Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 08:53, шпаргалка
Наука КП является составной частью системы юридических наук. КП РФ как отрасль российской юридической науки состоит из взглядов, научных теорий, концепций и доктрин. Данная отрасль российской юридической науки изучает отрасль КП, а также нормы КП, общественные отношения, которые регулируются различными нормами. Это и есть предмет изучения науки КП. Важными задачами науки КП РФ являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.
1. Понятие и предмет
конституционного права как
Наука КП является
составной частью системы юридических
наук. КП РФ как отрасль российской
юридической науки состоит из
взглядов, научных теорий, концепций
и доктрин. Данная отрасль российской
юридической науки изучает
КП является ведущей отраслью в системе права РФ. Во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами КП незыблемые права и свободы человека и гражданина. Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами КП принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Все отрасли основываются на закрепленных КП принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.
Роль КП как
ведущей отрасли права
2. Конституционно-правовые нормы:
Конституционно-правовые нормы – это правила поведения общего характера, изданные и гарантированные государством с целью регулирования отношений народовластия.
Конституционно-правовые нормы обладают определенными особенностями:
1) конституционно-правовые
нормы регламентируют
2) конституционно-правовые
нормы, как правило,
3) конституционно-правовые нормы должны быть рассчитаны на длительный срок и должны обладать стабильностью;
4) конституционно-правовые
нормы имеют учредительный
5) структурной
особенностью конституционно-
Одной из
характерных черт конституционно-правовых
норм, определяющих взаимодействие с
нормами других отраслей права, является
то, что они рассчитаны на всех правоприменяющих
субъектов, независимо от вида правоотношений,
участниками которых эти
3. Классификация конституционно-
Конституционно-правовые нормы можно классифицировать:
I) По подотраслям регулирования на:
а) основы конституционного строя;
б) правовой статус индивида;
в) форму государственного единства;
г) основы муниципального самоуправления;
д) основы избирательного права и системы;
е) систему органов
ж) законодательный процесс;
з) нормы переходного характера.
II) По источникам:
а) конституция;
б) законы;
в) подзаконные акты.
III) По уровню:
а) федеральный;
б) субъектов РФ.
IV) По действию во времени:
а) имеют обратную силу (распространяются на события, имевшие место до их принятия);
б) не имеют обратной силы.
V) По территории действия:
а) вся территория РФ;
б) часть территории РФ (один или несколько субъектов);
в) территория муниципального образования.
VI) По предмету:
а) материальные;
б) процедурные (регулируют нормы деятельности государственных органов);
в) процессуальные (защищающие нормы).
VII) По составу:
а) полные (нормы, все составные части которых содержатся в одной статье);
б) комбинированные:
- отсылочные (такие нормы, различные
элементы которых содержатся
в разных статьях одного
- бланкетные (нормы, у которых
гипотезы и диспозиции
4.Конституционно-правовые
отношения: понятие,
Государственно-правовые отношения (ГПО) – это урегулированные нормами государственные (конституционные) общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народного суверенитета или народовластия. Состав ГПО: 1) субъекты; 2) объекты. Содержанием данных правовых отношений являются взаимные права и обязанности их участников. Субъект ГПО – это субъект права, который обладает в данном правоотношении конкретными правами и обязанностями: I) избирательный корпус –часть населения страны, обладающая активным избирательным правом. II) группа граждан РФ. III) политические партии и иные объединения. IV) органы государственной власти РФ и её субъектов. V) сами субъекты РФ и РФ в целом. VI) иностранные граждане и лица без гражданства. VII) субъекты избирательной системы: избирательные комиссии всех видов и др. Объект ГПО – это то, по поводу чего возникает данное правовое отношение.
Своеобразие предмета государственного права различные виды конституционно-правовых отношений:
1) конкретные правоотношения. Они
возникают в результате
2) правоотношения
общего характера. Они
3) правовые
состояния. Они четко
4) постоянные
или временные правоотношения - срок
действия не определен, но они
могут прекратить свое
5) материальные
и процессуальные
Специфика конституционно-правовых отн.:
1. Они отличаются своим
2. Им свойствен особый
3. Обладают высоким политическим потенциалом.
4. Реализуются обычно не
5. Субъекты конституционно-
Субъект ГПО – это субъект права, который обладает в данном правоотношении конкретными правами и обязанностями. Субъект права не является субъектом правовых отношений, так как право, в широком смысле слова, - это установленная законом мера возможного поведения. Эта мера устанавливается для конкретных субъектов. Субъекты государственного права обладают только государственно-правовой правоспособностью, то есть нормативный акт закрепляет меры возможного поведения за субъектом. Реально некоторые права (свободы) реализуются вне правоотношений. Следовательно, чтобы быть субъектом правоотношений, надо обладать правосубъектностью (юридическая предпосылка субъекта для его участия в правоотношении). Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Дееспособность – это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретенные своими действиями новые права и обязанности. Деликтоспособность – это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия.
Субъекты ГПО:
I) Главным субъектом ГПО (в
юридическом смысле) является избирательный
корпус. Избирательный корпус –
это часть населения страны, обладающая
активным избирательным правом.
Избирательные корпуса могут
быть нескольких видов: 1) По территориальному
принципу: а) Общефедеральный; б)
Субъекта федерации (
II) Группа граждан РФ. Граждане
могут быть субъектами по
III) Политические партии и иные объединения.
IV) Органы государственной власти РФ и её субъектов.
V) Сами субъекты РФ и РФ в целом.
VI) Иностранные граждане и лица
без гражданства (когда желают
приобрести российское
VII) Субъекты избирательной
6. Объекты конституционно-
Объект ГПО – это то, по поводу чего возникает данное правовое отношение. Объект делится на простой и сложный. Отношения со сложным объектом делятся на основные и факультативные. Основные – это власть и мотив власти (например, когда наши сограждане хотят избирать депутатов). Факультативные объект – особый статус лица, например, депутатская неприкосновенность. Другим факультативным объектом могут быть материальные ценности. Факультативный объект может лежать за пределами ГПО. Факультативный объект тесно связан с основным.
7. Источники конституционного
права: понятие, юридическая
Принято различать понятия источника права в материальном (факторы, определяющие содержание права: материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения) и юридическом смыслах (формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Эту функцию выполняют правовые акты.). Источники КП рассматривают в юридическом смысле.
Источниками КП являются нормативные
правовые акты, посредством которых
устанавливаются и получают юридическую
силу КПН. К источникам КП относятся
только действующие в настоящее
время нормативно правовые акты. 2 уровня:
федеральный и субъектов
Решение: 1) «опережающая компетенция» - какая из сторон первой приняла нормативный акт (НА), тот А и будет действовать; 2) закон – принимается ФЗ в котором разводятся полномочия федерации и субъектов; 3) смешанная – распределение полномочий осуществляется и законами и договорами федеральной власти и власти субъектов. В отсутствии федерального НА субъект может принять свой закон, но с принятием ФЗ субъект обязан привести свое законодательство в соответствии с федеральным.