Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:05, шпаргалка
1 Конституционно – правовые нормы, их особенности, виды
2 конституционно – правовые отношения и их особенности
3 Субъекты конституционно – правовых отношений в РФ
Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Лицо, назначаемое на должность Уполномоченного по правам человека, должно отвечать определенным требованиям: быть гражданином России, в возрасте не моложе 35 лет, иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность (сроком на пять лет) Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.
Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан России и находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Жалоба может стать предметом рассмотрения со стороны Уполномоченного, если, во-первых, заявитель ранее обжаловал указанные решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по жалобе; во-вторых, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Ежегодно Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, высшим органам судебной власти РФ, Генеральному прокурору. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете».
12 отличие конституционно – правового статуса человека от конституционно – правового статуса гражданина
Права человека являются естественными и неотчуждаемы-ми правами, которые принадлежат ему по рождению, к числу неотчуждаемых прав обычно относят право на жизнь, свободу, личную безопасность, неприкосновенность личности и т. п.
Что же касается прав гражданина, то они связаны с фактом гражданства, т. е. принадлежности лица к определенному госу-дарству или политическому обществу. К таким правам относят избирательные права, право на объединение в определенные по-литические партии и союзы и т. д.
Ряд прав и обязанностей человека и гражданина возникают только по достижении определенного возраста: например, право на труд -- с 16 лет, воинская обязанность -- с 18 лет, а право собственности возникаете момента рождения, иногда и до рождения, когда наследниками могут стать дети, родив-шиеся после смерти наследодателя.
13 понятие и
классификация основных прав
и свобод человека и
В юридической литературе конституционные права и свободы граждан делят на три основные группы:
- личные права и свободы граждан;
- социальные, экономические и культурные права и свободы;
- политические права и свободы гражданина.
Рассмотрим каждую из групп подробнее:
Личные права и свободы граждан
Характерной особенностью этой группы прав и свобод является принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.
В эту группу входят:
· право на жизнь (ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);· право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23 п. 1); право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 п. 2); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); · право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1); · право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2); · свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России); · свобода совести (ст. 28);
· свобода мысли (ст. 29 п. 1); · право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).
Политические права и свободы гражданина
Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся:
· свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); цензура запрещается; · право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ; · право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31); · право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1); · право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2); · равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4); · право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5);
Социальные, экономические и культурные права и свободы
Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.
К этой группе относятся:
· право на предпринимательскую деятельность (ст. 34); · право на частную собственность (ст. 35); · право на свободный труд (ст. 37 п. 1-3); · право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст. 37 п. 4); · право на отдых (ст. 37 п. 5); · право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст. 39 п.1); · право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3); · право на жилище (ст. 40); · право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); · право на образование (ст. 43);
14 институт уполномоченного по правам человека в РФ
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:
обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.
В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.
15 понятие законодательного процесса и его стадии
Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган, в соответствии с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издавать федеральные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Таким образом, в широком смысле законодательный процесс рассматривается именно как порядок деятельности Федерального Собрания по созданию законов — федеральных и федеральных конституционных законов. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, законодательный процесс можно представить как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. законодательный процесс является строго регламентированной процедурой принятия закона, которая, в свою очередь, включает в себя ряд парламентских процедур, начиная от внесения законопроекта в парламент и кончая опубликованием принятого закона и его вступлением в силу.
Законодательный процесс как любой юридический процесс и как рассматриваемая здесь процедура имеет свои стадии. Стадии законодательного процесса, где законопроекты рассматриваются на заседании палат, называются чтениями. Иные стадии связаны с работой комитетов и комиссий палат и поэтому часто называются комитетскими. В каждой стране законодательный процесс имеет свои особенности, тем не менее возможно представить его общую схему.
Как правило, выделяются следующие общие стадии законодательного процесса:
внесение законопроекта или законопредложения (законодательная инициатива);
рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
принятие закона;
промульгация (подписание закона главой государства);
опубликование закона.
Последняя из названных стадий иногда разделяется на две:
а) санкционирование (подписание) главой государства;
б) промульгацию с официальным опубликованием.
16 понятие, принципы
и конституционные основы
Гражданство - устойчивая правовая связь человека с гос-вом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответст-венности, основанная на признании, уважении достоинства основных прав и свобод человека.
Гражданство – это правовое, а не фактическое состояние. Граждан-ство юридически оформляется док-ми:
1) паспорт гражд. РФ 2) свид. о рождении
Принципы гражданства:
1. Гражд. РФ является единым. Граждане РФ, постоянно прожи-вающие на тер-рии республики в ее составе, явл. одновременно граждана-ми республики.
2. Гражд. является равном (все гр. РФ равны перед з-ном).
3. Г. РФ имеет открытый
и свободный х-р. Россия поощряет
приоб-ретение гражд. РФ лицами
без гражданства и не
4. Гражданин РФ не может
быть лишен своего гражданства
по ини-циативе гос-ва в
5. Гражданину РФ представляется возможность иностр. гос-ва (двойное гр-во) – ст. 62 КРФ (I).
Условия:
а) требуется ходатайство лица б) разрешение на это гражданство в) наличие соотв. договора с тем гос-вом в гражданстве кот. состоит или хочет принять ходатайствующее лицо г) решение о разрешении гражданства РФ прин. Президентом
6. Гражд. РФ сохр. за лицами, прожив. за пределами РФ,
7. Принцип, на основании кот. заключение или расторжение брака а иностр. гражданином, лицом без гражд., не несет изменение гр. РФ, а рав-но при изменении гр. других супругов.
8. Гражданам РФ, наход. за ее пределами, РФ гарантирует свою за-щиту и покровительство (ст. 61 ч.2)
9. Наличие института почетного гражданства.
Почетн. гр. может быть предоставлено лицу, не явл. гр. РФ, имею-щему выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом с его со-гласия. Почетн. гр. предоставл. Президентом РФ.
2. Ст. 12 з-на "О гражданстве" устанавливает, что оно приобретает-ся
1) в рез-те его признания
2) по рождению 3) в порядке регистрации
4) в рез-те приема гражд. 5) в
рез-те восстановления в