Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:05, шпаргалка
Краткое описание
1 Конституционно – правовые нормы, их особенности, виды 2 конституционно – правовые отношения и их особенности 3 Субъекты конституционно – правовых отношений в РФ
Среди способов обеспечения законности
в государственном управлении важная
роль принадлежит судебному контролю,
который осуществляют Конституционный
Суд Российской Федерации, суды общей
юрисдикции и арбитражные суды. Судебный
контроль представляет собой осуществление
контрольной функции государства при
применении судебной власти в рамках особой
судебно-процессуальной формы.
Основная функция всей системы судебных
органов — реализация задач правосудия,
в результате чего обеспечивается охрана
прав и законных интересов граждан, предприятий,
учреждений, организаций, государственных
и общественных интересов.
Основное содержание судебного контроля
как способа обеспечения законности в
управлении состоит в его правовой оценке
действий и решений органов исполнительной
власти, их должностных лиц, в выявлении
нарушений законности, прав и законных
интересов, условий и причин, их порождающих,
в принятии мер по восстановлению нарушенных
прав и законных интересов, в привлечении
виновных лиц к ответственности.
Субъектами судебного контроля являются:
Конституционный Суд РФ;
суды общей юрисдикции;
арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ разрешает в пределах
своей компетенции исключительно вопросы
права, устанавливает соответствие Конституции
РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства
РФ, нормативных актов субъектов РФ, изданных
по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти РФ и совместному
ведению органов государственной власти
РФ и органов государственной власти субъектов
РФ. Акты или их отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу.
Решения судов и иных органов (в том числе
органов исполнительной власти), основанные
на актах, признанных неконституционными,
не подлежат исполнению и должны быть
пересмотрены.
Суды общей юрисдикции осуществляют
судопроизводство по гражданским, уголовным
и административным делам. При рассмотрении
гражданских дел суд изучает с позиции
закона правомерность действий органов
исполнительной власти, должностных лиц,
издаваемых ими правовых актов, осуществляет
тем самым контроль за их деятельностью,
выносит решения о восстановлении нарушенных
прав граждан. Осуществляя производство
по уголовным делам, суд с позиции законности
исследует и дает правовую оценку действиям
должностных лиц как работников управленческих
аппаратов. Если при рассмотрении дел
суд усмотрит нарушение законности, дисциплины
в работе соответствующего органа, предприятия,
учреждения, организации, выявит при этом
условия и причины нарушений, он вправе
вынести частное определение. В необходимых
случаях им принимаются меры к привлечению
виновных лиц к ответственности. Суд также
рассматривает жалобы лиц на постановления
органов и должностных лиц о наложении
административного наказания, жалобы
граждан на действия органов исполнительной
власти, должностных лиц, в результате
которых нарушены права и свободы граждан.
Арбитражным судам предоставлены полномочия
по разрешению споров, вытекающих из гражданско-правовых
отношений (экономические споры) и из правоотношений
в сфере управления. Например, споры о
признании недействительными индивидуальных
актов государственных органов, нарушающих
экономические права и интересы организаций
и индивидуальных предпринимателей, и
о возмещении убытков, об отказе в государственной
регистрации организации или индивидуального
предпринимателя, о взыскании государственными
органами с организаций и индивидуальных
предпринимателей штрафов и денежных
средств.
33. Контроль органов законодательной
(представительной) власти в сфере
государственного управления
Этот вид контроля регламентирован Конституцией
(ст. 102, 103). Существует механизм построения
контроля со стороны Федераль ного Собрания
за соответствием указов Президента Конституции
и законам РФ. Так, Совет
Федерации осуществляет контроль при
утверж дении указов Президента о введении
военного положения, чрезвычай ного положения,
а также за решением
Президентом вопроса о возмож ности использования
Вооруженных Сил за пределами территории
РФ (ст. 102 Конституции). К числу контрольных
полномочий Государственной Думы в сфере
исполнительной власти, указанных в ст.
103 Конституции, относятся: дача согласия
Президенту на назначение
Председателя Правительства; решение
вопроса о доверии Правительству; выдвижение
обвинения против Президента для отрешения
его от должности в случаях, преду смотренных
ст. 93. На основании ст. 103 Конституции
Председатель Центрального банка России
и Уполномоченный по правам человека назначаются
и освобождаются от должности Государственной
Думой.Контрольные полномочия Федерального
Собрания выражаются и в том, что назначение
и отзыв дипломатических представителей
Рос сийской Федерации в иностранных государствах
и международных ор ганизациях осуществляются
Президентом после консультаций с соот
ветствующими комитетами или комиссиями
палат
Федерального Со брания (п. «м» ст. 83 Конституции).
Формой контроля за деятельностью органов
исполнительной влас ти является также
запрос депутата или группы депутатов
Совета Феде рации, Государственной Думы
Правительству страны, руководителям
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнитель ной власти субъектов
Федерации и органов местного самоуправления
по вопросам, входящим в их компетенцию.
Для осуществления контроля за исполнением
федерального бюд жета Совет Федерации
и
Государственная Дума образуют Счетную
па лату, состав и порядок деятельности
которой определен в Федераль ном законе
от 11 января 1995 г.'
Задачами Счетной палаты являются: организация
и осуществление контроля за своевременным
испол нением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюдже тов внебюджетных
фондов по объемам, структуре и целевому
назначе нию; определение эффективности
и целесообразности расходов госу дарственных
средств и использования федеральной
собственности оценка обоснованности
доходных и расходных статей проектов
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов финансовая экспертиза
проектов федеральных законов и норма
тивных правовых актов федеральных органов
государственной власти анализ отклонений
от показателей федерального бюджета
и бюдже тов федеральных внебюджетных
фондов и подготовка предложений по их
устранению и совершенствованию бюджетного
процесса в целом контроль за законностью
и своевременностью движения средств
федерального бюджета и средств федеральных
внебюджетных фондов в Центральном банке
России и иных финансово-кредитных учрежде
ниях; регулярное представление Совету
Федерации и Государственной Думе информации
о ходе исполнения федерального бюджета.
Контрольные полномочия Счетной палаты
распространяются не только на государственные
органы (в том числе их аппараты) и учреж
дения, но и на органы местного самоуправления
и вообще на все ор ганизации и объединения
вне зависимости от видов и форм собствен
ности, если они получают, перечисляют,
используют средства из феде рального
бюджета или используют федеральную собственность
либо управляют ею, а также имеют какие-либо
официально предоставлен ные льготы и
преимущества.
Счетная палата проводит ревизии, проверки
и иные контрольные мероприятия.
Проверяемые организации обязаны обеспечивать
усло вия для этого и предоставлять все
необходимые документы и информа цию под
угрозой юридической ответственности.
По результатам про верок Счетная палата
направляет проверяемым организациям
пред ставления, которые должны быть рассмотрены
в определенные сроки с уведомлением Счетной
палаты о принятых мерах. В случае выявления
признаков преступлений материалы проверок
передаются в правоохра нительные органы.
Счетная палата уполномочена также давать
предпи сания, предусмотрен механизм их
обязательного исполнения и обжа лования
в судебном порядке.
Согласно ст. 77 Конституции, субъекты
Федерации сами образуют соответствующие
органы государственной власти. Эти органы
наделе ны и соответствующими контрольными
полномочиями по отношению к органам исполнительной
власти. Они особенно значительны в рес
публиках, входящих в состав Федерации.
Конституции республик ус танавливают,
что представительные органы являются
не только высши ми законодательными,
но и контрольными органами.
34. Полномочия прокурора
при осуществлении общего надзора
за органами исполнительной власти
Полномочия прокурора при осуществлении
общего надзора следующие: имеет право
беспрепятственно входить на территории
и в помещения федеральных министерств
и ведомств и других органов, на которые
распространяется эта отрасль надзора,
иметь доступ к их документам и материалам;
вправе требовать от руководителей и других
должностных лиц указанных органов предоставления
необходимых документов, материалов, статистических
и иных сведений, выделения специалистов
для выяснения возникших вопросов, проведения
проверок по поступившим в органы прокуратуры
материалам и обращениям, ревизий деятельности
подконтрольных или подведомственных
предприятий; при необходимости вправе
вызвать должностных лиц и граждан для
получения объяснений по поводу нарушения
закона. Должностные лица, от которых зависит
выполнение требований прокурора, обязаны
выполнять их незамедлительно, представлять
необходимые документы, выделять специалистов,
организовывать проверки и проводить
ревизии.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской
Федерации» (ст.22 и 27) предоставляет прокурорам
следующие полномочия по осуществлению
общего надзора:
1) рассмотрение и проверка заявлений,
жалоб и иных сообщений
о нарушениях прав и свобод человека
и гражданина;
2) разъяснение пострадавшим
порядка защиты их прав и
свобод;
3) принятие мер по предупреждению
и пресечению нарушений прав
и свобод человека и гражданина,
привлечению к ответственности
лиц, нарушивших закон, и возмещению
причиненного ущерба;
4) по предъявлению служебного
удостоверения беспрепятственный вход
на территорию поднадзорных объектов,
доступ к их документам и материалам, проверка
исполнения законов в связи с поступившей
в органы прокуратуры информацией о фактах
нарушения закона;
5) право требования от руководителей
и других должностных лиц поднадзорных
органов представления необходимых
документов, материалов, статистических
и иных сведений; выделения специалистов
для выяснения возникших вопросов;
проведения проверок по поступившим
в органы прокуратуры материалам
и обращениям, ревизий деятельности
подконтрольных или подведомственных
им организаций;
6) право вызыва должностных
лиц и граждан для объяснений
по поводу нарушений законов;
7) прокурор или его заместитель
по основаниям, установленным законом,
возбуждает уголовное дело или
производство об административном
правонарушении, требует привлечения
лиц, нарушивших закон, к иной
установленной законом ответственности,
предостерегает о недопустимости
нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае
установления факта нарушения закона
поднадзорными органами или должностными
лицами:
1) освобождает своим постановлением
лиц, незаконно подвергнутых административному
задержанию на основании решения
несудебных органов;
2) опротестовывает противоречащие
закону правовые акты, обращается
в суд или арбитражный суд
с требованием о признании
таких актов недействительными;
3) вносит представление об
устранении нарушений закона.
Гос служба!!!
1 понятие, система и виды
гос службы. Законодательство о
государственной службе
Статья 2. Система государственной службы
1. Система государственной службы
включает в себя следующие
виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
2. Государственная гражданская
служба подразделяется на федеральную
государственную гражданскую службу
и государственную гражданскую
службу субъекта Российской Федерации.
3. Военная служба и правоохранительная
служба являются видами федеральной
государственной службы.
Другие виды федеральной государственной
службы устанавливаются путем внесения
изменений и дополнений в настоящий Федеральный
закон.
4. Правовое регулирование и организация
федеральной государственной гражданской
службы находятся в ведении
Российской Федерации. Правовое
регулирование государственной
гражданской службы субъекта
Российской Федерации находится
в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации, а ее организация - в
ведении субъекта Российской
Федерации.
Статья 4. Законодательство Российской
Федерации о государственной службе
1. Законодательство Российской
федерации о государственной
службе состоит из Конституции
Российской Федерации, Федеральных
законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации,
а также конституций, уставов, законов
и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации.
ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. В соответствии
с действующим ФЗ «Об основах государственной
службы», основанном на конституционно-правовом
принципе федерализма выделяются: 1) федеральная
государственная служба, находящаяся
в ведении РФ и 2) государственная служба
субъектов РФ находящихся в их ведении.
В положении о федеральной государственной
службе, понятие федеральной государственной
службы не формулируется. Однако из текста
следует, что под федеральной государственной
подразумевается деятельность государственных
служащих по реализации своего государственно-правового
статуса и принадлежащих им полномочий,
а также компетенции федеральных государственных
органов в соответствии с положениями
Конституции РФ и федеральными законами.
Федеральная государственная служба осуществляется
на должностях в аппарате федеральных
органов представительной, исполнительной
и судебной власти.
Существуют и другие классификации видов
государственной службы. Каждый вид государственной
службы имеет своё правовое оформление,
характеризуется особыми признаками и
специальным правовым статусом.
В специальной литературе общепризнанно
подразделение государственной службы
в зависимости от характера деятельности
государственных органов, на гражданскую
и милитаризованную. Милитаризованная
служба имеет множество отличительных
от гражданкой службы признаков, устанавливающих
правовое положение этих видов государственной
службы и соответствующих государственных
служащих.
2 принципы построения
и функционирования системы гос
службы