Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:05, шпаргалка

Краткое описание

1 Конституционно – правовые нормы, их особенности, виды
2 конституционно – правовые отношения и их особенности
3 Субъекты конституционно – правовых отношений в РФ

Файлы: 1 файл

otvety_kompl.docx

— 357.68 Кб (Скачать)

К. з-ны и иные н.п.а. республик не могут противоречить КРФ и ФЗ РФ, принятых в пределах полномочий РФ.

4. Республика в составе  РФ самостоятельно определяет  систему своих органов гос. власти. Каждая республика имеет свой  законод. орган, главу исполн. власти  или главу республики, свое ПР-во, свой Верх. Высш. Арб. Суд.

5. Наличие республиканского  гр-ва. наличие гр-ва РФ и гр-ва  республики означает не двойное  гр-во, а 2 уровня единого гр-ва.

6. Наличие республ. собственности. Она включает землю, недра, имущества  органов гос. власти, памятники культуры.

7. В соотв. со ст. 68 КРФ  республика в составе РФ вправе  устанавливать свой язык. В органах  гос. власти и местн. самоупр. он  употребляется наряду с гос  языком.

8. Республика в составе  РФ вправе выступать в качестве  участника междунар. соглашений, подписывать  договоры с другими иностр. гос-вами, открывать заруб. представительства, участвовать в междун. организациях. Но международная правосубъектность  республики ограничена. Она не  может противоречить КРФ, ФЗ, федер. договору.

9. Право на гос. символику, включ. гос герб, гос. флаг, гос. гимн  и столицу.

10. Республики в составе  РФ не вправе в одностороннем  порядке изменять свой статус, однако статус республики не  может быть изменен и без  ее согласия., ст. 66 ч. 5.

11. Республика вправе самостоят. решать вопрос о своем наименовании.

12. Если ЧП вводится  федер. органами гос. власти РФ, на  тер-рии республики необходимо  предварительное согласие органов  гос. власти этой республики. Если  обстоятельства, служащие основанием  для введения ЧП, затрагивают  территорию только 1 республики, ЧП  в этой республике может быть  введено органами гос. власти  этой республики с немедленным  уведомлением Президента и парламента  РФ.

13. Исключ. полномочия республик  определены их К. на основе  КРФ и федер. договора, но они  не должны противоречить КРФ.

 

 

21. правовое положение  иностранных граждан в РФ

На территории Российской Федерации, кроме граждан России, составляющих большинство населения, постоянно проживают или временно находятся лица  не имеющие гражданства Российской Федерации, - так называемые «иностранцы».

Иностранными гражданами  признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

В основе правового статуса не состоящих в российском гражданстве лиц лежит принцип национального   режима, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Правовое положение иностранных граждан, пребывающих на территории России, определяется Законом СССР от 24 июня 1981 г. (в редакции от 15 августа 1996 г.) «О правовом положении иностранных граждан в СССР»: 

равенство иностранных граждан перед законом независимо от каких-либо условий; использование ими прав и свобод в той мере, в какой оно не наносит ущерб интересам Российской Федерации, правам и законным интересам граждан Российской Федерации; обязанность уважать Конституцию и соблюдать законы.

Факт постоянного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации существенным образом определяет особенности его правового положения.

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России, имеют право на трудовую деятельность, на отдых, на охрану здоровья, на получение пособий, пенсий и других форм социального обеспечения, на обеспечение жильем. Иностранные граждане также имеют право получать образование, пользоваться достижениями культуры, им гарантируется свобода совести, они могут, заключать и расторгать браки с гражданами России.

Законодательство Российской Федерации устанавливает определенные ограничения в правах, свободах и обязанностях для иностранных граждан и лиц без гражданства. Прежде всего, эти ограничения касаются политических прав, обладание которыми неразрывно связано с наличием гражданства Российской Федерации. Кроме того, они не имеют права находиться на государственной службе, участвовать в отправлении правосудия, не несут воинской обязанности и др.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.

За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в Российской Федерации к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф, а злостное  нарушение иностранными гражданами правил пребывания в Российской Федерации влечет  за собой уголовную ответственность.

Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен   определенный ему срок пребывания.

Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России:

1) если его действия  противоречат интересам обеспечения  государственной безопасности или  охраны общественного порядка;

2) если это необходимо  для охраны здоровья и нравственности  населения, зашиты прав и законных  интересов граждан России и  других лиц;

3) если он грубо нарушил  законодательство о правовом  положении иностранных граждан  в Российской Федерации, таможенное, валютное или тое российское  законодательство.

Следует отметить, что находящиеся на территории России сотрудники иностранных дипломатических и консульских представительств и члены их семей имеют особый правовой статус, который складывается из привилегий  иммунитетов, установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

 

 

22 система личных  прав и свобод человека и  гражданина в РФ

Характерной особенностью этой группы прав и свобод является принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

В эту группу входят: · право на жизнь (ст. 21); · право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); · право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23 п. 1); · право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 п. 2); · право на неприкосновенность жилища (ст. 25); · право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1); · право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2); · свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России); · свобода совести (ст. 28); · свобода мысли (ст. 29 п. 1); · право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38). · право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ст. 47 п. 1); · право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47 п.2); · право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 п. 1); · право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48, п. 2); · презумпция невиновности (ст. 49 п. 1); · право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказании (ст. 50 п. 3); · право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ст. 51 п. 1); · право потерпевших на доступ к правосудию и компенсации ущерба (ст.52); · право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).

 

 

23 система политических  прав и свобод российских граждан

Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся:

· свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); цензура запрещается; · право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ; · право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31); · право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1); · право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2); · равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4); · право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5); · право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

 

 

24 экономические, социальные и культурные права  и свободы человека и гражданина  в РФ

Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.

К этой группе относятся:

· право на предпринимательскую деятельность (ст. 34); · право на частную собственность (ст. 35); · право на свободный труд (ст. 37 п. 1-3); · право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст. 37 п. 4); · право на отдых (ст. 37 п. 5); · право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст. 39 п.1); · право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3); · право на жилище (ст. 40); · право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); · право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); · право на образование (ст. 43); · свобода творчества (ст. 44); · право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44); · право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст. 44 п.2); · право на возмещение материального вреда, причиненными незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностными лицами (ст. 53), а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

 

 

25 избирательный  процесс в РФ: понятие, основные  стадии. Практика проведения выборов  в органы государственной власти в РФ

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье. В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"