Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:05, шпаргалка

Краткое описание

1 Конституционно – правовые нормы, их особенности, виды
2 конституционно – правовые отношения и их особенности
3 Субъекты конституционно – правовых отношений в РФ

Файлы: 1 файл

otvety_kompl.docx

— 357.68 Кб (Скачать)

Конституционное право

1 Конституционно – правовые нормы, их особенности, виды

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников. Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву. Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть  объекту конституционно-правового  регулирования нормы делятся  в соответствии с выделяемыми  блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного  права. Выделяются нормы, закрепляющие  основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы  человека и гражданина; нормы, определяющие  федеративное устройство Российской  Федерации; нормы, определяющие порядок  осуществления форм непосредственного  народовластия; нормы, устанавливающие  основы организации государственной  власти; нормы, закрепляющие систему  местного самоуправления; нормы, определяющие  статус Конституции.

2. По функциям, которые  выполняют правовые нормы, их  подразделяют на регулятивные, охранительные  и специализированные.

3. По характеру прав  и обязанностей подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой.

4. По степени определенности  предписаний конституционно-правовые  нормы подразделяются на императивные  и диспозитивные. В императивных  нормах содержатся категорические  предписания, которые не могут  быть заменены другими по усмотрению  субъекта. Диспозитивные нормы определяют  возможность совершения или несовершения  какого-либо действия, выбора варианта  поведения.

5. По роли в механизме  правового регулирования различают  материальные и процессуальные  конституционно-правовые нормы. Материальные  нормы определяют содержание  правового регулирования, права  и обязанности субъектов права. Процессуальные нормы закрепляют  порядок реализации предписаний  материальных норм, форму их воплощения в действительность.

6. По юридической силе  конституционно-правовые нормы различаются  в зависимости от того, какой  акт является источником нормы, а также от разграничения предметов  ведения между Федерацией и  ее субъектами. Наивысшей юридической  силой обладают нормы Конституции  РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в  международных договорах, санкционированные  государством. 7. По территории действия  конституционно-правовые нормы подразделяются  на нормы, которые действуют на  всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются  на часть ее территории (субъект  Российской Федерации, муниципальное  образование).

 

 

2 конституционно  – правовые отношения и их  особенности

Конституционно-правовое отношение  -  возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения  возникают в области общественных  отношений, которые составляют предмет  конституционного права;

2) специфика субъектного  состава. Некоторые субъекты могут  быть участниками только конституционно-правовых  отношений;

3) специфика объектов  конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов  конституционно-правовых отношений  и значительный удельный вес  в нем общих (общерегулятивных) отношений.

 

 

3 Субъекты конституционно  – правовых отношений в РФ

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения. Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически  сложившаяся в рамках определенной  территории общность людей, которая  является носителем суверенитета  и единственным источником власти.

2. Государство и ею  территориальные единицы: Российская  Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная  область, автономные округа, муниципальные  образования. Эти субъекты выступают  в отношениях суверенитета, обладания  территорией и т. п. В отличие  от, например, гражданских правоотношений  в конституционно-правовых отношениях  данные субъекты выступают сами  по себе, а не через свои  государственные органы, органы  местного самоуправления.

3 Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные  объединения - корпоративные субъекты, представляющие собой общности  граждан, объединившихся по какому-либо  признаку или для достижения  определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица  без гражданства.

7. Члены коллегиальных  государственных органов и органов  местного самоуправления - депутаты, члены избирательных комиссий  и др.

 

 

4 Конституция  РФ: понятие, юридические свойства, особенности подготовки и принятия

конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Особенную роль в подготовке и принятии новой Конституции России призваны были сыграть такие учреждения, как Конституционная комиссия и Конституционное совещание.

 Конституционная комиссия - это созданная высшим органом  государственной власти из числа  представителей всех субъектов  Федерации комиссия, имеющая своей  главной задачей разработку проекта  новой российской Конституции. Конституционное  совещание представляет созванную  по инициативе Президента РФ  в 1993 г. конференцию представителей  органов государственной власти  и общественности для завершения  подготовки проекта новой Конституции.

Конституцию отличают и особые юридические свойства.

в верховенстве конституции;

в ее высшей юридической силе ;

в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

в особой охране конституции;

в особом порядке принятия и пересмотра Конституции, внесение в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года.

В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»[6]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому соответствующий референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

 

5 понятие пересмотра  и внесения поправок в конституцию  РФ

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе.

 

 

6 понятие и  содержание основ конституционного  строя РФ

1. Понятие конституционного строя. Человек, его права и свободы как высшие ценности конст. строя.

2. Конституционные характеристики  РФ:

а) демократическое гос-во

б) федеральное гос-во

в) правовое гос-во

г) республиканская форма правления

д) социальное гос-во

е) светское гос-во

ж) экономическая основа

з) суверенное гос-во

3. Понятие народного суверенитета. Основные формы народовластия.

Под основами конституционного строя понимаются главные устои гос-ва, его основные принципы, кот. призваны обеспечить РФ х-р констит. гос-ва (гл. I КРФ).

Эти нормы могут быть изменены только в особом порядке, предусмотренном ст. 135 КРФ.

2. В понятие основ конст. строя РФ входят закрепленные  в КРФ характеристики гос-ва.

 РФ – демокр. гос-во

 Его демократизм находит  выражение в обеспечении в  нем

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"