Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

Файлы: 1 файл

Шпоры по ТГП.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

правовой  культуры  общества  основной  акцент  смещен  на  изучение  уровня

развития правовых феноменов в  целом,  на  описание  и  объяснение  правовых

ценностей, идеалов  и достижений в правовой сфере, отражающих  объем  прав  и

свобод человека и  степень  его  защищенности  в  данном  обществе.  Понятие

"правовая  культура" всегда предполагает  оценку  "качества"  правовой  жизни

того или  иного общества и  сравнение  его  с  наиболее  развитыми  правовыми

образцами,  идеалами  и  ценностями.  Под  правовой   культурой   понимается

обусловленное  всем  социальным,  духовным,  политическим  и   экономическим

строем  качественное  состояние  правовой  жизни  общества,  выражающееся  в

достигнутом  уровне  развития  правовой  деятельности,  юридических   актов,

правосознания и в целом в  уровне  правового  развития  субъекта  (человека,

различных  групп,  всего  населения),  а   также   степени   гарантированное

государством  и  гражданским  обществом  свобод  и  прав  человека.  Правовая

культура  общества  зависит  прежде  всего  от  уровня  развития   правового

сознания населения, т. е.  от  того,  насколько  глубоко  освоены  им  такие

правовые феномены, как ценность прав и свобод  человека,  ценность  правовой

процедуры  при  решении  споров,  поиска  компромиссов  и  т.д.,   нисколько

информировано в правовом отношении население,  его  социальные,  возрастные,

профессиональные  и иные группы, каково эмоциональное отношение  населения  к

закону, суду, различным  правоохранительным органам, юридическим  средствам  и

процедурам, какова установка граждан на соблюдение  (несоблюдение)  правовых

предписаний  и  это  первый  элемент  правовой  культуры.  Уровень развития

правового  сознания  может  быть  зафиксирован  лишь  в  реальной   правовой

деятельности,  в  правилах  поведении,  которые  имеют   и   самостоятельные

характеристики.  Поэтому  вторым  элементом  структуры   правовой   культуры

является  уровень  развития  правовой  деятельности.  Последняя  состоит  из

теоретической  —  деятельность  'юристов,  образовательной  —   деятельность

студентов и  слушателей юридических школ,  вузов  и  т.д.  и  практической  —

правотворческой  и  правореализующей,  в  том   числе   правоприменительной,

деятельности. Третьим элементом правовой культуры общества является  уровень

развития всей системы юридических актов, т.е. текстов  документов, в  которых

выражается  и закрепляется право данного  общества. Наиболее  важное  значение

для оценки правовой культуры общества имеет  система  законодательства.  При

определении  качества  правовой  культуры  общества  должно  учитываться   и

состояние индивидуальных правовых актов  —  документов:  правоприменительных

(решения и  приговоры судов,  постановления   следователей,  акты  прокуроров,

документы    в    административно-управленческой    сфере    и    т.д.)    и

правореализационных (договоры в хозяйственном обороте  и т.д.).

Анализ правовой культуры  необходим  для  того,  чтобы  сначала  выделить  и

описать правовые ценности, идеалы и образцы, к  которым  следует  стремиться

законодателю, правоприменителю, гражданину и  обществу  в  целом,  а  затем,

оценив с  этой точки зрения реальное состояние  дел, искать  пути  и  средства

достижения  намеченных идеалов, построения правового  государства и  общества,

в котором  обеспечиваются  соответствующие  его  социально-экономическому  и

духовному строю  права и свободы человека.

 

76.  Понятие,  форма  и  уровни   проявления   правового   нигилизма.   Пути

преодаления правового  нигилизма.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное

отношение к  праву, закону и правовым формам организации  общественных

отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или

формах —  теоретической  (идеологической) и  практической. В первом случае

имеет место  теоретическое, концептуальное обоснование  правового нигилизма,

когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне),

что есть гораздо  более важные ценности (например, мировая  пролетарская

революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во

втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на

практике, что  часто выливается в террор государства  против своего народа, в

многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в

конечном счете  в преступную клику (вот почему становится закономерной и

легкой опора  государственных органов и должностных  лиц, например, органов

безопасности, тюремной администрации и т.д., в  проведении государственной

политики на уголовные элементы). Понятно, что в тех обществах, где правовой

нигилизм воспроизводится  самим государством в соответствующих  масштабах,

очень трудно, почти  невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное

отношение к  праву и среди населения, поскольку  под правом неверно

понимаются  тот порядок, те предписания, которые  устанавливаются законами и

ведомственными  нормативными актами. И тогда в  обществе складывается широко

распространенный  среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм.

Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются

государственными  же органами, ведомственными и должностными лицами, чему

тоже находятся  соответствующие объяснения и оправдания (" в интересах

народа", "для  выполнения плана" и т.д.). В последнем  случае в обществе

складывается ведомственный правовой нигилизм.

 

 

77. Правовой  идеализм и его причины.

Если правовой нигилизм означает недооценку права,  то  правовой  идеализм  —

его переоценку. Оба  эти  явления  питаются  одними  корнями  —  юридическим

невежеством,  неразвитым   и   деформированным   правосознанием,   дефицитом

политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря  на  их,  казалось

бы, противоположную  направленность, в конечном счете, смыкаются  и  образуют

как бы «удвоенное»  общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной

медали». Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры  в

законодательные, а в более широком плане  —  в  парламентско-конституционные

пути решения  назревших проблем, в новые прогрессивные  институты.  Идеализмом

с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а  затем  и  периода

реформации   (ускорение   социально-экономического   развития,   искоренение

пьянства,   резкое   повышение   жизненного   уровня   народа,   плавное   и

безболезненное  развертывание демократии, гласность и др.). Хотелось все  это

побыстрее  воплотить  в  законах,  закрепить  юридически,  провозгласить   в

конституциях.  На  деле  же  форсированного  перехода  общества  из   одного

состояния  в  другое   не   получилось,   ожидания   затянулись.   Наступило

«социальное похмелье»  — горькое и мучительное.  Идеалистические  скороспелые

прожекты, как  правило, сурово мстят за себя. Это  тот же нигилизм,  только  с

обратным знаком.

 

78. Понятие и  роль законности в жизни общества. Сущность и принципы

законности.

Законность   –    политко-правовое    явления,    характеризующее    процесс

совершенствования государственно-правовой формы организации  общества  путём

строгого   и    неуклонного    соблюдения    и    исполнения    действующего

законодательства  с целью  формирования  состояния  правомерности  в  системе

социальных  отношений.  Основу  законности  образует   строгое,   неуклонное

соблюдение,  исполнение  норм  права  участниками  общественных   отношений.

Именно это  присуще законности любого  исторического  периода  независимо  от

условий места  и времени. В конкретных  исторических  условиях  эта  сущность

наполняется конкретным  содержанием  и  приобретает  соответствующие  формы.

Законность  провозглашается, а нередко и  закрепляется  в  законодательстве  в

качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного  к

субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу  различных  причин,

в том числе  и мер государственного принуждения, законность (соблюдение  норм

права)  проявляется   в   конкретном   поведении,   деятельности   указанных

субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В  результате  возникает

режим общественной жизни, выражающийся в  том,  что  большинство  участников

общественных  отношений  соблюдают  и  исполняют  правовые  предписания.Таким

образом, законность можно определить как принцип, метод  и  режим  строгого,

неуклонного   соблюдения,   исполнения   норм   права   всеми    участниками

общественных  отношений (государством, его органами,  общественными  и  иными

организациями, трудовыми коллективами,  должностными  лицами,  гражданами  —

всеми, без исключения). При  этом  принцип  выступает  как  идеальная  форма

законности  — соблюдать нормы права должны все. В действительности же  отнюдь

не все правовые нормы и  не  всеми  субъектами  соблюдаются  и  исполняются,

имеет место  немало нарушений законности.  С  законностью  теснейшим  образом

связано  другое  правовое  явление  —   правовой   порядок   (правопорядок).

Правопорядок  —  это состояние упорядоченности   общественных   отношений,

основанное  на  праве  и  законности.  Это  конечный  результат   реализации

правовых  требований  и  предписаний,   результат   соблюдения,   исполнения

правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой  цель

правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и  другие

нормативно-правовые       акты,       осуществляется       совершенствование

законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно  иметь  в

виду следующие  обстоятельства: —  во-первых,  нельзя  добиться  правопорядка

иными  способами,  кроме   совершенствования   правового   регулирования   и

обеспечения законности; — во-вторых,  укрепление  законности  закономерно  и

неизбежно  приводит  к  укреплению  правопорядка;  —  конкретное  содержание

правопорядка  зависит от содержания  законности,  которое,  в  свою  очередь,

определяется  рядом обстоятельств, рассматриваемых  ниже.  Выделяют  следующие

принципы законности: единство законности; гарантированность основных прав  и

свобод  граждан;  неотвратимость  наказания  за  совершение  правонарушения;

недопустимость    противопоставление    законности    и    целесообразности;

взаимосвязь законности и культурности.

 

79. Основные  требования законности.

1. полнота и  эффективность юридических норм; 2. высокий уровень  надзора   за

реализацией  требований  законности;  3.   эффективность   мер   юридической

ответственности и  защиты,  способствующих  восстановлению  нарушенных  прав

граждан; 4. высококачественная  работа  органов  государственной  власти  по

обеспечению  законности  и  правопорядка;  5.  постоянное  совершенствование

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"