Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 08:53, шпаргалка

Краткое описание

Наука КП является составной частью системы юридических наук. КП РФ как отрасль российской юридической науки состоит из взглядов, научных теорий, концепций и доктрин. Данная отрасль российской юридической науки изучает отрасль КП, а также нормы КП, общественные отношения, которые регулируются различными нормами. Это и есть предмет изучения науки КП. Важными задачами науки КП РФ являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

Файлы: 1 файл

право ответы(3).docx

— 61.96 Кб (Скачать)

 

Субъекты издают НА на основании  законов РФ. Федеральные источники  КП: 1) Акт народного голосования (референдум); 2) Конституция; 3) Разновидности  законов: а) конституционные; б) ординарные (обычные) федеральные законы. Виды конституционных законов: 1) законы, которые вводят К в действие; 2) законы, которые изменяют и дополняют  К (конституционные поправки); 3) закон, который развивает отдельные  конституционные положения и  о принятии которого прямо сказано  в К РФ. Федеральные ординарные (обычные) законы – это законы, которые  по юридической силе стоят вслед  за К и КЗ.

 

К ФЗ приравниваются: 1) законы РФ (приняты  до К 1993 года, применяются лишь в  той части, в которой они не противоречат К ); 2) законы бывшего СССР (применяются в РФ в части, не противоречащей К РФ, и в той мере, в которой  данные отношения не урегулированы  ФЗ).

 

Далее по юридической силе следуют  подзаконные акты:

1) указы президента РФ;

2) постановления палат Федерального  Собрания;

3) постановления Правительства  РФ;

4) акты органов местного самоуправления;

5) международные правовые акты  и международные договоры РФ;

6) акты Конституционного Суда  РФ и акты судебных органов; 

7) федеративные договоры.

8. Виды источников конституционного  права.

Ест. право  – совокупность прав и свобод, ист. признанных человечеством как неотъемлемо  присущие каждому человеку от рождения. Они не зависят от воли государства, напротив, оно связано этими первичными нравственными и разумными императивами и обязано признавать, соблюдать  и гарантировать их.

Позитивное право: конституции, законы, договоры и соглашения, декларации, регламенты палат Фед. Собрания, указы  и распоряжения През-та, пост-я Пр-ва, суд. решения, пр. акты СССР и РСФСР, акты ОМС.

Саликов Марат Сабирьянович (УрГЮА): источники КП – акты, содержащие юр. нормы, напр. на регламентацию правоотношений, составляющих предмет КП. Группы источников:

(1) конст.  – фед. конституция, рег. конституции  и уставы,

(2) законодат.  – законы о поправках к конституции,  ФКЗ, ФЗ, декларации, акты палат  Фед. Собрания, регион. законы,

(3) подзаконные  – указы и распоряжения През-та, пост-я Пр-ва, акты фед. органов  исп. власти,

(4) суд.  – решения фед. КС, регион. КС (УС), судов о/ю,

(5) договорные  – фед. договор, договоры о  разграничении предметов ведения  и полномочий, вертикальные соглашения, горизонт. договоры и соглашения,

(6) межд.,

(7) локальные  – акты ОМС. 

 

9. Ответственность в конституционном  праве: понятие, основания, виды.

КП, используя охранительные нормы  др. отраслей (уг., адм.), обладает и собственным  механизмом охраны своих норм. Выделяют вид юр. ответственности – конст.-пр. ответственность [Авакьян С.А.], которая выражается в применении негативных последствий к лицам, нарушившим нормы КП. Меры конст.-пр. ответственности и порядок её применения урегулированы нормами КП. Конст.-пр. ответственность носит карательный, а не правовосстановительный х-р, налагается, как правило, в суд. порядке, применяется к гражданам и органам гос. власти.

Баглай Марат Викт. – ответственность в КП устанавливается совокупностью пр. принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы гос. власти и д/лиц в случае нарушения конституции и других норм КП. Цель воздействия – недопущение нарушений или восстановление нарушенных пр. положений. От этой ответственности следует отличать ответственность за нарушение конст.-пр. норм, которую несут граждане и д/лица по др. отраслям права (уг., адм., гр.).

Конст.-пр. ответственность не имеет ни мат., ни репрессивного х-ра.

Гриценко Елена Вл-р. – конст.-пр. ответственность – сп-б охраны КРФ, реализация и защита конст.-пр. норм. Отношение между субъектом ответственности и контролирующей инстанцией по поводу реализации требований нормы.

Два подхода  – широкий (ретроспективная и  проспективная ответственность) и  узкий (только ретроспективная). Кокотов Ал-др. Ник.: Ретроспективная – применение к лицам в особой проц. форме мер принудительного воздействия (санкций) за совершение ими правонарушения и обязанность этих лиц претерпеть соответствующие лишения; проспективная – осознанное и активное исполнение лицами своих обязанностей.

Факт. основание  – конст. правонарушение – посягательство на ценности, охраняемые конституцией.

Спорный вопрос – виновность. Есть мнение, что  конст.-пр. ответственность возможна без вины, но эта позиция оспаривается.

Субъекты конст.-пр. ответственности – субъекты конст. отношений, д. обладать конст.-пр. статусом.

Объект – общ. отношения, составляющие предмет регулирования КП (см. №1). Кокотов: объект – спец. пр. статусы.

Меры конст.-пр. ответственности – лишение спец. статуса, отмена регистрации кандидата, отставка Пр-ва, роспуск ГД.

 

10. Понятие и предмет  науки конституционного права.

Система науки  государственного (конституционного) права РФ. В основе этой системы  лежит система КП как отрасли  права. Система юридической науки  КП должна иметь единую институциональную  основу классификации, то есть в ней  должны быть институты: введение в КП; теория конституционализма; основы конституционного строя; конституционно-правовой статус индивида; форма государственного единства или федеративного устройства; избирательное  право и избирательная система; система и компетенция органов  государственной власти и МСУ. Другое мнение: КП состоит из общей и  особенной части. Общая часть: введение в КП (предмет, метод, норма, отношения, источники, система КП); теория конституции (понятие, признаки, свойства и виды конституции, этапы ее развития в  РФ, общая характеристика конституции  РФ 1993 года, реализация и охрана конституции); основы и принципы конституционного строя и теория КП, то есть теоретические  положения, касающиеся основных институтов КП, а также порядок изменения  и дополнения конституции.

 

Особенная часть: меры возможного и должного поведения  индивида и их гарантии; порядок  приобретения и утраты российского  гражданства; конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов, разделение полномочий (распределение компетенций) между ними; порядок организации  и проведения выборов президента РФ и ГД РФ, выборных органов субъектов  РФ; Федеральное собрание РФ (основные полномочия палат, их структура и  порядок деятельности, законодательный  процесс); Президент РФ (начало и  окончание полномочий, компетенция); Правительство РФ (начало и окончание  полномочий, компетенция, взаимодействие с другими органами государственной  власти); конституционные основы правосудия.

 

Система учебной  дисциплины государственного (конституционного) права РФ основывается на системе  КП РФ как отрасли юридической  науки.

 

11. Понятие и сущность, юридические  свойства конституции

Понятие и  признаки конституции: основные теоретические  проблемы.

Особое место  среди актов, действующих на территории РФ, занимает Конституция РФ. Она  является основным источником отрасли.

 

Эта ее роль обусловлена следующими факторами:

1. В Конституции  устанавливаются правовые нормы  общего характера, становящиеся  основополагающими для всего  текущего конституционно-правового  регулирования. Все другие источники  исходят из конституционных норм, детализируя их положения. 

2. Конституция  как источник права характеризуется  широтой содержания установленных  в них норм. Последние охватывают  своим воздействием все сферы  жизни общества: политическую, экономическую,  социальную, духовную.

3. Конституция  РФ имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории РФ. Законы  и правовые акты, принимаемые  в РФ, не должны противоречить  Конституции РФ.

4.  В Конституции  определяются многие другие виды  источников отрасли права. В  ней устанавливаются наименование  правовых актов, их юридическая  сила, порядок принятия, отмены и  опубликования. 

5. Значение  Конституции определяется и тем,  что установленные в ней нормы  выступают как форма воплощения  государственной воли народа. В  ней в юридической форме устанавливаются  цели, которые перед собой ставит  общество, и принципы его организации  и жизнедеятельности.

6. Конституция  — акт не только наивысшего  правового, но и общественного  значения.

 

Юридические свойства конституции:

1) Конституция  является Основным Законом государства. 

2) Конституция  обусловлена соотношением социально-политических  сил в обществе. В зависимости  от этого в государстве могут  быть приняты различные виды  Конституций. 

3) Конституция  закрепляет важнейшие институты  государства, правовой статус  индивида и источник власти  в государстве. Конституция закрепляет  основы народного и государственного  суверенитетов. В соответствии  с данными признаками можно  дать определение Конституции.  Конституция - это основной закон  государства, который в соответствии  с существующим в обществе  соотношением социально-политических  сил, закрепляет основы народного  и государственного суверенитетов  и правового статуса индивида.

 

Существуют  следующие принципы конституции:

1) Верховенство  конституции. Оно проявляется  в двух аспектах: а) конституция  распространяется на всю территорию  государства; б) конституция имеет  высшую юридическую силу.

2) Конституция  является базой текущего законодательства. Она содержит принципы, которые  развиваются в отраслевых законах. 

3) Стабильность  конституции: 

а) Конституция  принимается тогда, когда имеется  компромисс интересов различных  социально-политических сил;

б) Конституция  рассчитана на длительный срок действия; 

в) Конституция  имеет особый порядок принятия и  внесения в неё изменений, это  система довольно жёсткая.

 

12. Принципы и функции  конституции. 

Белов Сергей Ал-др. – принято выделять юр., соц. и идеологическую (воспитательную).

Юр. функция определяется природой конституции и ее местом в системе  пр. актов. Конституция закрепляет основы пр. системы; выступает в качестве акта, создающего (учреждающего) новое  государство или новую систему  органов государства; наделяет полномочиями отдельные ОГВ, а тж закрепляет осн., наиболее об. права и обязанности  личности и определяет механизм пр. защиты гос. устройства.

Соц. функция состоит в организации  деятельности государства и установлении порядка взаимодействия гос. власти с личностью и общ. институтами.

Сама по себе конституция отражает опр. идеологию, идеологию тех принципов, на которых она базируется. Устройство гос. власти в соответствии с этими  принципами и их применение в качестве пр. норм отражается на общ. сознании, и  в этом проявляется идеологическая (воспитательная) роль конституции. 

Кокотов Ал-др. Ник. – функции:

- учредительная  (закрепляет наиболее фундаментальные  устои общества и государства,  его исходные принципы и ин-ты, первичный учредительный акт)

- регулятивная (регулирует текущую деятельность  общ. и гос. ин-тов с помощью  закрепления прав, свобод, обязанностей, полномочий, запретов, мер принуждения)

- дух.-мировоззр. (выражает моральные установки,  господствующие в обществе)

- обеспечение  общ. устойчивости (в идеале –  средство обеспечения многолетней  преемственности в обществе)

- соединение  традиций и модернизация (культ.-ист.  преемственность и введение в  соц.-эк., пол., дух. жизнь общества  новых элементов)

- стратегическое  целеполагание (закрепляет цели  развития государства и общества, план правотворческой деятельности)

- систематизация  законодательства, права (конституция  – основа систематизации нац.  права.)

 

13. Виды российских  конституций.

Виды конституций: классификация в зависимости от:

а) порядка принятия: октроированные, референдумные и законодательные;

б) формы государства: от формы правления  – монарх. и респ., формы терр. устройства – фед. и унитарные;

в) срока действия: постоянные и  временные;

г) сложности изменения текста: гибкие и жесткие;

д) формы документа: кодифицированные и некодицифированные, писаные и  неписанные (содержание норм которых  выводится из практики гос. устройства, реальных общ. отношений);

е) реальные и фиктивные;

ж) юр. (пр. акт) и факт. (действительный строй).

 

14. Содержание, структура  и основные черты Конституции  РФ 1993 г.

По своей  структуре Конституция 1993 г. состоит  из преамбулы и двух разделов.

Первый раздел содержит собственно Конституцию и  состоит из девяти глав: 1.   Основы конституционного строя. 2.   Права  и свободы человека и гражданина. 3.   Федеральное устройство. 4.   Президент. 5.   Федеральное собрание. 6.   Правительство РФ. 7.   Судебная власть. 8.   Местное самоуправление. 9.   Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные  и переходные положения».

 

Указанная структура  Конституции РФ существенно отличается от имеющейся в предшествующей. В  последней редакции выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный договор. В структуре новой Конституции  РФ четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана.

 

Это проявляется  в следующем: 1.   В изменении  названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» — отражение качественного  изменения характеристики строя. 2.   В связи с отказом от формы  правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему  снят раздел четвертый «Советы народных депутатов РФ и порядок их избрания». 3.   Глава о Президенте открывает  перечень глав об органах государственной  власти. В этом отражается новый  статус Президента, присущий ему как  главе государства. 4.   Последовательное и четкое отражение в структуре  Конституции принципа разделения властей. 5.   Концепция обновления федеративного  устройства, новый статус субъектов  РФ, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре  Конституции путем устранения таких  разделов, которые выделялись в прежней  Конституции и были посвящены  высшим органам государственной  власти и управления республики в  составе РФ, органам государственной  власти и управления края, области, автономного округа и города. 6.   Снят раздел о государственном плане  экономического и социального развития РФ, который и в прежней Конституции  уже являлся неоправданным. 7.   В прежней Конституции права  и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность».

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"