Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:37, курсовая работа
Актуальность темы: Социологическая Школа Права, одно из направлений науки права XX в. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. В этой связи они придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРАВА…………………………………………………………………………….5
1.1 Социология права как наука и учебная дисциплина………………..5
1.2 История становления социологии права……………………………..17
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ ПРАВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………22
2.1 Основные научные школы социологии права………………………22
2.2 Социология права в Европе: генезис и эволюция развития……….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………43
Исходя из такого понимания «живого права», Е. Эрлих определял и задачи социологии права, обосновывал необходимость непосредственного изучения порядков, существующих в общественных союзах, разных документов, отражающих процессы возникновения и развития конкретных правоотношений: уставов торговых компаний, ипотечных и иных договоров, соглашений.
Е. Эрлих сам обстоятельно изучал судебную практику, предпринимал попытку разработать методику сбора правовых обычаев, проводил анкетирование населения. Одновременно он полагал необходимым обучать студентов на юридических факультетах таким дисциплинам, как статистика, социология и социальная психология.[22]
Социологию права Е. Эрлих выводил за рамки правоведения, полагая, что созданная им наука представляет собой часть, раздел прикладной социологии. По его мнению, вся юридическая наука не имеет права на самостоятельное существование. Она должна входить в социологию, поскольку право как социальное явление представляет собой определенный аспект, часть общественного бытия.
Полемика о понятии и месте социологии права в системе социальных и правовых наук продолжается и сегодня.
Французский юрист-социолог Ж. Карбонье в начале 70-х гг. XX века отмечал, что понятию «юридическая социология» нередко придают более широкое значение, чем понятию «социология права». Последняя ограничивается только собственно правом - нормами и институтами, в то время как юридическая социология охватывает все явления, более или менее связанные с правом. Между тем, по его мнению, социология права и социологическая юриспруденция являются тождественными понятиями.[23]
В XX в. социология права вышла на новые рубежи. Теоретические исследования были дополнены масштабными конкретными социально-правовыми исследованиями по ряду важнейших проблем правовой науки, связанных с изучением права во взаимосвязи с социальными и иными явлениями.[24]
Наибольших успехов добились юристы и социологи в изучении проблем социологии уголовного права, социологии семьи, законодательной и судебной социологии.
Среди исследований, проводимых в пределах законодательной социологии, вызвали значительный интерес и получили широкое распространение исследования эффективности действия норм права.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ ПРАВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Основные научные школы социологии права
В середине и конце XX в. социология права наиболее интенсивно разрабатывалась четырьмя научными школами: социолого-институциональной, прагматической, реалистической и эмпирической.
Институциональная социология права
Социолого-институциональная школа рассматривает общество как совокупность, механическое объединение разного рода институций. Институция же понимается как длительное существование какого-либо коллектива, союза людей, объединившихся для достижения какой-либо цели. В качестве разновидности институции рассматривается и само государство.
В процессе деятельности каждая институция может создавать и чаще всего создает свое право наряду с государственным, а иногда и вопреки ему.
Соответственно меняется и иерархия источников. Закон уступает свое место обычаю, который может быть либо отменяющим, либо созидательным. Отменяющий обычай - это созданная институцией норма взамен правовой нормы, фактически утратившей силу, но еще не отмененной специальным решением правотворческого органа. Созидательным обычай становится после того, как будет положен в основу новой нормы, принятой компетентным органом государства.
Таким образом, для институционалистов государство утрачивает свой приоритет в нормативно-правовом регулировании общественных отношений. Ему отводится роль механического фиксатора норм права, сложившихся и действующих в обществе без прямого участия государства и даже без его санкции.
В числе наиболее видных представителей этого направления социологии права можно назвать таких ученых, как Жорж Гурвич (1894-1965) и Питирим Сорокин (1889-1968).
Основу социологии права Ж. Гурвича составляет учение о социальном праве. Под ним понималось право, созданное различными общественными образованиями. Идеал социального права Ж. Гурвич видел в трудовом и международном праве, которые представляют собой образец правового регулирования, основанного на сотрудничестве, доверии, интеграции.
Реальность права как особого явления социальной действительности выражается в непосредственном юридическом опыте и нормативных фактах.
Непосредственный юридический опыт отличается от морального опыта и иных форм интегрального опыта, поскольку:
1) непосредственный юридический опыт всегда является коллективным в силу самой структуры права, ориентированного на регулирование отношений между людьми и иными субъектами. Этот опыт может возникать как в процессе проведения рациональных, осознанных действий, так и интуитивным путем, спонтанно;
2) возникающие из юридического опыта нормативные регуляторы носят атрибутивно-императивный (представительно-обязывающий) характер. Признак двусторонней связи между субъектами правоотношения, в котором одна сторона обязана совершить определенные действия в пользу другой стороны, а управомоченная сторона имеет право требовать исполнения этой обязанности, Ж. Гурвич считал для права принципиально важным и необходимым.
Нормативные факты понимаются как результат проявления юридического опыта в виде нормативных правил поведения, устанавливаемых соответствующими коллективными, образованиями в связи с решением конкретной ситуации.
Нормативные факты, по Ж. Гурвичу, это все социальные сообщества, в том числе и международные сообщества и даже классы, принимающие участие в нормативном регулировании общественных отношений путем установления обычаев, принятия прецедентов, деклараций, осуществления актов свободного отыскания права.
Право Ж. Гурвич определял как средство реализации в определенном социальном образовании (общественном союзе) идеи справедливости, т.е. упорядочения, согласования подхода к противоречивым нормативно-социальным ценностям, признаваемым этим образованием путем многостороннего императивно-атрибутивного регулирования, основанного на прочной связи между правом требования и обязанностью.
Ж. Гурвич выделяет четыре основных направления социально-правовых исследований:
1) проблемы макросоциологии права, под которой понимается изучение различных видов «социарентабельности» - общественных взаимосвязей людей в их юридическом выражении;
2) юридико-социологические проблемы социальных групп и классов;
3) проблемы юридической типологии, призванной охватить общество в целом;
4) проблемы генетической социологии права, ставящей вопрос о закономерностях и тенденциях развития права и факторах, обусловливающих его расцвет или, наоборот, упадок.
Разделяя основные методологические и теоретические положения данного учения, П. Сорокин по ряду принципиальных вопросов высказывал собственные суждения.
Во-первых, он иначе рассматривал вопрос о соотношении институции и права. Для П. Сорокина право является основой, сердцем и душой всякой организованной группы. Генезис нормы права П. Сорокин видил не в выражении общей воли или общего интереса, а в сознании человека, его переживаниях определенных ситуаций как правовых. Это ситуации, когда один участник отношения признает себя правомочным по отношению к другому, а другой участник выступает в роли обязанной стороны. Т.е. они находятся в атрибутивно-императивной (представительно-обязывающей) связи.
Таким образом, П. Сорокин занимал крайнюю позицию среди сторонников институционалистского направления социологии права. П. Сорокин превращает право в основу общества, его многочисленных коллективных образований (союзов), а само право низводит до уровня правовых установок или психологических переживаний субъектами правовых ситуаций.[25]
Во-вторых, П. Сорокин активно пропагандировал идею о социологии права как интегративной отрасли, призванной соединить все гуманитарное знание в единую, целостную науку. По его мнению, современная социология «напоминает знание некоторых несобранных кусков детского конструктора. Загадка остается нерешенной, несмотря на знание ее частей». И если социология желает ориентироваться на дальнейший рост, развитие, то она неизбежно должна войти «в фазу синтезирующей, обобщающей и интегративной социологии», способной соединить в определенное единство все теории, содержащие определенную долю истины.
Отметим два существенных недостатка институциональной социологии права:
1) отрицание лидирующей роли норм права, установленных государством, в системе иных социальных регуляторов общественных отношений, которая является в современном обществе очевидной и бесспорной;
2) отсутствие механизмов, способных гарантировать реальное действие социального права в конкретных отношениях.
Большинство норм, установленных с санкции государства коллективными, социальными образованиями, становятся реальными и действенными не в силу авторитета этих образований, а потому, что имеются специальные органы государства, которые охраняют и защищают нормы права, принятые теми или иными компонентами гражданского общества.
Прагматическая социология права
Прагматический подход в социологии права получил обоснование и развитие в трудах американских юристов Оливера Холмса (1841-1935) и Роско Паунда (1870-1964). Философской основой такого подхода явился прагматизм, согласно которому истинным в познании является то, что признается полезным.[26]
С точки зрения юристов-прагматистов, право не имеет никакого самостоятельного значения вне предметно-практической юридической деятельности государственных органов, судей и иных должностных лиц. В процессе принятия решения по делу судья не формально-логически руководствуется той или иной нормой права, а обязательно вносит элементы собственного усмотрения сообразно его правосознанию, чувствам, эмоциям и даже интуиции. Таким образом, судья создает живое, реальное право, в отличие от абстрактного права.
В частности, О. Холмс определил суть прагматического учения следующим образом: «Жизнью права является не логика, а опыт».[27]
Противопоставление права в действии, в решениях судьи праву в законах является ведущим принципом прагматической социологии.
Согласно концепции Р. Паунда современное право имеет три аспекта:
1) правопорядок как систему установленных отношений, поддерживаемых систематическим применением силы органами государственной власти;
2) законы или иные источники, которыми руководствуются судьи при вынесении своих решений;
3) процесс отправления правосудия и деятельность административных органов государства.
Под правом как правовым порядком понимается система правовых отношений, складывающихся в обществе с участием законодательных, судебных органов государственной власти, а также административных органов. Основная задача названных органов сводится к примирению противоречивых интересов граждан и иных лиц и обеспечению в обществе должного правопорядка.
Право как система норм права трактуется Р. Паундом весьма широко. В нее входят не только законы, иные нормативно-правовые акты, но и доктрины, высказывания видных ученых, а также авторитетное мнение практических работников. Все эти нормы без какого-либо исключения могут использоваться судами. [28]
Значение изложенной трактовки права Р. Паунд видел в том, что она способствует позитивному решению проблемы, над которой бьются все современные государства, - каким образом обеспечить праву стабильность при его постоянном совершенствовании, приспособлении к меняющимся условиям реальной жизни. Совместить эти два несовместимых процесса, по мнению Р. Паунда, удается благодаря третьему аспекту права, при «осуществлении правосудия без права», когда суд действует по своему усмотрению, не будучи связанным с законом или иным источником права.
«Осуществление правосудия без права» удается сохранить в правовом поле благодаря четко установленным целям права. Цели же права Р. Паунд видел в том, чтобы улаживать социальные конфликты и обеспечивать достижение цивилизованных отношений между людьми.
Право как инструмент гармонизации противоречивых требований и интересов общества должно, прежде всего, ориентироваться на ценности и «постулаты современного цивилизованного общества». Р. Паунд сформулировал пять постулатов правового поведения людей и образований. В частности человек:
- имеет право пользоваться тем, что ему принадлежит, что он создал своим трудом или приобрел в рамках существующего социального и экономического порядка,
- должен поступать добросовестно, отвечать за свои обещания,
- должен возвращать неосновательно полученное,
- не должен совершать поступков, связанных с повышенным риском для окружающих, и т.д.[29]
Социальный контроль в понимании Р. Паунда не является безграничным. Право не может без должных к тому оснований вторгаться в личную жизнь человека, сферу его частных интересов.[30]
Прагматическая социология права Р. Паунда получила широкое распространение, хотя она и не лишена ряда недостатков. В частности, можно отметить отсутствие определения сущности права и эклектическое соединение концепции «живого права» Е. Эрлиха с позитивистским пониманием права как закона. Эклектика Р. Паунда в понимании права успешно преодолевается американскими социологами и юристами, разделяющими реалистический подход в социологии права.
Реалистическая социология права
Признанными лидерами реалистической социологии права являются видные американские юристы Карл Ллевеллин (1883-1962) и Джером Фрэнк (1889-1957).