Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка
Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и
негативного порядка, которые выражаются в наличии либо реальной опасности
правонарушения, либо прямого правонарушения. Подобную форму
правоприменения можно назвать охранительной, ибо она осуществляет
вытеснение препятствий, противоправных общественных отношений и
обеспечивает укрепление законности. Данная факультативная стадия
(осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком
соответственно факультативном элементе МПР, как охранительные
правоприменительные акты.
64. Система правового регулирования, её элементы.
65. Механизм правового регулирования.
МПР – система юридических средств, организованных наиболее последовательным
образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения
интересов субъектов права. Его цель – обеспечить беспрепятственное движение
интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). МПР – система
различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих
достигать его целей (формальный признак). Потребность в различных
юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования,
определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям,
наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Элементы МПР:
норма права , юридический факт или фактический состав, правоотношение, акты
реализации прав и обязанностей, охранительный правоприменительный акт.
66. Процидурно-процессуальный
механизм правового регулирован
процесс.
67. Правовые
стимулы и ограничения в
68. Понятие и
основные признаки принуждения.
Принуждение, основанное на праве, входит в систему организационно-правовых
средств правоприменительной деятельности государства. В системе юридических
гарантий, оно занимает особое место, т.к. обеспечивает надлежащее
функционирование государственного аппарата. Государственное принуждение,
как сложное правовое явление характеризуется: спецификой
правоприменительной деятельности специально уполномоченных на то органов и
должностных лиц. Она реализуется в рамках не любой правоприменительной
деятельности, а лишь той, которая является правоохранительной, связанной с
разрешением конкретных правовых ситуаций по применению или возможности
применения правовых санкций. Принуждение есть форма психологического или
физического воздействия на волю и ли поступки субъектов. Применение
принуждения строго ограниченно о рамками закона. ВИДЫ. 1. Предупреждение
(превенция). Основная форма государственного принуждения, в основном
свойственная административному праву. Здесь уполномоченные органы вправе
непосредственно и без обращения за содействием судебных органов применять
предупредительные меры. Эти меры являются важным средством борьбы за
соблюдение правопорядка в стране. 2. Пресечение. Суть эго в том, чтобы
пресечь возникшее противоправное деяние. Свойственно многим отраслям права,
в особенности административному. 3. Правовосстановление. Его призвание в
возмещении ущерба, причинённого противоправным действием. 4. Юридическая
ответственность.
69. Понятие юридической ответственности. Позитивная и ретроспективная
ответственность. Соотношение ответственности и принуждения.
Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами
права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений.
Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность
субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-
принудительный характер. Государственное принуждение — специфическое
воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе. Но
это не просто государственное принуждение, а принуждение к исполнению норм
права. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что
сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые
рамки. Субъектами деятельности выступают суд, прокуратура, милиция,
администрация различных государственных учреждений, которые специально
занимаются
рассмотрением дел о
— это одновременно и претерпевание, она всегда связана с применением мер
государственно-
ответственность отличается от иной социальной ответственности. Юридическая
ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она
сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением
или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения
являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем
обществу и государству или отдельной личности. Лишения — это дополнительные
неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.
Основная черта юридической ответственности — штрафное, карательное
назначение. При этом кара — не самоцель, а средство перевоспитания
правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет
правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав
личности или государства. Юридическая ответственность тесно связана с
санкцией правовой нормы и в этом качестве предстает как принудительно
исполняемая обязанность,
возникшая в связи с
в конкретном правоотношении.
Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где
особое значение играет его состав. Состав правонарушения — это фактическое
основание для юридической ответственности, а норма права — правовое
основание, без которого юридическая ответственность немыслима.
Правонарушение указывает на момент возникновения юридической
ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую
ответственность лица, совершившего его. Поэтому, рассматривая отношение
ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии: а)
возникновение юридической ответственности; б) выявление правонарушения; в)
официальную оценку правонарушения как оснований юридической ответственности
в актах компетентных органов; г) реализацию юридической ответственности.
Говоря о юридической ответственности как обязанности отвечать за уже
содеянное правонарушение, следует различать ее объективные и субъективные
предпосылки.
В объективном смысле это означает, что юридическая ответственность возможна
в силу правового регулирования общественных отношений различными
предписаниями, а в субъективном — свободы воли индивида, ибо без этого нет
вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить
лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным.
Таким образом, юридическая ответственность характеризуется следующими
основными признаками: 1) она опирается на государственное принуждение, на
особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных
нормами права;
2) наступает за совершение правонарушения и связана с общественным
осуждением; 3) выражается в определенных отрицательных последствиях для
правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического
характера; 4) воплощается в процессуальной форме. Указанные признаки
юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы
одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и
позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий. …………
70. Основания юридической ответственности.
Это те юридические и фактические обстоятельства, благодаря которым
становится возможным привлечение лица к юридической ответственности. К ним
относятся: предусмотренность определённого вида правонарушения конкретным
правовым нормам; установленный в законном порядке факт совершения лицом
данного правонарушения; наличие в деяниях предполагаемого правонарушителя
состава правонарушения, отсутствие обстоятельств, исключающих юридическую
ответственность; правоприменительный акт (решение полномочного органа,
должностного лица) о привлечении лица, совершившего правонарушение, к
юридической ответственности на основании соответствующих материальных и
процессуальных норм.
71. Принципы юридической ответственности.
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение
понятия “юридическая ответственность”. Принципы наиболее полно
характеризуют юридическую ответственность, позволяют ярче увидеть природу
данного правового средства. Выделяют следующие основные принципы
юридической ответственности: 1) справедливость, призванная соразмерно
наказывать виновного, не допускать установление уголовных санкций за
проступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего
ответственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно
наказание; обеспечить возмещение причиненного правонарушением вреда (если
он имеет обратимый характер) и т.п.; 2) гуманизм, выражающийся, в
частности, в запрете устанавливать и применять такие меры наказания,
которые унижают человеческое достоинство; 3) законность, требующая, чтобы
юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону и
за деяния, предусмотренные законом; 4) обоснованность, заключающаяся в
объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств
дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и
соответствующей нормы права, в общей форме, фиксирующей юридическую
ответственность, а также в принятии правоприменитель-ного акта,
закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания; 5) неотвратимость,
означающая неизбежность наступления юридической ответственности,
действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и
эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных
лиц; 6) целесообразность, предполагающая соответствие наказания,
избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической
ответственности,
позволяющая
обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).
72. Виды юридической ответственности.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"