Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

Файлы: 1 файл

Шпоры по ТГП.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

Типология  государств  тесно   связана   с   понятием   формы   государства.

Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются  на  основе

анализа   его    организационного    устройства,    методов    осуществления

государственной  власти.  Четкого   соотношения   между   типом   и   формой

государства нет. С одной стороны в пределах государства  одного  и  того  же

типа  могут  встречаться  различные   формы   организации   и   деятельности

государственной  власти,  а  с  другой  государства  различного  типа  могут

обличаться  в одинаковую форму.   Своеобразие  конкретной  формы  государства

любого исторического  периода определяется, прежде всего,  степенью  зрелости

общества и  государственной жизни, задачами и  целями,  которые  ставит  перед

собой   государство.   Другими   словами,   категория   формы    государства

непосредственно зависит от  его  содержания  и  определяется  им.  Серьезное

влияние на  форму  государства  оказывает  культурный  уровень  народа,  его

исторические  традиции,  характер  религиозных  мировоззрений,  национальные

особенности, природные  условия проживания и другие факторы. Специфику  формы

государства определяет также характер   взаимоотношений  государства  и  его

органов   с   негосударственными   организациями   (партиями,   профсоюзами,

общественными  движениями,  церковью   и   другими   организациями).   ФОРМА

ГОСУДАРСТВА  -  сложное общественное  явление,  которое  включает   в   себя

три   взаимосвязанных  элемента:  форму  правления,  форму  государственного

устройства  и   форму   государственного   режима.   В   различных   странах

государственные формы имеют свои особенности, характерные  признаки,  которые

по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь  во

взаимосвязи и  взаимодействий. Вместе с тем  форма  существующих  государств,

особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет  дать  определение

каждому элементу формы государства.

 

86. Формы государственного  правления:  понятие  и  виды.  Особенности  формы

государственного  правления в России и её развитие в современных условиях

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти, порядок  их  образование  и  распределение  компетенции  между  ними.

Форма  государственного  правления  дает  возможность  уяснить:   -      как

создаются высшие органы государства, и какого их строение;  -  как  строятся

взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; -     как

строятся  взаимоотношения  между   верховной   государственной   властью   и

населением  страны; - в какой мере  организация  высших  органов  государства

позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.  По  указанным  признакам

формы  государственного  правления  подразделяются  на  :  -   монархические

(единоличные,   наследственные)    -      республиканские    (коллегиальные,

выборные).   Признаки   монархии:   власть   передаётся    по    наследству;

осуществляется  бессрочно; не зависит от населения. Конституционная  монархия

представляет  собой  такую  форму  правления,  при  которой  власть  монарха

значительно ограничена  представительным  органом.  Обычно  это  ограничение

определяется  конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же  не  в  праве

изменить  конституцию.  Конституционная  монархия  бывает  парламентарной  и

дуалистической .Неограниченные монархии: единственный носитель суверенитета

государства  –  монарх.  Ограниченные  –  в  которых  наряду   с   монархами

носителями  суверенитета выступают высшие ОГВ,  ограничивающие  власть  главы

государства (Англия, Япония). Республика  –  выборность  власти;  срочность;

зависимость от избирателей. Республики бывают президентскими  (США,  Сирия),

парламентскими (Германия, Италия) и смешанными (Франция, Финляндия).

 

87. Формы государственного  устройства: понятие и виды. Конфедерация  и  иные

формы межгосударственного  устройства. Федеративное устройство РФ.

          Форма  государственного  устройства    -    это   национальное   и

административно-территориальное  строение  государства,  которое  раскрывает

характер, взаимоотношений  между его составными частями,  между  центральными

и местными органами государственного управления, власти. В отличии  от  форм

правления   организация   государства   рассматривается   с   точки   зрения

распределения  государственной  власти  и  государственного  суверенитета  в

центре и  на местах, их  разделение  между  составными  частями  государства.

Форма  государственного  устройства  показывает:  из  каких  частей  состоит

внутренняя  структура государства; какого правовое положение  этих  частей  и

каковы  взаимоотношения  этих  органов;   как   строятся   отношения   между

центральными  и местными государственными органами; в  какой  государственной

форме выражаются интересы каждой  нации,  проживающей  на  этой  территории.

   По форме  государственного устройства все  государства  можно  подразделить

на  три  основные  группы  :   унитарное;   федеративное;   конфедеративное.

Унитарное государство  -  это единое  цельное  государственное  образование,

состоящее из  административно-территориальных  единиц,  которые  подчиняются

центральным органам  власти и  признаками  государственной  независимости  не

обладают.  Унитарное  государство  характеризуется  следующими   признаками:

унитарное устройство предполагает  единые,  общие  для  всей  страны  высшие

исполнительные, представительные и  судебные  органы,  которые  осуществляют

верховное руководство  соответствующими органами;  на  территории  унитарного

государства действует  одна  конституция,  единая  система  законодательства,

одно  гражданство;  составные   части   унитарного   государства   (области,

департаменты, округа, провинции, графства) государственным  суверенитетом  не

обладают; унитарное  государство, на территории которого проживают  небольшие

по   численности   национальности,   широко   допускает    национальную    и

законодательную   автономию;   все   внешние   межгосударственные   сношения

осуществляют  центральные органы, которые официально представляют  страну  на

международной арене; имеет единые  вооруженные  силы,  руководство  которыми

осуществляется  центральными органами государственной  власти.  Федерация   -

представляет   собой   добровольное   объединение   ранее    самостоятельных

государственных образований  в  одно  союзное  государство.  Можно  выделить

наиболее  общие  черты,  которые  характерны  для  большинства  федеративных

государств. 1. Территория  федерации  состоит  из  территорий  ее  отдельных

субъектов:  штатов,  кантов,  земель,  республик  и  т.д.  2.    В   союзном

государстве верховная  исполнительная,  законодательная  и  судебная  власть

принадлежит  федеральным  государственным  органам.  3.  Субъекты  федерации

имеют  право   принятия   собственной   конституции,   имеют   свои   высшие

исполнительные,  законодательные  и  судебные  органы   4.   В   большинстве

федерации существует союзное гражданство и гражданство  федеральных  единиц.

5.  При федеральном  государственном устройстве в  парламенте имеется  палата,

представляющая  интересы членов федерации.  6.  Основную  общегосударственную

внешнеполитическую   деятельность   в   федерациях   осуществляют    союзные

федеральные   органы.    Они    официально    представляют    федерацию    в

межгосударственных  отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ  и др.).  Федерации

строятся  по  территориальному   и   национальному   признаку,   который   в

значительной    мере    определяет    характер,    содержание,     структуру

государственного  устройства.  Территориальная   федерация   характеризуется

значительным   ограничением    государственного    суверенитета    субъектов

федерации.   Национальные   федерации    характеризуются    более    сложным

государственным  устройством.  Основное  различие  между  территориальной  и

национальной  федерацией  состоит  в  различной  степени   суверенности   их

субъектов.  Центральная  власть  в   территориальных   федерациях   обладает

верховенством  по  отношению  к  высшим   государственным   органам   членов

федерации.    Национальное    государство    ограничивается    суверенитетом

национальных  государственных  образований.  Иная  форма  межгосударственного

устройства  содружество государств (Содружество Независимых Государств).

 

88. Политический  (государственный)  режим:  понятие   и  виды.  Политический

(государственный)  режим современной России.

С формой государства  тесно связан политический режим,  значение  которого  в

жизнедеятельности  той  или  иной  страны  исключительно  велико.  Например,

изменение  политического  режима  (даже  если  форма   правления   и   форма

государственного  устройства остаются прежними)  обычно  приводит  к  резкому

изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано  это  тем,  что

политический  режим связан не только с формой организации власти, но и  с  ее

содержанием. Политический режим  —  это  методы  осуществления  политической

власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое  складывается  в

результате  взаимодействия  и  противоборства  различных  политических  сил,

функционирования   всех   политических    институтов    и    характеризуется

демократизмом  или  антидемократизмом.  Приведенное  определение   позволяет

выделить следующие  признаки данного феномена.  1. Политический режим  прежде

всего  зависит  от  того,  какими  методами  в  государстве   осуществляется

политическая  власть. Если это методы  убеждения,  согласования,  законности,

парламентаризма, если применяется только  правовое  принуждение,  то  налицо

прогрессивный, демократический  режим.  Когда  же  на  первый  план  выходят

методы   насилия,   в   государстве    складывается    режим    реакционный,

антидемократический.  Существуют  режимы,  где  в  той или   иной   степени

сочетаются  оба начала. 2. В каждой стране политический  режим  определяется.

соотношением,  раскладом  политических  сил.  В  странах,   где   существует

устойчивый   баланс   политических   сил   или   достигнуто   долговременное

национальное  согласие,  результатом  такого  согласия  является  стабильный

политический  режим. Но если в стране верх берут  то  одни,  то  другие  силы,

политический  режим постоянно изменяется. При  демократическом  режиме  высшие

органы государства  имеют мандат народа, власть реализуется в  его  интересах

демократическими  и правовыми методами. Здесь  права  и  свободы  человека  и

гражданина  всесторонне гарантированы и  защищены, закон господствует во  всех

сферах общества. Крайне недемократическим является  тоталитарный  фашистский

режим, когда  власть  переходит  в  ;)уки  реакционных  сил,  осуществляется

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"