Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка
Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и
правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня
развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых
ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и
свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие
"правовая культура" всегда предполагает оценку "качества" правовой жизни
того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми
образцами, идеалами и ценностями. Под правовой культурой понимается
обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим
строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в
достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов,
правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека,
различных групп, всего населения), а также степени гарантированное
государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая
культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового
сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие
правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой
процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., нисколько
информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные,
профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к
закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и
процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых
предписаний и это первый элемент правовой культуры. Уровень развития
правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой
деятельности, в правилах поведении, которые имеют и самостоятельные
характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры
является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из
теоретической — деятельность 'юристов, образовательной — деятельность
студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической —
правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной,
деятельности. Третьим элементом правовой культуры общества является уровень
развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых
выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение
для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства. При
определении качества правовой культуры общества должно учитываться и
состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных
(решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров,
документы
в административно-
правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).
Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и
описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться
законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем,
оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства
достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества,
в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и
духовному строю права и свободы человека.
76. Понятие, форма и уровни проявления правового нигилизма. Пути
преодаления правового нигилизма.
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное
отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных
отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или
формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае
имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма,
когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне),
что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская
революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во
втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на
практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в
многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в
конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и
легкой опора
государственных органов и
безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной
политики на уголовные элементы). Понятно, что в тех обществах, где правовой
нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах,
очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное
отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно
понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и
ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко
распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм.
Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются
государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему
тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (" в интересах
народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе
складывается ведомственный правовой нигилизм.
77. Правовой идеализм и его причины.
Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм —
его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим
невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом
политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось
бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют
как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной
медали». Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в
законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные
пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом
с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода
реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение
пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и
безболезненное развертывание демократии, гласность и др.). Хотелось все это
побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в
конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного
состояния в другое не получилось, ожидания затянулись. Наступило
«социальное похмелье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые
прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же нигилизм, только с
обратным знаком.
78. Понятие и
роль законности в жизни
законности.
Законность – политко-правовое явления, характеризующее процесс
совершенствования государственно-правовой формы организации общества путём
строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего
законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе
социальных отношений. Основу законности образует строгое, неуклонное
соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений.
Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от
условий места и времени. В конкретных исторических условиях эта сущность
наполняется конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы.
Законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в
качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к
субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин,
в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм
права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных
субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает
режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников
общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.Таким
образом, законность можно определить как принцип, метод и режим строгого,
неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками
общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными
организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами —
всеми, без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма
законности — соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь
не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются,
имеет место немало нарушений законности. С законностью теснейшим образом
связано другое правовое явление — правовой порядок (правопорядок).
Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений,
основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации
правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения
правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой цель
правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие
нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование
законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в
виду следующие обстоятельства: — во-первых, нельзя добиться правопорядка
иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и
обеспечения законности; — во-вторых, укрепление законности закономерно и
неизбежно приводит к укреплению правопорядка; — конкретное содержание
правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь,
определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых ниже. Выделяют следующие
принципы законности: единство законности; гарантированность основных прав и
свобод граждан; неотвратимость наказания за совершение правонарушения;
недопустимость противопоставление законности и целесообразности;
взаимосвязь законности и культурности.
79. Основные требования законности.
1. полнота и
эффективность юридических
реализацией требований законности; 3. эффективность мер юридической
ответственности и защиты, способствующих восстановлению нарушенных прав
граждан; 4. высококачественная работа органов государственной власти по
обеспечению законности и правопорядка; 5. постоянное совершенствование
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"