Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка
Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и
Типология государств тесно связана с понятием формы государства.
Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе
анализа его организационного устройства, методов осуществления
государственной власти. Четкого соотношения между типом и формой
государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же
типа могут встречаться различные формы организации и деятельности
государственной власти, а с другой государства различного типа могут
обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства
любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости
общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед
собой государство. Другими словами, категория формы государства
непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное
влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его
исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные
особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы
государства определяет также характер взаимоотношений государства и его
органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами,
общественными движениями, церковью и другими организациями). ФОРМА
ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя
три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного
устройства и форму государственного режима. В различных странах
государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые
по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во
взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств,
особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение
каждому элементу формы государства.
86. Формы государственного правления: понятие и виды. Особенности формы
государственного правления в России и её развитие в современных условиях
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной
власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить: - как
создаются высшие органы государства, и какого их строение; - как строятся
взаимоотношения
между высшими и другими
строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и
населением страны; - в какой мере организация высших органов государства
позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам
формы государственного правления подразделяются на : - монархические
(единоличные, наследственные) - республиканские (коллегиальные,
выборные). Признаки монархии: власть передаётся по наследству;
осуществляется бессрочно; не зависит от населения. Конституционная монархия
представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха
значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение
определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве
изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и
дуалистической .Неограниченные монархии: единственный носитель суверенитета
государства – монарх. Ограниченные – в которых наряду с монархами
носителями суверенитета выступают высшие ОГВ, ограничивающие власть главы
государства (Англия, Япония). Республика – выборность власти; срочность;
зависимость от избирателей. Республики бывают президентскими (США, Сирия),
парламентскими (Германия, Италия) и смешанными (Франция, Финляндия).
87. Формы государственного устройства: понятие и виды. Конфедерация и иные
формы межгосударственного устройства. Федеративное устройство РФ.
Форма государственного устройства - это национальное и
административно-
характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными
и местными органами государственного управления, власти. В отличии от форм
правления организация государства рассматривается с точки зрения
распределения государственной власти и государственного суверенитета в
центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит
внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и
каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между
центральными и местными государственными органами; в какой государственной
форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
По форме
государственного устройства
на три основные группы : унитарное; федеративное; конфедеративное.
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование,
состоящее из
административно-
центральным органам власти и признаками государственной независимости не
обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие
исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют
верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного
государства действует одна конституция, единая система законодательства,
одно гражданство; составные части унитарного государства (области,
департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не
обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие
по численности национальности, широко допускает национальную и
законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения
осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на
международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми
осуществляется центральными органами государственной власти. Федерация -
представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных
государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить
наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных
государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных
субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д. 2. В союзном
государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть
принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации
имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие
исполнительные, законодательные и судебные органы 4. В большинстве
федерации существует
союзное гражданство и гражданс
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата,
представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегосударственную
внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные
федеральные органы. Они официально представляют федерацию в
межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Федерации
строятся по территориальному и национальному признаку, который в
значительной мере определяет характер, содержание, структуру
государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется
значительным ограничением государственного суверенитета субъектов
федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным
государственным устройством. Основное различие между территориальной и
национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их
субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает
верховенством по отношению к высшим государственным органам членов
федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом
национальных государственных образований. Иная форма межгосударственного
устройства содружество государств (Содружество Независимых Государств).
88. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Политический
(государственный) режим современной России.
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в
жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например,
изменение политического режима (даже если форма правления и форма
государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому
изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что
политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее
содержанием. Политический режим — это методы осуществления политической
власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в
результате взаимодействия и противоборства различных политических сил,
функционирования всех политических институтов и характеризуется
демократизмом или антидемократизмом. Приведенное определение позволяет
выделить следующие признаки данного феномена. 1. Политический режим прежде
всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется
политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности,
парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо
прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят
методы насилия, в государстве складывается режим реакционный,
антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени
сочетаются оба начала. 2. В каждой стране политический режим определяется.
соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует
устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное
национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный
политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы,
политический режим постоянно изменяется. При демократическом режиме высшие
органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах
демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и
гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех
сферах общества. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский
режим, когда власть переходит в ;)уки реакционных сил, осуществляется
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"