Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:37, курсовая работа
Актуальность темы: Социологическая Школа Права, одно из направлений науки права XX в. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. В этой связи они придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРАВА…………………………………………………………………………….5
1.1 Социология права как наука и учебная дисциплина………………..5
1.2 История становления социологии права……………………………..17
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ ПРАВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………22
2.1 Основные научные школы социологии права………………………22
2.2 Социология права в Европе: генезис и эволюция развития……….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………43
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРАВА…………………………………………………………………
1.1 Социология права как наука и учебная дисциплина………………..5
1.2 История становления социологии права……………………………..17
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ ПРАВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………22
2.1 Основные научные школы социологии права………………………22
2.2 Социология права в Европе: генезис и эволюция развития……….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Социологическая Школа Права, одно из направлений науки права XX в. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. В этой связи они придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности.
Сформировавшиеся в пост классической науке подходы к пониманию права, характеризуются стремлением преодолеть свойственным классическим типам правопонимания разрыв между правом и человеком и представляют собой попытку ответить на вопрос, как право связано с субъектом. Большинство современных правовых теорий исходит из того, что правоведение имеет дело с антропосоциогенной реальностью, а не с аналогом природных объектов. Утверждение этого принципиального положения оказалось неразрывно связанным с коренным пересмотром классических методологических подходов к познанию права и формированием на основе неклассических методов новых представлений о бытии права как явления, имеющего свой собственный смысл, а не просто генетически связанного с «природой», «государством» или «обществом». Правовые теории, сформировавшиеся в кратковременный период «ренессанса» отечественного правоведения рубежа XIX–XX вв., внесли неоценимый вклад в обновление методологии правовой науки. Одна из первых попыток отойти как от рационалистического метода классического юснатурализма, так и от эмпирического метода позитивизма, и на этой основе обосновать новый взгляд на право принадлежит Льву Иосифовичу Петражицкому. По мнению его ученика Г. Д. Гурвича, «Л. И. Петражицкий принадлежит к числу тех первостепенных мыслителей, чьи новаторские идеи настолько опережали свою эпоху, что их истинное значение выявляется лишь спустя определенный промежуток времени». Интерпретация разработанной ученым психологической теории права в контексте «глубоких изменений, характерных для современной философской и юридической мысли»[1,с.339], позволяет понять оригинальность и новизну предложенного им решения проблемы прав человека.
В современной социологии права достаточно прочно утвердилось представление о том, что в ее задачу входит изучение как воздействия социальной жизни на право, так и воздействия права как одного из социальных феноменов на социальную жизнь. Как совершенно правильно отмечается в учебнике по современной социологии права, социология права как новое научное направление в отечественном обществознании сформировалась на основе признания того, что в его задачу входит исследование связи между правом как социальным феноменом и обществом, социальных функций права и комплексных процессов трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях - общества, различных социальных слоев, коллективов, групп и личности.
Цель работы: Рассмотреть основные социологические школы права.
Задачи работы:
Рассмотреть социологию права как науку и учебную дисциплину;
Изучить историю становления социологии права;
Рассмотреть основные научные школы социологии права;
Рассмотреть социологию права в Европе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРАВА
1.1 Социология права как наука и учебная дисциплина
В жизнедеятельности общества, его различных социальных групп важную роль играет система права. Она представляющая собой совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Действие права распространяется почти на все сферы общественной жизни:[1]
- на отношения собственности;
- на распределение труда и его продуктов между членами общества;
- на организацию и деятельность механизмов государственной власти;
- на межличностные и межгрупповые отношения;
- на различные виды посягательств на существующие общественные порядки и отношения;
- на взаимодействия различных государств, их коалиций и союзов.
Поэтому в процессе своего возникновения и развития социология не могла обойти вниманием эту важную сферу общественной жизни.
Что же изучает социология права, каковы ее объект и предмет? Объектом исследования, осуществляемого социологией права, как это вытекает из самого названия данной отрасли знания, является
-
-
Предметом социологии права является:
1. создание и функционирование правовой системы, ее институтов и норм,
2. социальная обусловленность и социальная эффективность действия права,
3. взаимосвязь между правовыми нормами, правовыми отношениями и фактическими общественными отношениями людей,
4. социальные функции права,
5. правовое регулирование деятельности индивидов, их групп и организаций. [2]
Таким образом, социология права представляет собой определенным образом структурированную систему социальных знаний о праве как особом социально-юридическом феномене в его генезисе, а также в действии, т.е. как социально детерминированном и социально действующем (социально направленном) явлении, процессе.
Социология права как научная дисциплина решает целый комплекс исследовательских задач.[3]
Одна из основных задач - исследование социальной обусловленности права.
В качестве фактора становления и развития изучаемого феномена выступает правотворчество. Она рассматривается как социальная, по существу - государственная и общественная, деятельность, в результате которой создается и развивается система законодательных актов и других правовых норм. В них получает реализацию воля господствующего класса, возведенная в закон.
Правовые нормы отличаются от других нормативных систем (например, морали). Отличие состоит в том, что внедрение правовых норм в общественное сознание и их соблюдение обеспечивается принудительной силой государства.
Важное значение имеет выявление социальных факторов правотворческой деятельности.
Важнейший из них – экономический. В нем проявляются потребности и возможности развития экономики страны, ее административно-
Социология права призвана исследовать каждый из этих факторов, выяснять их субординационную соподчиненность, степень влияния на содержание и эффективность применения принимаемых правовых актов.
В системе комплексного социологического обеспечения законодательства возрастающее значение, особенно в трансформирующемся обществе переходного типа, к которому следует отнести Россию и другие страны СНГ, приобретает изучение общественного мнения и его влияния на принятие и осуществление правовых норм.[4]
Наряду с правотворческой деятельностью социология права всесторонне исследует социальные аспекты правоприменнительной деятельности.
Начало этому направлению положили сформулированные французским социологом-позитивистом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917) положения о принудительной силе воздействия правовых норм на поведение граждан.
Но наиболее активно развивается это направление в американской школе социологии права, основателем которой является американский юрист, глава так называемой социологической, или гарвардской, школы права Роско Паунд (1870-1964). Он выступил с программой исследования права «в действии», в его социальном контексте, в реальной правоприменительной деятельности, выступающей в качестве важнейшего средства социального контроля.[5]
Особое внимание Р. Паунд и его последователи уделяют изучению деятельности юристов, в первую очередь судей, от которых зависит реализация права. Они считают, что применение правовых установлений определяется не столько знанием правовых норм и логикой, суждений, сколько интуицией и опытом лиц, применяющих эти нормы к конкретным действиям конкретных лиц в конкретных обстоятельствах. В итоге судебная практика выступает не только в качестве критерия оценки эффективности правовых норм, но и важного фактора познания правовых явлений, изменения их оценок, а следовательно, и корректировки самих правовых установлений.
Такой подход резко расширяет диапазон правоприменительной деятельности. Он предполагает расширение судейского усмотрения в процессе толкования применяемых правовых норм. Сторонники американской школы социологии права признают за судебной властью не только возможности, но и реальные права на нормотворчество по собственной инициативе. Осуществляемое судьями правоприменение и является реальным правом, правом в реальном действии. Поскольку нормативный материал далеко не исчерпывает всего содержания права, и правоприменительные органы призваны его дополнять и обогащать. Они должны учитывать возрастающую сложность общественных отношений и растушую в связи с этим вариативность применения тех или иных правовых установлений.
Такой подход представляется правомерным, поскольку общество развивается быстрее, чем существующая в нем правовая система. Периодически возникает потребность адаптации правовой системы к процессу социальных изменений. Поэтому правовые нормы должны пониматься не в их абсолютном значении, а как обобщенные указатели того, что и как должны делать правоприменители в процессе своей профессиональной деятельности.
Известный французский специалист в области юридической социологии Ж. Карбонье выделяет две основные функции этой специальной социологической теории.
Первая из них - научная функция. Ее содержание заключается в том, чтобы социологическими методами исследовать все многообразие юридической реальности:
-
-
-
-
-
-
Вторая функция юридической социологии - практическая. Наиболее очевидные ее проявления - искусство судить и законодательное искусство, юриспруденция и законотворчество, искусство договора (внесудебная практика, например, нотариальная). Социология права и здесь может выступать в качестве практико-прикладной науки.
Ж. Карбонье подчеркивает, что вторжение социологии в сферу судебной деятельности может происходить в двух основных формах.
Во-первых, это социологическая экспертиза. Здесь социология выступает в качестве вспомогательного средства, используемого судом.
Во-вторых, она выступает как субинститут (заменитель) судьи: речь идет о социологическом толковании. Конечно, судья не единственный интерпретатор закона, в этой роли могут выступать и другие специалисты, например, юрисконсульты, но только судья «может придать толкованию обязательную силу».[6]
Ж. Карбонье рассматривает проблему взаимосвязи социологии с законодательством, в том числе и через призму правовой реформы. Он подчеркивает, что на социологию может быть возложена задача психологической подготовки реформ. Это социология, предшествующая закону - предзаконодательная социология. На социологию может быть возложена и задача объяснения принятого закона. Это послезаконоиодателъная социология.
Реальная жизнедеятельность системы права воплощается не в текстах законодательных актов и кодексов. Она конкретизируется в реальных взаимодействиях людей и социальных групп, соблюдающих или нарушающих правовые нормы. [7]
Поэтому такое важное значение в социологии права придается изучению социальных механизмов действия правовых норм и установлений. Исходя из современных представлений, можно предложить следующую схему социального механизма действия правовой системы. Основным субъектом действия этого механизма выступает управляющая социальная система - государство, его управляющие, регулирующие, контролирующие, правоохранительные органы. Эта система возводит в закон интересы господствующего социального слоя (класса) и придает им юридическое правовое оформление в виде правовых норм. Но эти правовые нормы не являются чисто субъективными установлениями (предписаниями). Они испытывают детерминирующее влияние социально-экономических, политических, социокультурных факторов, преломляют это влияние в своем содержании. [8]