Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 08:53, шпаргалка

Краткое описание

Наука КП является составной частью системы юридических наук. КП РФ как отрасль российской юридической науки состоит из взглядов, научных теорий, концепций и доктрин. Данная отрасль российской юридической науки изучает отрасль КП, а также нормы КП, общественные отношения, которые регулируются различными нормами. Это и есть предмет изучения науки КП. Важными задачами науки КП РФ являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

Файлы: 1 файл

право ответы(3).docx

— 61.96 Кб (Скачать)

19. Принципы конституционного  строя.

Таким образом, принципы конституционного строя являются составной частью основ конституционного строя. Разные авторы выделяют различные принципы конституционного строя.

Одни считают, что их четыре, то есть принципы:

1) демократизма;

2) федерализма; 

3) правовой государственности; 

4) республиканского правления. 

Другие полагают, что принципов  гораздо больше (принцип приоритетного  статуса прав и свобод человека и  гражданина, принцип народовластия, государственного суверенитета, разделения властей, федерализма, социальной государственности, идеологического, политического многообразия, самостоятельности местного самоуправления и некоторые другие). Можно полагать, что данные принципы являются составной  частью четырех основных. Так, к принципу демократизма можно отнести принцип  народовластия, государственного суверенитета, многообразия экономических основ  народовластия, политического, экономического многообразия, светской государственности.

1) Принцип демократизма: в Конституции  РФ указывается, что носителем  суверенитета и единственным  источником власти в РФ является  ее многонациональный народ. Это  означает, что Россия провозглашается  государством народовластия или  демократическим государством. Народовластие  в данном случае – это принадлежность  всей власти народу, а также  свободное осуществление народом  этой власти в полном соответствии  с его суверенной волей и  коренными интересами. Одним из  основополагающих принципов демократической  организации государства является  принцип разделения властей. Статья 10 Конституции устанавливает, что  государственная власть в РФ  осуществляется на основе разделения  на законодательную, исполнительную  и судебную.

2) Принцип федерализма: Россия  является федеративным государством. Федеративное устройство РФ основывается  на государственной целостности  РФ, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъекта РФ, на равноправии  и самоопределении народов в  РФ, на равноправии субъектов  РФ во взаимоотношениях с федеральными  органами государственной власти.

3) Принцип правовой государственности.  Правовое государство характеризуется  прежде всего тем, что оно  само ограничивает себя действующими  в нем правовыми нормами, которым  обязаны подчиняться все без  исключения государственные органы, должностные лица, общественные  объединения и граждане. Его важнейшим  принципом является верховенство  права. Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона.

4) Принцип республиканского правления.  В Конституции РФ установлена  республиканская форма правления.  Ее главным признаком является  выборность и сменяемость главы  государства. Демократия как равная  для всех свобода дополняет  республиканскую форму правления.  Некоторые авторы выделяют принцип  светской государственности.

 

 

 

21. Народовластие (суверенитет)  в РФ: понятие, сущность, основы. Конституционные  формы народовластия. Механизм  осуществления народовластия в  РФ: понятие и элементы.

Народный суверенитет это:

1) Верховенство, независимость и  единство воли народа;

2) Право народа выбирать себе  правителей, которые в наибольшей  степени должны отвечать его  интересам. Воля народа является  источником политической власти  в целом и народ в целом  является носителем политической  власти как таковой. Народ является  источником государственной власти, но носителем ее быть не  может, т.к. носитель власти  это тот субъект, который обладает  конкретными полномочиями по  реализации функций государства. 

Народ в целом такими полномочиями не обладает, а ими обладают только органы государственной власти. Народный суверенитет имеет несколько сфер реализации:

а) в экономической сфере народный суверенитет реализуется путем  создания необходимых экономических  укладов и форм собственности, т.е. создания определенной экономической  системы;

б) в политической сфере реализуется  путем создания политических институтов власти и политической системы в  целом;

в) в социальной сфере означает создание социальной структуры общества и проведения социальной политики;

г) в культурной сфере проявляется  в создании народом своей культуры, в защите ее и развитии.

Народный суверенитет реализуется  на трех уровнях:

1) уровень государственно-властный: а) федеральной власти; б) субъектов  федерации. 

2) Уровень местного самоуправления  или муниципальный уровень, существуют  дальнейшие подуровни, но это  особенность РФ;

3) Не государственный уровень,  т.е. уровень гражданского общества  или не государственной части  политической системы.

22. Непосредственная демократия  – форма осуществления народовластия

 Прямое народовластие -  осуществление власти непосредственно народом. Исчерпывающего перечня форм нет (в КРФ – свободные выборы и реф-м).

Формы:

- Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с КРФ, ФЗ, конституциями (уставами), законами субъектов, уставами МО в целях формирования ОГВ, ОМС или наделения полномочиями д/лица;

- Референдум - форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам гос. и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в реф-ме;

- Собрание (сход) граждан – для решения в МО вопросов местного значения;

- Народная правотворческая инициатива;

- Обращения граждан в ОГВ, ОМС;

- Участие в пол. партии.

 

 

23. 24 Референдум как важнейшая форма непосредственной демократии. Понятие и виды референдума.

Референдум – народное голосование  по наиболее важным вопросам государственного, муниципального, регионального значения. В голосовании принимают участие  граждане РФ, имеющие активное избирательное  право. Плебисцит – разновидность  референдума, который проводится по вопросам об изменении государственной  принадлежности территории. Референдумы  бывают разные.

По территории выделяют: 1) территориальный (проводится среди населения определенной территории, может быть федеративным, региональным, местным, то есть муниципальным, при его проведении воля населения  служит выражением государственного интереса); 2) экстерриториальный (проводится среди  определенной группы населения независимо от территории, по его итогам должно приниматься решение органом  власти). Референдум регистрируется: на уровне федерации – ФЗ «О референдуме»; на уровне субъекта РФ – законами субъекта; на муниципальном уровне – постановлением МСУ «О местном референдуме».

По степени обязательности выносимого решения референдумы бывают:

1) обязательные (в РФ решения  референдума всегда обязательны); 2) консультативные (существуют в  других странах, по их итогам  принимают нормативные акты, то  есть такие референдумы нужны,  чтобы выявить мнение населения  по определенному вопросу). II) Собрания  и сходы граждан. Они осуществляются  на уровне местного самоуправления. По функциям напоминают и выборы, и референдум. В них участвуют  граждане данной территории, обладающие  активным избирательным правом. Закрытое голосование. Принимаются  акты местного характера и  формируются органы местного  самоуправления. III) Выборы – формирование  органов гос. власти и МСУ  путем голосования за выдвигаемых  кандидатов.

 

Выборы осуществляются на трех уровнях (каждый имеет свои градации): 1) общефедеральный; 2) субъекта РФ (региональный); 3) МСУ. IV) Конференция граждан находится  между прямыми и представительными  организациями, т.к. по кругу вопросов идентична сходу или местному референдуму, решение конференций  тоже окончательные, но способ формирования этого органа скорее представительные, поскольку делегаты избираются. Предмет  референдума По предмету референдумы  делятся на: 1. Конституционные (референдумы  по вопросам принятия конституции, или  поправок к конституции - референдум 12.12.1993 г.); 2. Законодательные; 3. По международным  вопросам; 4. По административным вопросам. По правовым последствиям референдумы  могут быть следующего характера: Консультативные; 2. "Дозаконодательные"; 3. Совещательные; 4. "Послезаконодательные"; 5. Ратифицирующие. По юридической силе решения бывают: 1. Обязательными 2. Факультативными.

По территориальному охвату бывают:

1. общенациональными, 

2. региональными, 

3. местными. Факультативный - это такой,  который можно проводить или  не проводить. Назначение факультативного  референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум  на основании конституции или  специального закона. Предметом  может быть любой вопрос или  проект государственного (самоуправленческого)  решения, если это не запрещено  конституцией или законом. Решения  же обязательного референдума  имеют высшую юридическую силу  и не нуждаются в дополнительном  утверждении (например - референдумы  о принятии Конституции).

25. Представительная демократия  – форма осуществления народовластия:  их понятие, функциональные и  организационные характеристики. 

Формы народного представительства:

- Деятельность проф. аппарата власти – предст. ОГВ. Предст. органы наделяются исключительным правом принимать законы, решать наиболее важные вопросы жизни народа;

- ОМС;

- Общ. палата (общ. форма нар. представительства) – обеспечивает взаимодействие граждан с фед. ОГВ, ОГВ субъектов и ОМС в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, в целях осуществления общ. контроля за деятельностью органов исп. власти и местного самоуправления. Общ. палата формируется из 42 граждан, утверждаемых През-том, 42 представителей общеросс. общ. объединений и 42 представителей межрег. и рег. общ. объединений (всего 126), срок полномочий – 2 года.

 

 

26. Понятие гражданства, его сущность и основные черты. Юридическое и социально-политическое значение гражданства.

1) это правоотношение;

2) это принадлежность лица к  государству. Понятие принадлежности  обычно относится к вещам, а  если так, то государство может  нас заложить за долги, продать  и т.д. Это противоречит основным  международным принципам. Нельзя  гражданство считать правоотношением,  т.к. для этого надо обладать  правоспособностью и дееспособностью.  Следовательно недееспособные не  являются гражданами данного  государства, например, младенцы, они  не являются участниками правоотношений.

Есть точка зрения на гражданство, это особая политико-юридическая  связь лица с государством, которая  является предпосылкой для возникновения  правового статуса индивида в  государстве. Признаки гражданства (исходя из точки зрения, что это связь):

1) взаимность: а) взаимность прав  у государства и индивида; б)  взаимные обязанности государства  и индивида; в) взаимная их ответственность. 

2) правовой характер государства,  правовая урегулированность гражданства.  Отношения гражданства регулируются  федеральным законом. 

3) Политический характер гражданства  проявляется в том, что: а)  наличие собственного гражданства  является суверенными признаком  любого государства; б) совокупность  граждан формируется из народа  государства, который является  источником политической власти.

4) Протяженность во времени и  пространстве. Гражданство это связь  не одномоментная. Гражданство  связано с территорией государства,  а в ряде случаев имеет выход  за пределы государственной территории. Во времени гражданство начинается  с момента его приобретения  и заканчивается моментом прекращения  гражданства. Специфическим признаком  РФ является его федеральных  характер.

Это значит, что у нас есть единое федеральное гражданство, т.е. в нашем  случае (альтернативная федерация), что  гражданин РФ является гражданином  того субъекта федерации, на территории которого он проживает. Если федерация  союзная – гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином  федерации в целом. Обладание  гражданством - предпосылка полного  распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

27. Конституционные принципы  российского гражданства.

 

В федеративном государстве гражданство  является единым: гражданин федерации  является гражданином того субъекта федерации, на территории которого он проживает. Равное гражданство означает, что независимо от способа приобретения гражданства, граждане обладают равными  правами и несут равные обязанности. Сочетание принципов почвы и  крови при приобретении гражданства. Принцип почвы – лицо приобретает  гражданство того государства, на территории которого оно родилось. Принцип крови  – лицо наследует гражданство  своих родителей. Бывают коллизии принципов  почвы и крови. В РФ допускается  двойное гражданство на основе ФЗ и международных договоров РФ.

1. Принципы гражданства РФ и  правила, регулирующие вопросы  гражданства РФ, не могут содержать  положений, ограничивающих права  граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой  или религиозной принадлежности.

2. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства  РФ этот принцип - один из  важнейших и закрепляется в  Конституции. Единое гражданство  в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного  статуса, сохранения целостности.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"