Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 08:53, шпаргалка
Наука КП является составной частью системы юридических наук. КП РФ как отрасль российской юридической науки состоит из взглядов, научных теорий, концепций и доктрин. Данная отрасль российской юридической науки изучает отрасль КП, а также нормы КП, общественные отношения, которые регулируются различными нормами. Это и есть предмет изучения науки КП. Важными задачами науки КП РФ являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.
3. Гражданство РФ является
4. Гражданство РФ имеет открытый
и свободный характер. Конституция
и Закон закрепляют право
Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.
Российское законодательство исходит
из принципа сохранения гражданства
РФ лицами, проживающими за ее пределами.
Такого рода принцип вытекает из естественного
права человека избирать место своего
жительства, свободно выезжать за пределы
РФ и беспрепятственно возвращаться.
Гражданство РФ основано на отрицании
автоматического его изменения
при заключении или расторжении
брака гражданином РФ с лицом,
не принадлежащим к ее гражданству,
а также при изменении
Этот принцип отражает сущность
гражданства как
В последнем предусмотрено, что
государственные органы, дипломатические
представительства и
28. Основания и порядок
приобретения российского
Гражданство Российской Федерации приобретается:
1) в результате его признания;
2) по рождению;
3) в порядке его регистрации;
4) в результате приема в гражданство;
5) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
6) путем выбора
гражданства (оптации) при
7) по иным основаниям, предусмотренным Законом.
1. Приобретение
гражданства в результате
1) все граждане
бывшего СССР, постоянно проживающие
на территории Российской
2) лица, родившиеся
30 декабря 1922 г. и позднее и
утратившие гражданство
2. Приобретение
гражданства по рождению - «филиация»
(ст. 14-17 Закона о гражданстве). В
мировой практике существует
два основных способа
Российское законодательство о гражданстве сочетает эти два принципа, хотя доминирующим является принцип «права крови»:
1) ребенок,
родители которого на момент
его рождения состоят в
2) ребенок,
один из родителей которого
на момент его рождения
При различном
гражданстве родителей, один из которых
на момент рождения ребенка состоит
в гражданстве Российской Федерации,
а другой имеет иное гражданство,
вопрос о гражданстве ребенка, независимо
от места его рождения, определяется
письменным соглашением родителей.
При отсутствии такого соглашения ребенок
приобретает гражданство
29. Основания и порядок
прекращения российского
Сп-бы прекращения гражданства:
Выход из гражданства предполагает волеизъявление гражданина. Это м.б. заявление о выходе из гражданства, а тж в случаях, если государством не признается двойное гражданство (принципами росс. гражданства оно допускается) – натурализация в другом государстве или репудиация (декларативное вступление в гражданство др. государства). Препятствия, которые могут влечь отказ со стороны государства, должны носить нормат. х-р. Это д.б. какие-то неисполненные обязательства или привлечение в качестве обвиняемого по уг. делу. Выход из гражданства не допускается, если в результате гражданин окажется лицом ЛБГ, и при отсутствии возражений со стороны государства, осн. на объективном неисполнении обязательств перед государством.
Оптация предполагает выражение воли самого гражданина. Действующим законом оптация не оговаривается такими же условиями, что и выход из гражданства.
Порядок прекращения гражданства, также как и порядок приобретения, состоит в условиях, необходимых для его прекращения и адм. процедуры в упч. органах.
ФЗ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве РФ":
Статья 18. Основания прекращения гражданства РФ
Гражданство РФ прекращается:
а) вследствие выхода из гражданства РФ;
б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или межд. договором РФ.
Статья 19. Выход из гражданства РФ
1. Выход из гражданства
РФ лица, проживающего на территории
РФ, осуществляется на основании
добровольного волеизъявления
2. Выход из гражданства
РФ лица, проживающего на территории
ин. государства, осуществляется
на основании добровольного
3. Выход из гражданства
РФ ребенка, один из родителей
которого имеет гражданство РФ,
а др. родитель является ин. гражданином
либо единственный родитель
Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства РФ
Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ:
а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное ФЗ;
б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уг. делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Гос. границы РФ
При терр. преобразованиях в результате изменения в соответствии с межд. договором РФ Гос. границы РФ граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного межд. договора.
30. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.
Ин гражданин – физическое. лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) ин. государства;
ЛБГ – физ. лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) ин. государства (ФЗ от 25 июля 2002 г. "О пр. положении ин. граждан в РФ").
Об. для обеих категорий является термин «иностранец». Разница в их статусе заключается в том, что ин. граждане находятся под защитой и покровительством государств своей гр. принадлежности, а в отношении ЛБГ Россия поощряет приобретение ими гражданства России, но в отношении объема прав и обязанностей в России они обладают равным статусом.
По об. правилу ин. граждане и ЛБГ обладают всеми правами и несут все обязанности, что и граждане России, за исключением пол. прав (эти права по своему х-ру м. относиться тк к гражданам). Ограничения по природе должны относится к соц.-эк. правам (в части, обеспечиваемой бюджетом государства) и лич. (в части обеспечения безопасности государства и защиты прав др. граждан). Однако основаниями ограничения тр. прав эти принципы выступать не могут. Для таких ограничений основания лежат скорее в непр. плоскости.
Политика в отношении ин. граждан основывается на об. принципах, составляющих основы конст. строя. В соответствии с этими принципами Россия обеспечивает защиту прав человека для всех людей, которые прибегают к такой защите, если они подвергаются дискриминации или преследованию, несовместимому с дем. принципами статуса личности. В связи с этим возможно предоставление ин. гражданам пол. убежища.
Особый статус в соответствии с межд. договорами РФ имеют дип. представители ин. государств. Их права и обязанности отличаются от прав и обязанностей других иностранцев в части иммунитета от юр. ответственности (на территории РФ они остаются в области юрисдикции своего государства) и в сфере налогообложения.
Правовые режимы пребывания и проживания иностранцев в России
В зависимости от того, какова предполагаемая
длительность пребывания иностранца в
России, различается временное
Временное пребывание иностранцев допускается на основании визы или в течение опр. срока для граждан тех стран, с которыми существует безвизовый режим. Виза предоставляется по ходатайству росс. граждан и юр. лиц, а тж ОГВ и ОМС в целях туризма, получения образования или тр. деятельности иностранца.
Временное проживание предполагает более длительное нахождение (до 3 лет) иностранца в РФ и предусматривает, как и постоянное проживание, нахождение преимущественного места жительства иностранца в России.
Постоянное проживание осуществляется на основании вида на жительство (действует 5 лет) и позволяет ин. гражданину по истечении опр. срока ходатайствовать о приобретении гражданства России путем натурализации или заявить о желании вступить в гражданство в декларативном порядке.
Законодательство
Выдачу разрешений на пребывание и проживание иностранца в России осуществляют органы ин. и органы в/н дел, а адм. контроль – ОВД.
Особенности пр. статуса иностранцев
Законом специально оговаривается
отсутствие у ин. граждан избир. прав
(за исключением случая выборов в
ОМС, на которых эти права могут
предоставляться в соответствии
с ФЗ и межд. договором РФ) и
права находится на гос. службе. В
отношении других пол. прав их изъятие
из пр. статуса иностранца не оговаривается,
следовательно, они принадлежат
иностранцам наравне с
Тр. права ин. граждан м.б. реализованы тк при наличии спец. разрешения – и у самого ин. гражданина и у работодателя, а в ряде специф. видов деятельности ин. гражданин тр. деятельность осуществлять не вправе.
В части регулирования свободы передвижения нельзя не увидеть в действующем законодательстве пережиток советских представлений о том, что в каждом иностранце нужно подозревать шпиона, и поэтому необходим строгий адм. контроль за всеми иностранцами. Лич. право, закрепленное в ряде межд.-пр. актов и в КРФ – право на выбор места жительства – для ин. граждан ограничивается разрешением адм. органов, и едва ли можно найти необходимые основания обоснованности, необходимости и соразмерности ограничения этого права. В отношении свободы передвижения права иностранцев ограничены по принципу – все, что прямо не запрещено или не ограничено для посещения, открыто для ин. граждан.