Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 08:53, шпаргалка

Краткое описание

Наука КП является составной частью системы юридических наук. КП РФ как отрасль российской юридической науки состоит из взглядов, научных теорий, концепций и доктрин. Данная отрасль российской юридической науки изучает отрасль КП, а также нормы КП, общественные отношения, которые регулируются различными нормами. Это и есть предмет изучения науки КП. Важными задачами науки КП РФ являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

Файлы: 1 файл

право ответы(3).docx

— 61.96 Кб (Скачать)

 

Конституция РФ 1993 г. не включила текст Федеративного  договора, поскольку его положения  нашли отражение в Конституции. Раздел второй Конституции «Заключительные  переходные положения» в истории  российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран  наличие такого раздела — явление  нередкое. В этом разделе в Конституции  закрепляются положения по вопросам, связанным с введением новой  Конституции в действие, фиксируется  прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного  договора, порядок применения законов  и иных правовых актов, действовавших  до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать  ранее образованные органы власти и  управления.

15. Конституционные законы: понятие, юридическая природа,  виды, особенности принятия.

Законы занимают главное  место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.

 

Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной  власти или непосредственно народом  в порядке референдума.

 

Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов  не должно противоречить законам: никто  не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.

 

 Следует,  однако, заметить, что в случае  возникновения противоречия между  федеральным законом и нормативным  правовым актом субъекта Российской  Федерации, изданным в рамках  его компетенции, действует нормативный  правовой акт субъекта РФ.

 

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный  строй, компетенция центральных  звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан  и т.д.

 

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного  характера. Все иные акты призваны в  основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

 

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

 

Таким образом, закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической  силой и направленный на регулирование  наиболее важных общественных отношений.

 

Законы  многообразны, поэтому нуждаются  в классификации. Кри- ерии этой классификации  обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, терри-1 ории, на которой они  действуют, и т.д.

 

Особый  интерес представляет деление законов  в зависимости от их тачимости  в системе действующего законодательства. По этому осно-нанию различают  законы конституционные и текущие.

 

Конституционные законы закрепляют основы общественного  и государственного строя, служат юридической  базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция  и законы, вносящие в нее изменения  и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

16. Правовая охрана  конституции. Конституционный контроль  в РФ: понятие и значение. Формы  конституционного контроля.

Конституционный контроль в РФ.

 

Соотношение понятий «контроля» и «надзора»: «Контроль»-система гос органов  публичной власти, при котором  контролирующий орган может отменять акты, а «Надзор»- орган может  лишь обратить внимание поднадзорного  органа на его ошибку. Конституционный  контроль- проверка на соответствие конституции  актов и действий органов публичной  власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции  или созданных для участия  в осуществлении публичной власти.

 

Необходимость конст контроля обусловлена прежде всего иерархичностью правовых норм, которая, в свою очередь, во многом есть следствие иерархичности в системе  органов власти, управомоченных на правотворчество. Конст контроль возможен только  так, где действует писанное право, в том числе писанные конституции, положения которых обладают более  высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными  и местными правоположениями.  Объекты  Конституционного контроля.

 

Проверка:

1.Обыкновенных  законов на не противоречие  органическим входит в этом  случае в понятие конс контроля. Законы принятые путем референдума,  проверке обычно не подлежат (т.к.  волеизъявление народа)

2.Внутригосударственные  договоры 

3.Акты исполнительной  власти, местного самоуправления 

4.Соответствие  нац законов международным 

5.Подписанные  междунар законы до их вступления  в силу.

6.Конституционность  отдельных положений самой конституции 

7.На соответствие  конституции действий должностных  лиц. 

8.акты и  действия общ объединений, на  которые гос возложило определенные  властные функции. 

 

В системе  правозащитных механизмов современного цивилизованного государства особая роль отводится институту конституционного контроля. Именно судебной власти как  наиболее беспристрастной и независимой  передан конституционный контроль в РФ. Конституционный суд призван  обеспечить верховенство федеральной  Конституции и ее непосредственное действие на всей территории страны, соблюдение и защиту основных конституционных  прав и свобод человека. Конституция  РФ существенно расширила полномочия Конституционного суда (КС) как органа защиты прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции.

 

Прежде всего  это касается функции толкования Конституции, которая отныне становится исключительной прерогативой КС, а  его решения по этому поводу —  обязательными для всех органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти. Осуществляя толкование норм Конституции, в том числе  касающихся прав и свобод, КС будет  способствовать дальнейшему развитию и углублению их содержания, а также  степени их юридической защищенности. Другим важнейшим нововведением  в системе конституционного контроля представляется процедура конкретного  контроля, т. е. рассмотрение дел о  конституционности законов по запросам судов.

 

В условиях проведения в РФ глубинных реформ практически  во всех отраслях права и внесения изменений в действующее законодательство значение такой формы контроля невозможно переоценить. Разбирая конкретное дело, суд будет обязан следить за тем, чтобы подлежащий применению закон  соответствовал Конституции. Право  любого суда поставить вопрос о Конституционности  закона, с одной стороны, расширяет  ответственность судов, а с другой — освобождает от нравственного  упрека, давая возможность не применять  неконституционные, с их точки зрения, законы.

 

Если у  суда возникнут сомнения в этом, он вправе приостановить процесс  и направить запрос в Конституционный  суд РФ. Это, несомненно, весьма способствует укреплению гарантий прав и свобод человека и гражданина в правоприменительной  практике российского правосудия. , институт индивидуальной жалобы в обновленном  варианте будет в большей степени  служить осуществлению контроля за соблюдением прав и свобод в  системе управления и правосудия.

 

17. Конституционный суд  РФ: правовой статус, порядок формирования, компетенция, правовые акты Конституционного  суда РФ.

Статья 1. Конституционный  Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации  определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным  конституционным законом.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого  действия Конституции Российской Федерации  на всей территории Российской Федерации  Конституционный Суд Российской Федерации:

 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

 а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

 б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

 в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

 г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

 2) разрешает споры о компетенции:

 а) между федеральными органами государственной власти;

 б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

 в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

(п. 3 в ред.  Федерального конституционного  закона от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

(см. текст  в предыдущей редакции)

 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

(п. 3.1 введен  Федеральным конституционным законом  от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

 4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как  путем внесения изменений в настоящий  Федеральный конституционный закон.(часть  вторая введена Федеральным конституционным  законом от 15.12.2001 N 4-ФКЗ)

 

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

 Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

 По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

 Конституционный  Суд Российской Федерации состоит  из девятнадцати судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента  Российской Федерации.

 Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

 Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны  на всей территории Российской Федерации  для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

 

 

 

 

 

18. Понятие конституционного  строя РФ.

Понятие основ конституционного строя  в литературе оценивается по-разному. Нередко под основами подразумевается  кодифицированный нормативно-правовой акт, который содержит основы правового  регулирования в той или иной сфере. С этой позиции под основами конституционного строя можно понимать Конституцию. Румянцев О.Г. определяет конституционный строй как порядок  организации власти в государстве, при котором на основе Конституции  соблюдаются права человека, разделение властей, равноправие форм собственности, судебная защита прав и свобод. Государственный  строй – это реалия, где не существует элементов правового  государства. Общественный строй –  это урегулированное законом  соотношение классовых сил в  стране. Козлов Е.И. и Кутафин О.Е. определяют основы конституционного строя  как устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить федерации характер конституционного государства. Таким образом, принципы конституционного строя являются составной  частью основ конституционного строя. Разные авторы выделяют различные принципы конституционного строя.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"