Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:05, шпаргалка
Понятие и предмет науки теории права и государства.
Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из
юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.
Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность
знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,
развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и
работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность
является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически
значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это,
например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной
информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и
заявлениями граждан и т.п. Методы осуществления функций государства
достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство
использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической
функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование,
планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные
субсидии, защита потребителей и др.
93. Особенности
функций Российского
Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно
подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий
(подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции,
вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка,
охрана природы и окружающей среды и др.). По направленности функции
государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции
нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности
воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и
поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и
внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.
Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций — охраны
существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны
природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие
функции.
Охрана существующих форм собственности — функция, присущая всех
государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.
Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства,
вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на
первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен
подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится
функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка. Функция охраны
природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число
основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по
отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено
заниматься этой деятельностью. Экономическая функция. Теперь государство
вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции
между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики,
т. е. государственная собственность, и государственное управление
предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран
государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные
акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет
роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть
ссудного капитала.
Современное государство
регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. С экономической
тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по
содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее
назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в
обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать
здравоохранение, образование, культуру. Для выполнения социальной функции
государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия,
здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы,
стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует
(в той или иной мере) размеры заработной платы и др. В современных условиях
возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения,
народного образования и культуры. Для управления названными видами
деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения,
финансирует их.
В последние десятилетия
активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса.
Постоянно расширяется
сфера научно-технических
государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных
исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому
государство берет на себя обязанность по стимулированию технического
прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным
теоретическим исследованиям.
Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от
нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических
отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка
активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается
коллективная безопасность, создаются международные миротворческие
вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних
функций.
94. Понятие механизма (аппарата) государства. Принципы организации и
деятельности государственного аппарата.
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила,
располагая которой государство осуществляет власть. Механизм является
структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой
материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что
механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных
органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть,
задачи и функции государства. Приведенное определение позволяет выделить
следующие характерные признаки механизма государства. 1. Это целостная
иерархическая
система государственных органо
обеспечивается едиными принципами организации и деятельности
государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их
деятельности. 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма
являются государственные органы и учреждения, в которых работают
государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами).
Государственные органы связаны между собой началами субординации и
координации. 3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет
непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие
техническому уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др.
Без них не может обойтись ни одно государство. 4. При помощи механизма
практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между
функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу
того что механизм как раз и создается для выполнения функций государства,
последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и
учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к
примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или
национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый
план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия,
принуждения В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства
обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что
термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его
направленность на результативную деятельность. Единый и целостный механизм
государства дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы,
подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и
подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме,
находятся в сложных отношениях субординации и координации. Структура
механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него
входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует
понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только
управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и
принуждение переплетаются между собой. Многие века и тысячелетия
государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы
по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних
этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли
военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности,
многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы.
Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства:
представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в
поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них
формируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы
правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция,
разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том
числе методами государственного принуждения (военное подавление,
полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют
вооруженные отряды людей — войско, полиция. К органам государства примыкают
государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а
выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования,
здравоохранения, науки и др. ПРИНЦИПЫ, о которых здесь идет речь, — это
законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе
формирования, организации и функционирования механизма (аппарата)
государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму
государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется
лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или
группы органов. Общие принципы принято делить на две группы. К первой
относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко
второй — принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"