. диспетчирование;
  8. нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
  9. нормализация условий труда;
  10. нормирование операций;
  11. письменные стандартные инструкции;
  12. вознаграждение за производительность.

 
 
2. 
Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.). 
 
Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию. 
 
Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является созданиепринципов управления всей организацией:

  1. первоначальная функция - разделение труда;
  2. полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность;
  3. дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;
  4. единоначалие;
  5. единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей;
  6. подчиненность личных интересов общим;
  7. скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
  8. порядок;
  9. справедливость как сочетание доброты и правосудия;
  10. стабильность рабочего места.

 
 
3. Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени). 
 
Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д. 
 
В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.

Информация о работе Основные школы управления