Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

Файлы: 1 файл

Шпоры по ТГП.doc

— 978.00 Кб (Скачать)

государствах  образование  является  обязательным.  Государство  поощряет  и

развивает   искусство,   обеспечивает   для   граждан   свободу   творческой

деятельности.  Не  может  быть  сильного,  процветающего   государства   без

уважения  и  сохранения  исторических  традиций  и   культурного   наследия.

Воспитание  граждан в духе патриотизм, уважения к  историческому  прошлому  -

непременная  составная  часть  воспитательного  процесса.  Большое  значение

имеет правовое воспитание.  Каждый  гражданин  Российской  Федерации  обязан

знать   законы   своего   государства   и   строго    соблюдать    их.    5.

Природоохранительная  функция: Охрана природы, окружающей  среды  -  насущная

необходимость современного мира. Человек в  результате  своей  хозяйственной

деятельности  нарушает естественные  природные  связи,  разрушает  окружающую

среду, чем  невольно  создает  для  себя  неблагоприятные  (даже  гибельные)

условия  обитания.  Охрана  природы -  дело  всего общества,   но   только

государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями  мобилизации

усилий  всех  организаций  и  граждан,  может  реально   обеспечить   защиту

окружающей  среды.  В  современную  эпоху  проблемы  охраны  и  рационального

использования   природных   богатств   приобрели   большое    экономическое,

социальное  и политическое значение. Они затрагивают  интересы всех народов  и

государств. Внешние  функции.  1.  Функция  защиты  из  вне:  Данная  функция

является важнейшим  направлением деятельности государства, ибо  она  нацелена

на  защиту  мирного  труда,  суверенитета  и   территориальной   целостности

государства.  Основную  роль  в  этом  играют  Вооруженные  Силы  Российской

Федерации. Согласно  статье  59  Конституции  Российской  Федерации  “Защита

Отечества является долгом и обязанностью гражданина  Российской   Федерации.

Гражданин  Российской  Федерации  несет  военную  службу  в  соответствии  с

федеральным законом.”

Согласно  этому  закону:  все  мужчины  -   граждане   РФ,   независимо   от

происхождения, социального и  имущественного  положения,  места  жительства,

обязаны проходить  действительную военную  службу  в  рядах  Вооруженных  Сил

Российской  Федерации. На действительную военную службу призываются  граждане

мужского пола, которым  ко  дню  призыва  исполняется  18  лет.  2.  Функция

сотрудничества  с другими странами.  Функция  сотрудничества  и  взаимопомощи

выражает интересы  всех  государств.  На  этой  основе  создаются  различные

организации деятельность  которых  направлена  на  улучшение  экономической,

политической  и культурной жизни общества  (ООН,  НАТО,  Варшавский  договор,

СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной преступностью:

В последнее  время все  более  широкие  масштабы  приобретает   международная

преступность.

Торговля и  контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием  -

вот небольшой  перечень наиболее опасных  видов  международных  преступлений.

Ни одно государство  не в силах  в  одиночку  справиться  с  этой  проблемой.

Очевидна  необходимость  совместных  действий   государств   по   борьбе   с

международной  преступностью.  Конкретными  действиями   государств  в  этой

области  является   создание   международных   организаций   по   борьбе   с

преступлениями.

Одной  из  таких  организаций  является  ИНТЕРПОЛ.  4.  Участие   в   охране

окружающей  Среды:

В настоящее  время остро встал вопрос  об  охране  окружающей  среды.  Данный

вопрос постоянно  находится в центре внимания всего  мира.  Охрана  окружающей

среды  становится  составной  частью  программы   завершения   строительства

материально - технической  базы в государстве.

В ряде государств это  проявляется  в  особой  мере,  в  связи  со  сложными

климатическими  условиями.  Крупные  ученые  ряда   государств   обеспокоены

экологическим   состоянием   природы   в   различных   уголках   мира.    Из

государственного  бюджета  все  больше  и  больше  выделяется   средств   на

поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают  различную  помощь  и

общественные  организации.  В  ряде   государств   правительство   принимает

различные  меры  к  нарушению   нормативных   актов   по   охране   природы.

Главенствующее  положение занимает убеждение,  а  также  штрафы  и  уголовные

наказания.

 

91. Классификация функций государства.

Научное  познание  государства   любого   исторического   типа   обязательно

предполагает  рассмотрение  его  функций,  представляющих  собой   важнейшие

качественные  характеристики и ориентиры  не  только  собственно  государства

как особой организации  публичной власти, но и общества в целом.  В  связи  с

тем, что государство  выполняет множество функций, содержание которых  весьма

разнообразно, необходима  их  научная  классификация.  Рассмотрим  некоторые

основания  (критерии)  такой  классификации.  Наиболее   общими   критериями

отграничения  одной  функции  от  другой  являются:  во-первых,  особенности

объекта   государственного   воздействия,   своеобразие   тех   общественных

отношений,   на   которые   государство   воздействует   в_процессе    своей

деятельности;  во-вторых,  обусловленная  последними  специфика   содержания

каждой функции. т.е. более или менее однородных, близких друг к другу  видов

государственной  деятельности.  В  зависимости  от  того,  в   какой   сфере

общественной  жизни — внутренней или внешней -  осуществляются  те  или  иные

функции государства, разрешению каких задач они служат —  внутриполитических

или  внешнеполитических  —  они  подразделяются  на  внутренние  и  внешние.

Внутренние   функции   государства   —   это,    например,    экономическая,

экологическая, функция развития культуры, науки  и  образования.  К  внешним

функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира  и  поддержка  мирового

порядка и т.д. Среди внутренних и внешних  функций государства различаются

функции основные  и  неосновные.  Основные  функции  —  это  наиболее  общие

важнейшие направления  деятельности  государства  по  осуществлению  коренных

стратегических  задач и целей, стоящих перед  ним в определенный  исторический

период. Основным функциям государства присущ ряд  общих  черт.  Во-первых,  в

них наиболее  выпукло  проявляется  классовая  и  общечеловеческая  сущность

государства, его  социальное назначение.  Достаточно  сопоставить,  например,

такие  направления  деятельности  государства,   как,   с   одной   стороны,

налаживание  средств  связи,  обеспечение  ремонта  и  строительства  дорог,

работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений  от

болезней, борьба с  эпидемиями  и  др..  с другой  стороны,  экономическая,

социальная  деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и  свобод

граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона  страны  и  др.  'Во-

вторых,   в   отличие    от    многочисленных    государственных    функций,

осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого  органами

(например,  здравоохранение,  социальное  обеспечение,  высшее  образование,

финансовая  деятельность, дипломатия,  внешняя  торговля  и  т.д.),  основные

функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и  в

разной мере,  всеми  или  многими  звеньями  государственного  аппарата.  В-

третьих, основная функция воплощает  сосредоточение  усилий  государства  на

одном из  решающих,  генеральных  направлений  его  внутренней  или  внешней

деятельности.  Ее  объектом  является  широкий  круг  обладающих   известным

сходством общественных отношений в  какой-то  определенной  большой  области

социальной  жизни. Сообразно с этим основные функции государства  охватывают,

группируют  по наиболее важным направлениям государственного  воздействия  на

общественные  отношения множество других его  функций,  именуемых  неосновными

функциями.  Последние,  будучи  составными  структурными  частями   основных

функций,  представляют  собой  направления   деятельности   государства   по

выполнению  его задач в конкретной,  и  в  этом  смысле  более  узкой,  сфере

общественной  жизни. От основных и  неосновных  функций  государства  следует

отграничивать функции  органов  государства,  т.е.  реализацию  компетенции,

прав  и  обязанностей  отдельных  органов  в  соответствии  с  их  местом  и

назначением в  государственном механизме политической системе общества.

 

92. Правовые  и организационные формы осуществления  функций государства.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему  формах,  применять

в своей деятельности различные методы.  Различаются  правовые  и  неправовые

формы реализации функций государства. В  правовых  формах  отражаются  связь

государства и  права,  обязанность  государства  действовать  при  выполнении

своих  функций  на  основе  права  и  в  рамках  закона.  Кроме  того,   они

показывают, как  государственные органы и должностные  лица  работают,  какие

юридические действия они  совершают.  Обычно  выделяют  три  правовые  формы

осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую  и

правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и  издание  нормативно-правовых

актов,  без  которых  реализация  других  функций  государства   практически

невозможна.   Например,   как   осуществлять    социальную    функцию    без

кодифицированного  социального  законодательства,  социального   права?   От

правоисполнительской  деятельности  зависит  тот  факт,  будут  ли  законы  и

другие  нормативные  акты  реализованы  или  они  останутся   лишь   благими

пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых  норм  лежит

на    органах    управления    (исполнительно-распорядительных     органах),

возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа  по  разрешению

разнообразных вопросов управленческого  характера,  для  выполнения  которой

исполнительно-распорядительные   органы   издают    соответствующие    акты,

контролируют  выполнение обязанностей исполнителями и др.  Правоохранительная

деятельность, т.е. властная оперативная и  правоприменительная  деятельность

по охране правопорядка, прав и  свобод  граждан  и  т.д.,  включает  в  себя

принятие мер  по предупреждению правонарушений, разрешение  юридических  дел,

привлечение к  юридической ответственности и  др.  В  наше  время  возрастает

роль договорной формы в осуществлении функций  государства.  Это  обусловлено

развитием   рыночной   экономики   и    децентрализацией    государственного

управления. Сейчас государственно-властные решения органов  государства  все

больше сочетаются с договорной формой, структурами  гражданского  общества  и

гражданами.

Неправовые  формы охватывают  большой  объем  организационно-подготовительной

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"