Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

Файлы: 1 файл

Шпоры по ТГП.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах  («О

Конституционном  Суде  Российской  Федерации»,  «О  прокуратуре   Российской

Федерации»  и др.).  Первая  группа  охватывает  конституционно  закрепленные

принципы организации  и деятельности  механизма  государства:  народовластие,

гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип  народовластия

проявляется  в  демократической  организации  государства,   республиканской

форме правления, при которых носитель суверенитета и  единственный  источник

власти в  Российской Федерации — многонациональный  народ. Народ  осуществляет

свою власть по разным каналам, в  том  числе  и  непосредственно  (например,

выборы президента и представительных  органов  государственной  власти)  или

через органы местного самоуправления. Однако главное место  в  ряду  средств

осуществления  власти  народа   Российской   Федерации   занимает   механизм

государства  в  лице  объединяемых   им   органов.   Принцип   гуманизма   в

формировании  и деятельности механизма Российского  государства  зиждется  на

том  понимании,  что  оно  —  социальное  государство,   политика   которого

направлена  на удовлетворение духовных и материальных потребностей  личности,

обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения  властей,

согласно  которому   государственная   власть   осуществляется   на   основе

разделения  на законодательную, исполнительную  и  судебную,  предусматривает

самостоятельность органов, относящихся к различным  ветвям  власти.  Принцип

федерализма  в  формировании  и  деятельности   государственного   механизма

определяется  тем,  что  Российская  Федерация   состоит   из   равноправных

субъектов, каковыми являются республики, края, области, города  федерального

значения, автономные  области,  автономные  округа.  Во  взаимоотношениях  с

федеральными  органами  власти  субъекты  Российской  Федерации  равноправны

между  собой.  Принцип  законности  заключается  во  всеобщности  требования

соблюдать и  исполнять законы. Согласно  статье  15  (п.  2)  Конституции  РФ

органы государственной  власти  и  должностные  лица,  равно  как  и  органы

местного  самоуправления,  граждане  и  их  объединения,  обязаны  соблюдать

Конституцию и законы России. Рассмотренные  общие  конституционные  принципы

организации   и   деятельности   механизма   государства    получают    свое

подкрепление,  развитие  и  конкретизацию  во   второй   группе   принципов,

закрепляемых  в  федеральных  законах.  Комплексное  выражение  эта   группа

получила в  Федеральном законе «Об основах  государственной службы  Российской

Федерации». К  числу этих принципов  следовало  бы  также  отнести  сочетание

коллегиальности  и  единоначалия,  экономичность   государственной   службы.

Выполнение  последнего принципа особенно  актуально  в  современных  условиях

существования    чрезмерно    разросшегося     управленческого     аппарата.

Перечисленные выше принципы  формирования  и  деятельности  государственного

механизма  как   системы   государственных   органов,   рассматриваемые   во

взаимосвязи и  взаимодействии, придают механизму  государства необходимые  для

его успешного  функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

95. Механизм  государства и разделение властей. Теория разделения властей.

Единство   и   разделение   являются   важнейшими   принципами   организации

государственной власти, это те определяющие начала, на которых  основывается

система  государственной  власти.  Государственная  власть  характеризуется,

прежде всего, единством. Единство государственной  власти  выражается  в  её

целостности,  то  есть  власть  выражается  в  её  целостности,   власть   в

государстве представляет собой нечто единое целое.  В  государстве  не  может

существовать  две,  три   и   более   различных   государственных   властей.

Государственная власть в обществе, в государстве  одна,  хотя  осуществляется

она довольно часто  не одним, а многими государственными органами. В  древних

и средневековых  государствах  единство  государственной  власти  связывалось

обычно с  властью монарха  –  личность  которого  нередко  обожествлялась.  В

государствах  нового и  новейшего  времени  единство  государственной  власти

чаще всего  связывается с тем, что  источником  и  носителем  государственной

власти  признается  народ  –   который   осуществляет   свою   власть   либо

непосредственно,   либо   через   выборные   органы.     Принцип    единства

государственной власти на практике  нередко  гипертрофируется  –  это  имеет

место тогда, когда  вся полнота государственной  власти  сосредотачивается  в

руках одного лица или органа. При такой организации  государственной  власти

как правило  происходит узурпация государственной  власти  и  устанавливается

либо диктаторский  либо тиранический  режим.   Другим  важнейшим принципом

государственной   власти   является   разделение   государственной    власти

(разделение  властей). Теоретическое обоснование  принципа разделения  властей

получил в 17-18 веках  как средство борьбы  с  абсолютизмом  и  как  средство

обеспечения свободы. Первый выдвинул идею англичанин Джон Локк –  он  первый

предложил разделить  государственную власть на три ветви  –  законодательную,

исполнительную  и  федеративную.  Позднее  эту   идею   развил   французский

Мыслитель   Шарль   Монтескье.   Монтескье   предложил   разделить    единую

государственную власть на три  ветви  –  законодательную,  исполнительную  и

судебную. При  этом Монтескье отдавал  лидерство  законодательной  власти.  В

последующем  идея  получила   свою   практическую   реализацию   во   многих

государствах: в США и Франции.  Суть принципа разделения властей  состоит  в

том, что единая государственная  власть  подразделяется  как  правило  на  3

относительно  самостоятельные ветви власти:  законодательную,  исполнительную

и судебную. В  соответствии с принципом разделения властей  создаются  высшие

органы государства, которые взаимодействуют  на  основе  системы  сдержек  и

противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей  и  выделение

относительно  самостоятельных ветвей государственной  власти,  государственная

власть по-прежнему сохраняет  своё  единство,  поскольку  деятельность  всех

ветвей  власти  должна  быть  сбалансирована  и  осуществляется   в   тесном

взаимодействии.

 

96. Органы государства: понятие и классификация.

Государственный  орган  —  это  звено   (элемент)   механизма   государства,

участвующее в  осуществлении  функций  государства  и  наделенное  для  этого

властными полномочиями. Органы  государства  классифицируются  по  различным

основаниям  По  способу  возникновения  они  подразделяются  на  первичные  и

производные. Первичные  органы  государства  никакими  другими  органами  не

создаются.  Они  либо  возникают  в  порядке  наследования   (наследственная

монархия), либо избираются по установленной процедуре  и  получают  властные

полномочия  от  избирателей  (представительные  органы).  Производные  органы

создаются   первичными   органами,   которые   и   наделяют   их   властными

полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы,  органы

прокуратуры  и  т.д.  По  объему  властных  полномочий  органы   государства

классифицируются  на  высшие  и  местные.  Правда,  не  все  местные  органы

являются  государственными  (например,  органы   местного   самоуправления).

Высшие  органы  государства  наиболее  полно  олицетворяют   государственную

власть, распространяющуюся на территорию всего государства.  Местные  органы

государства функционируют  в административных единицах  (графствах,  округах,

коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия  распространяются  только

на эти регионы. По широте компетенции выделяются органы государства общей  и

специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать  широкий

круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы,  активно  участвует

в осуществлении  всех функций государства.  Органы  специальной  (отраслевой)

компетенции специализируются на выполнении  какой-то  одной  функции  одного

вида деятельности  (министерство  финансов,  министерство  юстиции).  Органы

государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные  и  единоличные.  На

механизм государства,  классификацию  его  высших  органов  непосредственное

влияние оказывает  принцип  разделения  властей,  в  соответствии  с  которым

создаются    законодательные,    исполнительные    и    судебные     органы.

Законодательные органы. Право  издания  законов  принадлежит  обычно  высшим

представительным  органам.   Обозначаются   они   общим   родовым   термином

"парламент".  Парламенты в  большинстве  стран  мира  состоят  из  нижней  и

верхней   палаты.    Глава   государства.   Разделенная   на    три    ветви

государственная власть не перестает быть единой и  суверенной: у  нее  единый

властеобразующий  источник — народ; она  выражает  единые  коренные  интересы

населения   страны.   Поэтому   самостоятельность   органов   исполнительной

законодательной и  судебной  власти  не  абсолютна,  а  относительна.  Глава

государства как  раз и призван  обеспечивать  согласованное  функционирование

этих  органов  в  интересах  единой  властной  воли  народа   и   достижения

общегосударственных целей. В современных государствах глава государства,  по

общему правилу, является единоличным: в конституционных  монархиях  —  монарх

в республиках  —  президент.  Исполнительные  органы.  Исполнительная  власть

принадлежит  правительству,  которое  непосредственно   управляет   страной.

Правительство  обычно  состоит  из  главы  правительства  (премьер-министра,

председателя  совета или кабинета министров,  первого  министра,  канцлера  и

т.д.),  его  заместителей  и  членов  правительства,   которые   возглавляют

отдельные центральные  ведомства государственного  управления  (министерства,

департаменты) и именуются  министрами,  секретарями,  статс-секретарями. По

всем вопросам своей компетенции правительство  издает правовые  акты  (указы,

декреты, постановления, распоряжения),  которые  обязательны  к  исполнению.

Органы  правосудия  образуют  довольно   сложную   систему,   состоящую   из

гражданских, уголовных,  административных,  военно-полевых,  транспортных  и

иных судов. На верху этой  системы  находятся  верховные  и  конституционные

суды.  Судебные  органы  реализуют  правосудие   посредством   регулируемого

процессуальным  правом судопроизводства. В странах, где  существует  судебный

прецедент, они  участвуют в правотворчестве. В  механизм  государства  входят

силовые  ведомства  составляющие  основу  властной   силы   государства,   —

вооруженные  силы,  органы   безопасности,   полиция   (милиция).   Основное

назначение  последней  —  охрана   общественного   порядка   и   обеспечение

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"