Президентом РФ может быть избран
гражданин РФ (при отсутствии двойного
гражданства) не моложе 35 лет, постоянно
проживающий в Российской Федерации не
менее 10 лет. Одно и то же лицо не может
занимать пост Президента РФ более двух
сроков подряд. Порядок выборов определяется
федеральным законом. Сегодня — это закон
«О выборах Президента Российской Федерации»,
принятый 31 декабря 1999 г.
Выборы Президента РФ считаются
состоявшимися, если в них приняли участие
более 50% зарегистрированных избирателей.
Избранным считается кандидат, набравший
более 50% от явившихся на выборы избирателей.
В случае, если ни один из кандидатов не
набрал более 50%, проводится второй тур,
в котором участвуют два кандидата, набравшие
большее количество голосов. Избранным
считается кандидат, набравший больше
голосов, при условии что против обоих
подано меньше голосов, чем за победителя.
Президент РФ вступает в должность
по истечении 4 лет со дня вступления в
должность Президента РФ, избранного на
предыдущих выборах, а при повторных выборах
— на 30-й день со дня опубликования результатов
выборов.
Исполнение обязанностей начинается
с момента принесения присяги, текст которой
vтвepждeн в Конституции (ст. 82). По определению
ч. 2 ст. 82 Конституции РФ присяга приносится
в торжественной обстановке в присутствии
членов Совета Федерации, депутатов Государственной
Думы и судей Конституционного суда РФ.
32 процедура отрешения
Президента РФ от должности
Отрешение Президента от должности
- это процедура привлечения к юридической
ответственности главы государства. Впервые
такая процедура под названием «импичмент»
была установлена Конституцией США.
Конституция РФ предусматривает
основания и порядок отрешения Президента
РФ от должности.
Основаниями для отрешения
Президента РФ от должности являются совершение
Президентом РФ государственной измены
или иного тяжкого преступления. Перечень
тяжких преступлений определяется в УК
Российской Федерации.
Процедура отрешения Президента
РФ от должности складывается из трех
этапов.
1. Выдвижение Государственной
Думой обвинения против Президента
РФ для отрешения его от
должности. Инициатива в принятии
такого решения должна исходить
не менее чем от одной трети
депутатов Государственной Думы. Предложение
о выдвижении обвинения против Президента
РФ должно содержать конкретные указания
на признаки тяжкого преступления, которое
вменяется в вину Президенту РФ.
Предложение о выдвижении обвинения
против Президента РФ и заключение специальной
комиссии рассматривается на заседании
Государственной Думы. По итогам обсуждения
Государственная Дума двумя третями голосов
от общего числа депутатов палаты принимает
постановление о выдвижении обвинения
против Президента РФ в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления
для отрешения его от должности. Постановление
Государственной Думы о выдвижении обвинения
против Президента РФ в пятидневный срок
направляется в Совет Федерации, а также
в Конституционный Суд Российской Федерации
и Верховный Суд для дачи заключения.
Если предложение о выдвижении
обвинения против Президента РФ не получило
поддержки большинства в две трети голосов
от общего числа депутатов палаты, Государственная
Дума оформляет постановление об отказе
в выдвижении обвинения против Президента
РФ.
2. Подтверждение решения
Государственной Думы заключением
Верховного Суда Российской Федерации
о наличии в действиях Президента
РФ признаков преступления и
заключением Конституционного Суда
Российской Федерации о соблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения.
3. Принятие Советом Федерации
решения об отрешении Президента
РФ от должности.
Решение Совета Федерации об
отрешении Президента РФ от должности
должно быть принято не позднее чем в трехмесячный
срок после выдвижения Государственной
Думой обвинения против главы государства.
Если в этот срок решение Совета Федерации
не будет принято, обвинение против Президента
РФ считается отклоненным.
Решение Совета Федерации об
отрешении Президента РФ от должности
считается принятым, если за него проголосовало
не менее двух третей от общего числа членов
Совета Федерации, и оформляется постановлением
Совета Федерации .
Если решение Совета Федерации
об отрешении Президента РФ от должности
не набрало необходимого количества голосов,
рассмотрение обвинения против Президента
РФ прекращается, что оформляется постановлением
Совета Федерации.
Постановление Совета Федерации
незамедлительно доводится через средства
массовой информации до всеобщего сведения.
С момента досрочного прекращения
полномочий Президента РФ по рассмотренным
выше основаниям до избрания нового главы
государства соответствующие государственные
функции временно исполняет Председатель
Правительства РФ. Исполняющий обязанности
Президента РФ не вправе распускать Государственную
Думу, назначать референдум, а также вносить
предложения о поправках и пересмотре
положений Конституции РФ.
33 порядок формирования
и структура Федерального Собрания
РФ
Федера́льное собра́ние
— высший представительный и законодательный
орган России (согласно статье 94 Конституции
Российской Федерации). Парламент Российской
Федерации
Функции и полномочия
Федерального собрания распределены между
двумя палатами — Государственной думой
и Советом Федерации (согласно статье
95 Конституции Российской Федерации).
Федеральное собрание
является постоянно действующим органом
(статья 99 Конституции Российской Федерации).
Обе палаты могут
собираться совместно для заслушивания
посланий Президента Российской Федерации,
посланий Конституционного суда Российской
Федерации, выступлений руководителей
иностранных государств (статья 100 Конституции
Российской Федерации).
Федеральное Собрание
состоит из двух палат: Государственной
Думы (нижней палаты) и Совета Федерации
(верхней палаты).
Состав палат, как
и принципы их комплектования, различен.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов,
а в Совет Федерации входят по два представителя
от каждого субъекта Российской Федерации:
по одному от представительного и исполнительного
органов государственной власти (в Российской
Федерации 83 субъекта, следовательно 166
членов Совета Федерации). При этом одно
и то же лицо не может одновременно являться
членом Совета Федерации и депутатом Государственной
думы. Государственная дума избирается
на конституционно установленный срок
— 5 лет, а Совет Федерации установленного
срока своей легислатуры не имеет. Но как
порядок формирования Совета Федерации,
так и порядок выборов депутатов Государственной
думы устанавливается федеральными законами.
Федеральное Собрание
является единым парламентским организмом,
но это не означает, что его палаты действуют
во всех случаях совместно. Напротив, Конституция
Российской Федерации устанавливает,
что Совет Федерации и Государственная
Дума заседают раздельно. Палаты могут
собираться совместно только в трех установленных
Конституцией Российской Федерации случаях:
для заслушивания
посланий президента Российской Федерации;
для заслушивания
посланий Конституционного Суда Российской
Федерации;
для заслушивания
выступлений руководителей иностранных
государств.
34 государственная дума
Федерального собрания РФ: порядок
формирования, внутренняя структура,
полномочия
Согласно Конституции
РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является
парламентом РФ. Федеральное Собрание
– представительный орган РФ. Тем самым
Конституция РФ устанавливает, что формой
государства РФ является представительная
демократия, в условиях которой формирование
политической воли народа возлагается
на народное представительство.
Конституция РФ
(ст. 94) характеризует Федеральное Собрание
РФ как законодательный орган РФ.
Как и предыдущие
конституции России, действующая Конституция
РФ закрепляет двухпалатную структуру
парламента: Федеральное Собрание РФ состоит
их Совета Федерации и Государственной
Думы. Государственная Дума представляет
все население РФ, а Совет Федерации состоит
из членов, представляющих все субъекты
РФ. Совет Федерации призван выражать
интересы отдельных местностей, региональные
мнения.
В Федеральном Собрании
РФ палаты самостоятельно решают вопросы,
относящиеся к их ведению в соответствии
с Конституцией РФ. Она предусматривает
(ст. 100), что палаты могут собираться совместно
лишь для заслушивания посланий Президента
РФ, посланий Конституционного Суда РФ
и выступлений руководителей иностранных
государств.
Основными функциями
парламента являются:
1)представительство;2)
законотворчество;3) контроль.
Основными стадиями
законодательного процесса являются:
1) внесение законопроекта
в Государственную Думу;
2) рассмотрение
законопроекта в Государственной
Думе, принятие или отклонение
закона;
3) рассмотрение
закона Советом Федерации, его
одобрение или неодобрение;
4) подписание
Президентом РФ и обнародование
закона. Субъектами права законодательной
инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции
РФ): 1) Президент РФ;2) Совет Федерации;3)
депутаты Государственной Думы;4) Правительство
РФ;5) законодательные (представительные)
органы государственной власти субъектов
РФ;6) Конституционный Суд РФ, Верховный
Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, но
только по вопросам их ведения.
В реализации этих
функций участвуют обе палаты Федерального
Собрания (что также свидетельствует о
единстве правовой природы законодательного
органа России), и реализация функций осуществляется
посредством конкретных полномочий палат.
Полномочия Совета Федерации и Государственной
Думы закреплены непосредственно в Конституции
РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого
перечня, однако развитие конституционных
правоотношений пошло по пути расширения
конституционно установленных полномочий
палат Федерального Собрания в специальном
(отраслевом) законодательстве.
Основной функцией
парламента, безусловно, является функция
законотворчества. В законодательном
процессе участвует множество субъектов,
однако основная нагрузка в законотворческой
деятельности ложится на нижнюю палату
Федерального Собрания – Государственную
Думу.
В соответствии
со ст. 105 Конституции РФ Государственной
Думой принимаются федеральные конституционные
законы и федеральные законы РФ. Совет
Федерации и Государственная Дума образуют
комитеты и комиссии, являющиеся постоянно
действующими органами соответствующих
палат (ст. 101). Комитеты палат по вопросам,
отнесенным к их ведению, осуществляют
подготовку и предварительное рассмотрение
законопроектов, организуют проводимые
палатами парламентские слушания. Они
решают вопросы организации своей деятельности
и осуществляют подготовку заключений
по принятым Государственной Думой федеральным
законам.
Организация и проведение
парламентских слушаний возлагаются на
соответствующие комитеты палаты. Комитеты
и комиссии палат могут совместно организовывать
парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных
на парламентские слушания, определяется
комитетами палаты, которыми организуются
эти слушания.
Правовыми формами
реализации полномочий Федерального Собрания
РФ являются принимаемые им нормативные
правовые акты.
35 правовой статус депутата
государственной думы федерального
собрания. Гарантии депутатской
деятельности
Статус депутата,
члена выборного органа местного самоуправления,
выборного должно-стного лица местного
самоуправления 1. Депутату, члену выборного
органа местного самоуправления, выборному
должностному лицу местного самоуправления
гарантируются условия для беспрепятственного
и эффективного осуществления полномочий,
защита прав, чести и достоинства. 2. Срок
полномочий депутата, члена выборного
органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления
не может быть меньше двух лет. Установленный
срок полномочий не может быть изменен
в течение текущего срока полномочий.
3. Полномочия депутата, члена выборного
органа местного самоуправления начинаются
со дня его избрания и прекращаются с момента
начала работы выборного органа местного
самоуправления нового состава. Полномочия
выборного должностного лица местного
самоуправления начинаются со дня вступления
его в должность и прекращаются в день
вступления в должность вновь избранного
должностного лица. 4. Глава муниципального
образования, депутат, член выборного
органа местного самоуправления, другие
выборные должностные лица местного самоуправления
в соответствии с уставом муниципального
образования могут осуществлять свои
полномочия на постоянной основе. 5. Уставами
муниципальных образований в соответствии
с законами субъектов Российской Федерации
может быть предусмотрена возмож-ность
отзыва населением депутата, члена выборного
органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного само-управления.
6. Статус депутата, члена выборного органа
местного самоуправления, выборного должност-ного
лица местного самоуправления и ограниче-ния,
связанные со статусом этих органов и
лиц, устанавливаются Конституцией Российской
Федерации, федеральным законом, законами
субъектов Российской Федерации. 7 Депутаты
члены выборных органов местного самоуправления,
выборные должностные лица местного самоуправления
на территории муниципального образования
не могут быть задержаны (за исключение’.’
случаев задержания на месте преступления),
подвергнуты обыску по месту жительства
или работы, арестованы, привлечены к уголовной
ответственности без согласия прокурора
субъекта Российской Федерации. 8. Депутатам
и членам выборных органов местного самоуправления,
осуществляющим свои полномочия на постоянной
основе, выборным должностным лицам местного
самоуправления социальные гарантии,
связанные с пребыванием на этих должностях,
устанавливаются законами субъектов Российской
Федерации.
36 Основания и порядок
роспуска Государственной думы.