Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка
Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и
государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О
Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской
Федерации» и др.). Первая группа охватывает конституционно закрепленные
принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие,
гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия
проявляется в демократической организации государства, республиканской
форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник
власти в Российской Федерации — многонациональный народ. Народ осуществляет
свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например,
выборы президента и представительных органов государственной власти) или
через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств
осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм
государства в лице объединяемых им органов. Принцип гуманизма в
формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на
том понимании, что оно — социальное государство, политика которого
направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности,
обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения властей,
согласно которому государственная власть осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает
самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти. Принцип
федерализма в формировании и деятельности государственного механизма
определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных
субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального
значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с
федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны
между собой. Принцип законности заключается во всеобщности требования
соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ
органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы
местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать
Конституцию и законы России. Рассмотренные общие конституционные принципы
организации и деятельности механизма государства получают свое
подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов,
закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа
получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской
Федерации». К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание
коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы.
Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях
существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.
Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного
механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во
взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для
его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
95. Механизм государства и разделение властей. Теория разделения властей.
Единство и разделение являются важнейшими принципами организации
государственной власти, это те определяющие начала, на которых основывается
система государственной власти. Государственная власть характеризуется,
прежде всего, единством. Единство государственной власти выражается в её
целостности, то есть власть выражается в её целостности, власть в
государстве представляет собой нечто единое целое. В государстве не может
существовать две, три и более различных государственных властей.
Государственная власть в обществе, в государстве одна, хотя осуществляется
она довольно часто не одним, а многими государственными органами. В древних
и средневековых государствах единство государственной власти связывалось
обычно с властью монарха – личность которого нередко обожествлялась. В
государствах нового и новейшего времени единство государственной власти
чаще всего связывается с тем, что источником и носителем государственной
власти признается народ – который осуществляет свою власть либо
непосредственно, либо через выборные органы. Принцип единства
государственной власти на практике нередко гипертрофируется – это имеет
место тогда, когда вся полнота государственной власти сосредотачивается в
руках одного лица или органа. При такой организации государственной власти
как правило происходит узурпация государственной власти и устанавливается
либо диктаторский либо тиранический режим. Другим важнейшим принципом
государственной власти является разделение государственной власти
(разделение властей). Теоретическое обоснование принципа разделения властей
получил в 17-18 веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство
обеспечения свободы. Первый выдвинул идею англичанин Джон Локк – он первый
предложил разделить государственную власть на три ветви – законодательную,
исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский
Мыслитель Шарль Монтескье. Монтескье предложил разделить единую
государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и
судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В
последующем идея получила свою практическую реализацию во многих
государствах: в США и Франции. Суть принципа разделения властей состоит в
том, что единая государственная власть подразделяется как правило на 3
относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную
и судебную. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие
органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и
противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение
относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная
власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех
ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном
взаимодействии.
96. Органы государства: понятие и классификация.
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства,
участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого
властными полномочиями. Органы государства классифицируются по различным
основаниям По способу возникновения они подразделяются на первичные и
производные. Первичные органы государства никакими другими органами не
создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная
монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные
полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы
создаются первичными органами, которые и наделяют их властными
полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы
прокуратуры и т.д. По объему властных полномочий органы государства
классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы
являются государственными (например, органы местного самоуправления).
Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную
власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы
государства функционируют в административных единицах (графствах, округах,
коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только
на эти регионы. По широте компетенции выделяются органы государства общей и
специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий
круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует
в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой)
компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного
вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции). Органы
государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На
механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым
создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим
представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином
"парламент". Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и
верхней палаты. Глава государства. Разделенная на три ветви
государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый
властеобразующий источник — народ; она выражает единые коренные интересы
населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной
законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава
государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование
этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения
общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по
общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх
в республиках — президент. Исполнительные органы. Исполнительная власть
принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной.
Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра,
председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и
т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют
отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства,
департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями. По
всем вопросам
своей компетенции
декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из
гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и
иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные
суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого
процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный
прецедент, они участвуют в правотворчестве. В механизм государства входят
силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, —
вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное
назначение последней — охрана общественного порядка и обеспечение
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"