Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

Файлы: 1 файл

Шпоры по ТГП.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

поручительство  и т.д.), которые влияют на практику решения  конкретных  дел.

С   помощью   историка-политического   толкования   выясняются:   во-первых,

исторические  условия  издания  нормативного  акта,  во-вторых,   социально-

политические  цели,  которые  преследовал  законодатель,  издавая  этот  акт.

Необходимость этого способа вызывается тем, что с помощью лишь  установления

правовых связей невозможно уяснить глубоко и  всесторонне смысл и  содержание

нормы права. Историко-политический способ помогает  выявить  смысл  правовой

нормы, обращаясь  к  истории  ее  принятия,  целям  и  мотивам,  обусловившим

введение ее  в  систему  правового  регулирования.  Этот  способ  толкования

позволяет анализировать  также источники, находящиеся  вне  права:  материалы

обсуждения  и принятия проектов нормативных  актов,  первоначальные  проекты,

материалы всенародного обсуждения,  различные  выступления,  мнения  и  т.д.

Историко-политическое толкование  помогает  выявить  такие  правовые  нормы,

которые хотя формально  и не отменены, но фактически уже  не  действуют,  т.е.

не существует тех общественных отношений, которые  норма  регулировала.  Все

это способствует более точному установлению смысла правовой нормы.

 

 

61. Юридическая  практика.

Это  деятельность   по   изданию   (толкованию,   реализации…)   юридических

предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.  Под

структурой  юр.  практики  понимается  её  строение,  расположение  основных

элементов  и  связей,  которые  обеспечивают  её   целостность,   сохранение

объективно  необходимых  свойств  и   функций   при   воздействии   на   неё

разнообразных факторов действительности.  Объекты  практики  –  то,  на  что

направлены  юридические  действия  и  операции  её  субъектов  и  участников

(материальные,  нематериальные  блага,  общественные  отношения,  конкретные

действия  (бездействия)  людей).  Субъекты  –  основные  носители   правовых

отношений,  без  которых  немыслимо  существование  практики.  Участники   –

отдельные лица (организации), которые  содействуют  субъектам  в  выполнении

правовых действий.. Юридические действия  –  внешнее  выражение,  социально-

преобразующее и влекущее определённые правовые последствия  акты субъектов  и

участников. Средства – допускаемые законом предметы  и  явления,  с  помощью

которых обеспечивается достижение цели и  необходимый  результат.  Способ  –

конкретный  путь достижения намеченной цели (результата). Результат  –  итого

юридических   операций,   позволяющий   удовлетворить   индивидуальную   или

общественную  потребность. Формы юридической  практики – способы  организации,

осуществления  и   внешнего   ей   выражения.   Различают   правотворческую,

распорядительную,  интерпретационную  и  иные  виды  практики.  Функции  юр.

практики –  это  обособленные  направления  однородного  её  воздействия  на

объективную   и   субъективную   реальность,   в   которых   проявляются   и

конкретизируются  её природа.

 

62.Правовое регулирование  и правовое воздействие.

Правовое регулирование  —  это  целенаправленное  воздействие  на  поведение

людей и общественные отношения с  помощью  правовых  (юридических)  средств.

Право не должно, да и не может регулировать все  общественные отношения,  все

социальные  связи членов общества. Поэтому на  каждом  конкретно-историческом

этапе общественного  развития должна быть достаточно точно  определена  сфера

правового регулирования. В сферу правового регулирования должны  входить  те

отношения, которые  имеют следующие признаки.  Во-первых,  это  отношения,  в

которых находят  отражение как индивидуальные интересы членов  общества,  так

и  интересы  общесоциальные.  Во-вторых,  в  этих   отношениях   реализуются

взаимные  интересы  их  участников,  каждый  из  которых  идет  на  какое-то

ущемление своих  интересов ради удовлетворения интересов  другого.  В-третьих,

отношения эти  строятся на основе согласия  выполнять  определенные  правила,

признания обязательности этих правил.  В-четвертых,  эти  отношения  требуют

соблюдения   правил,   обязательность   которых    подкреплена    достаточно

действенной силой. История правовой жизни общества  показала,  что  в  сферу

правового  регулирования   входят   три   группы   общественных   отношений,

отвечающих  перечисленным  признакам.  Первую  группу  составляют  отношения

людей по обмену  ценностями  (как  материальными,  так  и  нематериальными).

Здесь  наиболее  ярко  проявляется  возможность  и  необходимость  правового

регулирования имущественных отношений. Вторую группу образуют  отношения  по

властному  управлению  обществом.  В  третью  группу  входят  отношения   по

обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное  протекание

процессов  обмена  ценностями  и  процессов  управления  в  обществе.  Между

правовым регулированием и правовым воздействием  имеются  различия.  Предмет

правового регулирования  несколько уже предмета правового  воздействия.  Если

правовое  регулирование  связано   с   установлением   конкретных   прав   и

обязанностей  субъектов, с прямыми предписаниями  о должном  и  возможном,  то

правовое воздействие  – не всегда. Здесь регулирование  – лишь  одна  из  форм

воздействия права  на социальные связи, которая по  своей сути  не  является

всеохватывающей.  В  этом  смысле  регулирование  –  лишь   одна   из   форм

воздействия права  на социальные связи, охватывающая далеко не все  иные  его

формы. К иным формам относят  следующие:  1)  информационно-психологическую,

2) воспитательную,   3)   социальную.    1.    Информационно-психологический

(мотивированный,   импульсивный)   аспект    характеризуется    воздействием

прескриптивной (нормативной) правовой информации на мотивы субъектов.  Можно

выделить два основных юридических средства, «работающих» на данном уровне  –

правовые  стимулы  и  правовые  ограничения,  которые  синтезируют  в   себе

информационные  и психологические  закономерности,  осуществляемые  в  данном

процессе.  2.  Воспитательный   (педагогический,   ценностно-ориентационный,

общеидеологический)   аспект   необходимо   отличать    от    информационно-

психологического  (мотивационного).  Еще  Л.И.  Петражицкий   заметил,   что

действие права  «состоит, во-первых, в возбуждении  или подавлении  мотивов  к

разным действиям  и воздержанием  (мотивационное  или  импульсивное  действие

права),  во-вторых,  в  укреплении  и  развитии  одних  склонностей  и  черт

человеческого  характера,  в  ослаблении  и  искоренении  других,  вообще,  в

воспитании  народной  психики  в  соответствующем  характеру  и   содержанию

действующих правовых  норм  направлении  (педагогическое  действие  права)».

Здесь  акцент  делается  на   общеидеологическое   влияние   всей   правовой

действительности  на внутренний мир  субъекта,  на  формирование  в  сознании

людей  ценностных  представлений,  на  правовое  воспитание   личности.   3.

Социальный  аспект характеризуется взаимосвязью правовых и других  социальных

(экономических,  политических, нравственных) факторов, принимающих участие в

жизни права  на всех этапах его функционирования.

 

63. Процесс правового  регулирования и его этапы.

Потребность в  различных правовых средствах, действующих  в МПР,  определяется

различным характером движения  интересов  субъектов  к  ценностям,  наличием

разных препятствий, стоящих на этом пути.  Именно  неоднозначность  проблемы

удовлетворения  интересов  как  содержательного   момента   предполагает   и

неоднозначность  проблемы   их   правового   оформления,   обеспечения.    В

зависимости от этого можно выделить следующие  основные  стадии  и  элементы

процесса  правового  регулирования.  1.  Формулирование  правила  поведения,

направленное  на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся  в  сфере

права и требующих  их справедливого упорядочения. На данной стадии не  только

определяется  круг  интересов  и  соответственно  правоотношений,  в  рамках

которых  их   осуществление   будет   правомерным,   но   и   прогнозируются

препятствия, которые  могут  помешать  этому  процессу,  а  также  возможные

правовые средства преодоления последних. Первая  стадия  отражается  в таком

элементе МПР, как нормы  права.  2.  Определение  специальных  условий,  при

наступлении  которых  «включается»  действие  общих   программ   и   которые

позволяют перейти от общих  правил  к  более  детальным.  Речь уже  идет  об

условиях, с  которыми нормы  права  связывают  возникновение,  изменение  или

прекращение правоотношений. Элементом, обозначающим данную стадию,  является

юридический факт, используемый в качестве «спускового крючка»  для  движения

конкретных  интересов по юридическому «каналу».  Однако  зачастую  для  этого

необходима  целая система юридических фактов (фактический  состав);  один  из

них должен быть обязательно решающим. Как  раз  такого  факта  подчас  и  не

хватает субъекту для дальнейшего движения  интереса  к  ценности,  способной

его удовлетворить. Отсутствие решающего юридического факта выступает в  роли

препятствия. Препятствие  это необходимо рассматривать с  двух  точек  зрения:

с содержательной  (социальной,  материальной)  и  формальной  (правовой).  С

точки  зрения  содержания  препятствием  будут  выступать   неудовлетворение

собственных  интересов  субъектом,  а  также   общественных   интересов.   В

формально же правовом смысле препятствие выражается в  отсутствии  решающего

юридического  факта,  причем  преодолевается  данное  препятствие  только  на

уровне    правоприменительной    деятельности    в    результате    принятия

сооветствующего акта применения  права.  Вторая  стадия  процесса  правового

регулирования отражается в таком элементе  МПР,  как  юридический  факт  или

фактический  состав,  где  функцию  решающего  юридического   факта   играет

оперативно-исполнительный   правоприменительный   акт.    3.    Установление

конкретной  юридической связи с весьма определенным разделением субъектов  на

управомоченных  и обязанных. Данная стадия воплощается  в таком элементе  МПР,

как  правоотношение.   4.  Реализация  субъективных   прав   и   юридических

обязанностей, при которой  правовое  регулирование  достигает  своих  целей,

позволяет интересу субъекта  удовлетвориться.  Акты реализации  субъективных

прав и юридических  обязанностей – основное средство. При его помощи права  и

обязанности претворяются в жизнь –  осуществляются  в  поведении  конкретных

субъектов. Четвертая  стадия процесса правового  регулирования  отражается  в

таком элементе МПР, как  акты  реализации  прав  и  обязанностей.   5.  Если

беспрепятственная  форма  реализации  права  не  удается,   то   на   помощь

неудовлетворенному  интересу  приходит  соответствующая  правоприменительная

деятельность. Возникновение правоприменения  в этом случае (в случае  чинения

для осуществления  интересов препятствий) уже связывается  с  обстоятельствами

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"